Дружим с математикой (1- 4 класс)
рабочая программа по математике
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_druzhim_s_matematikoy_1-4.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка «Дружим с математикой»
Программа направлена на развитие интеллектуального направления. «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика содержания занятий
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Личностные результаты :
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результат :
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
- Числа. Арифметические действия. Величины
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
- Мир занимательных задач
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
- Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
- Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
- Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
- Геометрическая мозаика
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков | 1 | |
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | 1 | |
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений | 1 | |
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | 1 | |
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) | 1 | |
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). | 1 | |
Занимательные задания с римскими цифрами | 1 | |
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | 1 | |
Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице | 1 | |
Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | |
Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу | 1 | |
Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу | 1 | |
Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |
Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | 1 | |
"Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. | 1 | |
"Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. | 1 | |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения | 1 | |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | 1 | |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов | 1 | |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 1 | |
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи» | 1 | |
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи» | 1 | |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу | 1 | |
Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20 | 1 | |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе | 1 | |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного | 1 | |
Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 | |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. | 1 | |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | |
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | 1 | |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Дата |
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Двузначные числа и их запись | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Решаем примеры и задачи | ||
Умножение и деление чисел | ||
Умножение и деление чисел | ||
Умножение и деление чисел | ||
Во сколько раз больше или меньше | ||
Во сколько раз больше или меньше | ||
Во сколько раз больше или меньше | ||
Итоговое занятие |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Дата |
Числа от 0 до 100 | ||
Действия с числами от 0 до 100 | ||
Действия с числами от 0 до 100 | ||
Действия с числами от 0 до 100 | ||
Действия с числами от 0 до 100 | ||
Числа от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Действия с числами от 0 до 1000 | ||
Итоговое занятие |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Дата |
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Чтение и запись многозначных чисел | ||
Сложение многозначных чисел | ||
Сложение многозначных чисел | ||
Сложение многозначных чисел | ||
Сложение многозначных чисел | ||
Вычитание многозначных чисел | ||
Вычитание многозначных чисел | ||
Вычитание многозначных чисел | ||
Умножение на 1000 и 10000 | ||
Умножение на 1000 и 10000 | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на однозначное | ||
Умножение многозначного числа на двузначное | ||
Умножение многозначного числа на двузначное | ||
Умножение многозначного числа на трёхзначное | ||
Умножение многозначного числа на трёхзначное | ||
Умножение многозначного числа на трёхзначное | ||
Деление на 1000 и 10000 | ||
Деление на однозначное число | ||
Деление на двузначное число | ||
Итоговое занятие |
Материально-техническое обеспечение программы «Дружим с математикой»
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГ...
Программа ВНД "Дружим с математикой"
Программа ВНД "Дружим с математикой"...
Рабочая программа учебного курса " Дружим с математикой"
Цель программы учебного курса «Дружим с математикой» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей....
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"...
Дружим с математикой. Какие геометрические фигуры бывают
Внеурочное занятие. Дружим с математикой.Какие геометрические фигуры бывают...
Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов
Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов...