Дружим с математикой (1- 4 класс)
рабочая программа по математике

Жигунова Ольга Александровна

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_druzhim_s_matematikoy_1-4.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка «Дружим с математикой»

Программа направлена на развитие интеллектуального направления. «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели:

  •  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Задачи: 

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Общая характеристика содержания занятий

         Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.

  Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Личностные результаты :

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результат :

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  •  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

  1. Мир занимательных задач
  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

  1. Геометрическая мозаика
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)


Тематическое планирование 1 класс

Тема

Кол-во часов

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

1

Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

1

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений

1

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

1

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

1

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

1

Занимательные задания с римскими цифрами

1

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

1

Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице

1

Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

1

Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

1

Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

1

"Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием.

1

"Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием.

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

1

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи»

1

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи»

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование  приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование  метода от обратного

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение  простые задач, представленных  в одной цепочке. Построение  узора  по клеточкам по заданному алгоритму; с применением  знаний  в измененных условиях.

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

Итоговое занятие

1


 

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Дата

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Двузначные числа и их запись

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Решаем примеры и задачи

Умножение и деление чисел

Умножение и деление чисел

Умножение и деление чисел

Во сколько раз больше или меньше

Во сколько раз больше или меньше

Во сколько раз больше или меньше

Итоговое занятие

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Дата

Числа от 0 до 100

Действия с числами от 0 до 100

Действия с числами от 0 до 100

Действия с числами от 0 до 100

Действия с числами от 0 до 100

Числа от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Действия с числами от 0 до 1000

Итоговое занятие

Тематическое планирование 4 класс

Тема

Дата

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение и запись многозначных чисел

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

Умножение на 1000 и 10000

Умножение на 1000 и 10000

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение многозначного числа на двузначное

Умножение многозначного числа на двузначное

Умножение многозначного числа на трёхзначное

Умножение многозначного числа на трёхзначное

Умножение многозначного числа на трёхзначное

Деление на 1000 и 10000

Деление на однозначное число

Деление на двузначное число

Итоговое занятие

Материально-техническое обеспечение программы «Дружим с математикой»  

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа  составлена в соответствии с требованиями ФГ...

Программа ВНД "Дружим с математикой"

Программа ВНД "Дружим с математикой"...

Рабочая программа учебного курса " Дружим с математикой"

Цель программы учебного курса «Дружим с математикой» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей....

Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"

Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"...

Дружим с математикой. Какие геометрические фигуры бывают

Внеурочное занятие. Дружим с математикой.Какие геометрические фигуры бывают...

Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов

Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов...