Диагностическая работа по определению математической грамотности младшего школьника (2 класс)
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Ященко Екатерина Павловна

Математическая грамотность младшего школьника, 2 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по определению математической грамотности младшего школьника (2 класс)

Задание №1.

Перед самым Новым годом Маша отпросилась у родителей в кафе с Леной. Там сейчас так красиво!

Маша решила купить себе горячий шоколад и йогуртовый десерт. Лена заказала чай облепиховый и овсяное печенье. Хватит ли Маше денег для оплаты своего заказа?

У Маши было:

У Лены:

   

Напитки

Стоимость

Горячий шоколад

155 р

Какао

135 р

Облепиховый чай

115 р

Смородиновый чай

120 р

Десерт

Стоимость

Йогуртовый десерт

55 р

Ванильный десерт

50 р

Овсяное печенье

45 р

Кокосовое печенье

60 р

Ответ: ____________

Хватит ли всех денег девочек для оплаты общего заказа?

Ответ: ____________

Задание №2

Маше на уроке математики учительница выдала карточку с таким заданием. «Соедини линиями числовые выражения с их словесными формулировками». Помоги Маше справиться с этим заданием.

Разность чисел сорока и пяти уменьшить на восемь

40-5

Уменьшаемое сорок, вычитаемое пять

8+(40-5)

Сумма чисел сорока и пяти

(40+5)-8

К восьми прибавить сумму чисел сорока и пяти

(40-5)-8

Сумму чисел сорока и пяти уменьшить на восемь

8+(40+5)

К восьми прибавить разность чисел сорока и пяти

40+5

Задание №3

Ты отлично справился с заданием! Помоги Маше выполнить вторую карточку.

Составь пары «величина – то, что измеряется этой величиной». Выбери верный вариант ответа.

1.Килограмм

А. Объем банки компота

2. Литр

Б. Масса слона

3. Тонна

В. Мешок картофеля

  1. 1-Б, 2-А, 3-В
  2. 1-А, 2-В, 3-Б
  3. 1-В, 2-А, 3-Б.

Задание №4

Вот третья карточка для Маши. Помоги девочке определить время по часам.

Какое время показывают часы? Запиши ответ.

Ответ:

Первые часы: ______ч________мин

Вторые часы: ______ч________мин

Задание №5

Мама Маши в субботу проснулась, когда часы показывали:

   

Папа проснулся, когда часы показывали:

Кто проснулся раньше, папа или мама? Насколько раньше?

Ответ:________________________________________________.

Задание №6

Мама и папа решили начать подготовку к Новому году. Мама купила каждому члену семьи по два подарка (себе не покупала). Сколько подарков купила мама, если их семья состоит из бабушки, дедушки, папы и дочки Маши?

Ответ: ________ подарков купила мама.

Папа купил маме три подарка. Сколько всего подарков на Новый год будет лежать под елкой для всей семьи?

Ответ:_________ подарков на Новый год будет лежать под елкой?

Задание №7

Папа и мама начали покупать новогодние украшения для дома. Посчитайте доход и расход семьи при подготовке к Новому году. На сколько доход семьи превышает расход?

Зарплата мамы – 70 р.

Зарплата папы – 100 р.

Стоимость гирлянд – 30 р.

Стоимость елочных игрушек – 20 р.

Стоимость мишуры – 23 р.

Упаковка подарков – 14 р.

Украшения на окна – 17 р.

Новогодние салфетки – 6 р.

Пенсия дедушки – 50 р.

Пенсия бабушки – 40 р.

Ответ:

Доход семьи:_______р

Расход семьи:______р.

На_______р.

Задание №8

Перед Новым годом бабушка и Маша решили испечь печенье.

Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.

Вопрос

Ответ

Сколько Снеговиков испекли бабушка и Маша?

Какого печенья они испекли меньше всего?

Сколько всего печенья испекли Маша с бабушкой?

Насколько больше испеки снежинок, чем елочек?

Задание №9

Маша нарезала подарочную ленту на кусочки. Все отрезки были разной длины. Помоги Маше разложить ленточки для подарков в порядке их увеличения:

2 см, 1 м, 3 мм, 1 см 2 мм, 1 дм, 11 см, 9 дм.

Ответ:________________________________________________________________________.

Задание №10

В воскресенье вся Машина семья поехала в театр на новогодний спектакль.

Маша с родителями поехали по первому пути. Они доехали до театра на трамвае за 45 минут. А бабушка с дедушкой выбрали второй путь. Они сначала доехали до метро на автобусе за 10 минут. Затем пересели на метро, где ехали на 15 минут дольше, чем на автобусе. Какой путь до театра оказался короче?

Ответ:_________________ путь до театра оказался короче?

Ответы к заданиям:

Задание №1

Ответ: Нет

Ответ: Да

Задание №2

Разность чисел сорока и пяти уменьшить на восемь

40-5

Уменьшаемое сорок, вычитаемое пять

8+(40-5)

Сумма чисел сорока и пяти

(40+5)-8

К восьми прибавить сумму чисел сорока и пяти

(40-5)-8

Сумму чисел сорока и пяти уменьшить на восемь

8+(40+5)

К восьми прибавить разность чисел сорока и пяти

40+5

Задание №3

3.1-В, 2-А, 3-Б.

Задание №4

Первые часы: 4 ч 25  мин

Вторые часы: 5  ч 50  мин

Задание №5

Ответ: Раньше проснулась мама. На 1 час 15 мин.

Задание №6

Ответ: 8 подарков купила мама.

Ответ: 11  подарков на Новый год будет лежать под елкой.

Задание №7

Доход семьи: 260 р

Расход семьи:110 р.

На 150 р.

Задание №8

Вопрос

Ответ

Сколько Снеговиков испекли бабушка и Маша?

20 шт

Какого печенья они испекли меньше всего?

Сапожок

Сколько всего печенья испекли Маша с бабушкой?

48 шт

Насколько больше испекли снежинок, чем елочек?

На 7 шт

Задание №9

3 мм, 1 см 2 мм, 2 см, 1 дм, 11 см, 9 дм, 1 м.

Задание №10

Ответ: Второй путь до театра оказался короче.

Умения, на проверку которых данные задания:

Задание №1

Работать с информацией, представленной с помощью текста и рисунка;

Задание №2

Чтение и запись чисел: устанавливать соответствие между словесной и цифровой записью числа;

Задание №3

Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины; практическое умение считать непрерывные величины (жидкие, сыпучие, протяженные);

Задание №4

Работать с информацией, представленной с помощью рисунка;

Задание №5

Вычитать именованные числа; работать с информацией, представленной с помощью текста и рисунка;

Задание №6

Решение текстовой задачи в 2 действия;

Задание №7

Выбирать арифметическое действие для получения верного равенства при сложении-вычитании чисел; углубить и расширить представления детей о жизни; 

Задание №8

Задание на воспроизведение и применение знаний: чтение простой диаграммы, находить с её помощью ответ на вопрос и сравнивать величины;

Задание №9

Устанавливать правило-закономерность;

Задание №10

Задание на решение многошаговых задач: умение выделять и запоминать все условия учебной задачи;

Возможные трудности у обучающихся при выполнении задания:

Задание №1

Планирование хода рассуждения; применение знаний в жизненной ситуации;

Задание №2

Отсутствие базы знаний названий компонентов арифметических выражений; неумение на слух воспринимать словесное арифметическое выражение и соотносить с числовой записью;

Задание №3

Применение знаний в нестандартной ситуации; формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины;

Задание №4

Отсутствие у учащихся опыта пользования часами с циферблатом,

Задание №5

Отсутствие опыта представления циферблата и умения им пользоваться; отсутствие вычислительного навыка, который не дает возможности учащимся определять время по часам;

Задание №6

Планирования хода рассуждения;

Задание №7

Решение задач позволяет углубить и расширить представления детей о жизни, формирует у них практические умения; недостаточное умение определять компоненты необходимых арифметических действий;

Задание №8

При выполнении ученику нужно использовать одновременно данные из текста, таблицы и диаграммы;

Задание №9

Оценить место заданного числа в числовом ряду;

Задание №10

Планирования хода рассуждения; недостаточное умение видеть в задаче данные числа и искомое число;

Пути коррекции возможных трудностей обучающихся:

Формирование математической грамотности младших школьников на уроках математики можно начать с решения нестандартных задач. Необходимо научить детей размышлять.

Педагогу необходимо научить обучающихся представлять ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее при помощи рисунка, отрезков, чертежа. Для формирования информационной грамотности необходимо использовать задачи, предоставляющие информацию в таблицах и диаграммах.

Учащийся должен, при помощи педагога, научиться решать задачу разными способами, искать нестандартные пути решения задач. Порой бывает удивителен ход мысли ребенка, находящего новый путь решения, который приводит к верному ответу. Необходимо позволить детям мыслить, подходить к решению творчески, не ограничивать их рамками стандартного мышления.

Начиная с первого класса, требуется учить детей разбивать задачи на части, составлять и решать обратные задачи, задачи с недостающими данными, дополнять условие и ставить свои вопросы к задачам.

Положительный эффект оказывает использование на уроках логических задач. Младшие школьники очень любят такой вид работы. При этом, решение таких задач требует анализа условия задачи и построения логической цепочки рассуждений. Очень полезны задачи с геометрическим содержанием. Я бы рекомендовала чаще использовать с младшими школьниками и задачки-шутки.

Для лучшего усвоения материала и формирования математической грамотности, на уроках необходимо моделировать жизненные ситуации, применять игровые моменты. Можно давать детям задания, которые требуют от учащихся сформулировать свою точку зрения и ее обосновать.

Таким образом, дети повышают свою математическую грамотность, развивают образное мышление, применяют собственные знания для решения задач в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа по теме «Математическая грамотность младшего школьника: особенности организации процесса обучения»

Комплексная (интегрированная) контрольная работа для учащихся 4 класса по предмету математика...

Входная диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 4 классов

Данная работа поможет проверить уровень сформированности математической грамотности у обучающихся 4 классов на начало учебного года...

Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности для обучающихся 4- х классов

Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности для обучающихся 4- х  классов...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Диагностическая работа по определению читательской грамотности для обучающихся по адаптированной программе ФГОС НОО (ОВЗ) 2-х классов и спецификация

Диагностическая работа по определению читательской грамотности  для обучающихся по адаптированной программе ФГОС НОО (ОВЗ)  2-х классов и спецификация          ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...