Дружим с математикой. Какие геометрические фигуры бывают
план-конспект
Внеурочное занятие. Дружим с математикой.
Какие геометрические фигуры бывают
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhim_s_matematikoy._kakie_geometricheskie_figury_byvayut.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Дружим с математикой
Тема «Какие геометрические фигуры бывают» 4 класс
Форма проведения занятия: конструирование с элементами исследования, деловая игра «Конструкторское бюро», групповая работа.
1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
2. Формирование умения привязывать свои знания к жизненным ситуациям;
3. Углубить и расширить представление детей о фигурах и их свойствах;
4.Выработка навыка поиска, сортировки и выбора информации с использованием различных ресурсов, в том числе компьютерных.
5.Развитие навыков самостоятельности:
*рефлексивные умения;
*поисковые (исследовательские) умения;
*навыки оценочной самостоятельности;
*умения и навыки работы в сотрудничестве;
*коммуникативные умения;
6.Формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой деятельности.
7. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.
Планируемый результат
Личностные УУД:
Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; понимание важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
- формировать умение учиться определять цель деятельности на занятии;
- формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию из таблиц, текста;
- формировать умение представлять информацию в виде схемы;
- формировать умение на основе анализа делать выводы;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные УУД:
- сформированность системы знаний о геометрических фигурах и их свойствах;
- умение структурировать информацию, работать с таблицами, извлекать из них необходимые данные;
Межпредметные связи
Математика, геометрия, технология.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, папка с заданиями для учащихся, макеты геометрических фигур, материалы для конструирования: набор геометрических фигур, развёртки, зубочистки, пластилин, клейкая лента, рефлексивный куб, макет города.
Организация пространства
Деление класса на группы.
Технологическая карта занятия
Мотивация к учебной деятельности.
Постановка цели (целеполагание)
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.
Создание ситуации для психологического настроя на урок:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу с вами увлекательное занятие.
Ребята, давайте подарим друг другу улыбку. Улыбка – это добро, а человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Выдохните волнение, тревогу, вдохните свежесть солнечного дня. Я уверена, что вы самые талантливые, любознательные, и поэтому спокойны и уверены в себе. Я желаю вам плодотворной, успешной и творческой работы на уроке.
- Занятие у нас сегодня необычное. Мы будем обобщать изученное, исследовать неизведанное, окунемся в удивительный мир геометрии, а главное – посмотрим на мир глазами геометрии. Тема нашего занятия «В мире геометрических фигур»
-Кто может сказать, что такое геометрия?
-Уточним слово, какие источники информации помогут нам найти правильное значение слова? Воспользуемся толковыми словарями.
Работа по толковому словарю - значение слова – «геометрия».
земля и μετρέω — измеряю) — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения[1].
ГЕОМЕ́ТРИЯ, геометрии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. ge - земля и metreo - измеряю). Отдел математики, в котором изучаются пространственные формы, их измерение и взаимное расположение.
- Знания науки «Геометрия» необходимы для многих профессий. Может вы знаете, для каких, назовите?
(Конструкторы, инженеры, архитекторы, чертёжники, проектировщики).
- Это люди, которые конструируют разные сооружения: дома, детские сады, школы, театры, мосты.
- Ребята, я вам предлагаю побывать в роли архитекторов и конструкторов. Наш класс назовём конструкторское бюро. Архитекторы-конструкторы выполняют разную работу, поэтому мы тоже с вами разделились на группы. Каждая группа это единая команда, поэтому работаем все вместе организованно сообща, прислушиваясь к мнению друг друга.
-Ребята, а что значит конструировать? (Чертить таблицы, чертежи; составлять маленькие модели).
В конструкторском бюро выполняют много расчётов, чертежей, составляют таблицы, проектируют модели. Каждая группа будет выполнять свою работу в научном журнале.
Работу группы будете оценивать по критериям и приклеивать человечка-архитектора в каске выбранного цвета
- у нас были ошибки
- мы не справились с заданием
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
Высказывают свои мнения.
Работают со словарями.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
2.Актуализация знаний.
Сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели.
1. Работа с конвертом «Профессиональные качества архитектора-конструктора»
Учитель
-Какими качествами должен обладать человек по профессии архитектор, конструктор или проектировщик?
Задание № 1 Работа с конвертом «Профессиональные качества инженера-конструктора» (Ученики достают из папки задание и зачитывают качества)
1группа – любознательность, целеустремлённость, инициативность, математическая грамотность, творческие способности
2 группа- внимательность, ответственность, организаторские способности, пространственное мышление
3 группа - умение принимать решения, коммуникабельность, изобретательность, чертёжные навыки.
