Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
учебно-методический материал по математике
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_matematicheskoy_gramotnosti_15.02.docx | 150.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
“Математическая грамотность младшего школьника, как компонент функциональной грамотности”
Подготовила:учитель начальных классов Алеева В.Р
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности
Задачи мастер-класса:
- показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности учащихся;
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход мастер-класса
Организационный этап.
- Предлагаю вам взять листочки и в течение 30с написать, что вы вкладываете в понятие «Функциональная грамотность».
Давайте наполним нашу «Корзину понятий» вашими ассоциациями.
Вводная часть
О, математика, земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
- Я надеюсь, вы поняли, о какой составляющей общей функциональной грамотности мы будем говорить на мастер-классе.
-Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир математики, где и просто, и сложно, и очень интересно.
Теоретическая часть
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Математическая грамотность младшего школьника трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
Ориентиром для нас является обновлённый стандарт начального общего образования.
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Проще говоря, сегодня важна не столько степень усвоения учебного материала, сколько способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач. «Ум применяется не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока, через внеурочную деятельность найти ту систему заданий, которая приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Практическая часть
Мы сейчас проведём небольшой квест. Ключевую роль в этом процессе будет играть решение задач, что потребует от вас определённых умственных усилий. А вот что будет результатом этого квеста, вы узнаете в конце нашего мастер класса.
Итак, первое задание будет связано с литературным чтением. Не секрет, что современные дети не любят читать. Но они любят придумывать что-то необычное, неординарное, и мы договорились составлять задачи по прочитанному, что очень хорошо для математики. Так вот задание. Попробуйте составить задачу по сказке. А потом мы её решим и попробуем определить по какому произведению она составлена. У вас 2 минуты.
А мы пока потренируемся.
Сосчитайте и определите о каком произведении идёт речь.
1.«У мартышки были очки-15 штук. 10 штук она разбила. Сколько штук осталось?» (Басня «Мартышка и очки», Иван Андреевич Крылов)
2. «На островке сидело 9 зайцев, а на бревне в 3 раза меньше. Сколько всего зайцев?» (Стихотворение «Дед Мазай и зайцы», Николай Алексеевич Некрасов)
3. «Змей Горыныч пролетел 40 км за 2 часа. С какой скоростью он летел?» («Никита Кожемяка», русская народная сказка)
Второе задание.
От литературных произведений перейдем к действительности.
Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:
1. Книга, книжная полка, рулетка.
(Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)
Модельный ответ:
Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
2. Стол, новогодняя елка, кошелек.
(Участники выбирают дополнительный источник информации: Рекламный журнал магазина «Магнит»)
Модельный ответ:
Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.
Подумайте, как будут представлены результаты вашей работы ( таблица, рисунок, диаграмма и т.п.)
Каждая группа представляет результат своей работы.
Уважаемые коллеги, выполняя задание, вы проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. А креативность – одна из составляющих общей функциональной грамотности человека. Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.
Задание для присутствующих.
Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок? (5)
На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.
– У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.
– А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.
Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).
Третье задание.
Будет многоступенчатое. Мы превращаем наш класс в школу ремонта. Я – прораб. Вы сегодня работаете в 2-х профессиональных бригадах.
А) Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.
1 карточка. А 54:2:9 Л 72:3:6 М 12х6:72 Р 34+9х4 Я 50-54:6
| 2 карточка. П 9х4:9 Т 3х(16:4) Н 32:8х7 И 9х8:2 К 35:5х7 О 81:9 Л 36х2:9
|
Проверка работы бригад.
1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
1 | 3 | 4 | 41 | 70 |
М | А | Л | Я | Р |
2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
Б) А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.
Задачи – расчеты.
- Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Решение |
- Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Решение |
Проверка работы бригад.
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м
В) Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1кв. м уходит 2 литра краски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
Проверка работы бригад.
1 бригада – 15 кв.м х 2 х 130=3900 руб.
2 бригада – 20м х 60=1200руб.
- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
- Конечно же финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.
- Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общей массой 2 кг 700г. Масса самого папиного портфеля 300г. Сколько килограммов принесет папа на работу, если (хотя это ему и не известно) его двухлетняя дочка Маша положила в портфель еще и утюг, масса которого 3кг? (6кг)
- Спасаясь от таксы Дуськи,40 бабушек забрались на дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидят по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4 бабушки)
- Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните? (Дело объясняется очень просто. Сели за стол не четверо, а только трое: дед, сын и внук. Дед и сын – отцы, а сын и внук – сыновья)
- В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной).
- Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).
- Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).
Наш квест закончен, а результатом вашей работы станет новая информация. Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах пазлов и какие математические открытия они совершили?
Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.
Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.
Подведение итогов мастер-класса
Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Яблочки – ключевые компетенции этой личности
Вода – педагогические технологии
Лейка – учитель
Учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться водой, т.е.
заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Я попыталась представить различные задания в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для детей определённого возраста.
Достигла ли я своей цели? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...
Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты. Материалы по обучению....