Подчеркните в научном журнале те качества, которые будут применять конструкторы вашей группы при работе в конструкторском бюро.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ
2. Повторение и систематизация знаний о геометрических фигурах.
– Как вы думаете, фигуры появились в древности или это открытие современного мира? Рассмотрите рисунки, выскажите своё предположение, выберите правильный ответ.
Доказательством того, что геометрия древняя наука являются многочисленные постройки, например Египетские пирамиды.
Художники часто в своём творчестве использовали геометрические фигуры. Знаменитый “Квадрат” Казимира Малевича яркое тому подтверждение.
Задание №2. Научный отдел «Информационная разминка»
-Ребята, узнаем, каким видом деятельности занимается каждая группа. Вам необходимо составить слово из букв в геометрических фигурах. Вспомните название каждой фигуры и составьте слово. Используйте модель подсказку.
1 группа – схема (архитекторы-конструкторы)
2 группа – проект (инженеры- проектировщики)
3 группа – чертёж (архитекторы-чертёжники)
Каждой группе вручается каска с названием группы.
- Какие фигуры вам встретились, назовите?
- По какому признаку можно разделить фигуры на 2 группы?
– Те фигуры, которые имеют объём и занимают некоторое место в пространстве, называются пространственными геометрическим фигурами. Их можно изготовить из дерева, глины, металла, камня, остальные фигуры – плоские
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание.
Выполняют задание.
Оценивают работу в группе.
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, формулируют вывод.
Выполняют задание.
Оценивают работу в группе.
3. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение и систематизация знаний:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление- -организовать взаимопроверку. самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
1. Задание № 3. Исследовательский отдел «Геометрия вокруг нас».
Практическая работа.
- Ребята, почему геометрические фигуры имеют именно такие формы?
- Давайте откроем секрет и выясним. Я приглашаю вас в исследовательский отдел, где сотрудники делают открытия и получают новые знания.
1. Эксперимент № 1. Ребята, перед вами различные геометрические фигуры, подумайте и спроектируйте из них какой-нибудь предмет, например, шар – это мяч.
- Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
2. Эксперимент №2 Ребята, теперь перед вами предметы, постарайтесь спроектировать их в фигуры.
- Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Вывод: Эксперименты подтвердили, что именно окружающая человека природа подсказала людям основные геометрические формы.
3. Это интересно! Животные, конечно, же геометрию не изучали, но природа наделила их талантом строить себе дома в форме геометрических тел.
Многие птицы строят свои гнёзда в форме полушара.
Есть архитекторы и среди рыб: в пресных водах живет удивительная рыба колюшка. В отличие от других рыб она живет в гнезде, которое имеет форму шара. Но самые искусные геометры – пчёлы. Они строят соты из шестиугольников.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ
3. Задание 4. Конструкторский отдел «Конструирование геометрических фигур»
Я приглашаю Вас в конструкторский отдел, где проектируют модели. Вам необходимо сконструировать различные плоские и объёмные геометрические фигуры по схеме из различных материалов. Работа в парах.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ВАШЕГО ОТДЕЛА
4. Технический перерыв. В работе нашего конструкторского бюро объявляется технический перерыв. Давайте посмотрим видео-фильм о работе архитектора – конструктора.
- Ребята, что можно сказать о формах архитектурных зданий? Здания состоят из геометрических фигур.
5.Задание 5. Коллективно-творческое дело «Город моей мечты»
Мы продолжаем работу в конструкторском отделе. Все здания состоят из геометрических фигур, я вам предлагаю построить «Город мечты». В нашем городе уже есть замечательный парк, а вот дома ещё не построили. Вам, архитекторам и конструкторам необходимо из предложенных фигур составить модели различных домов, они могут состоять из любых фигур, различной формы.
-Ребята, давайте построим модель нашего «Города мечты». (Каждая группа приклеивает свои домики на проект. Получается КТД «Город мечты»)
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ВАШЕГО ОТДЕЛА
Применяют полученные знания при выполнении заданий.
Высказывают свои предположения, формулируют вывод.
Выполняют оценку работы группы.
Конструируют геометрические фигуры по схеме.
Выполняют оценку работы группы.
Просмотр видеофильма.
Отвечают на вопросы учителя.
Конструируют из геометрических фигур
Выполняют оценку работы группы.
4.Рефлексия
- зафиксировать содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Архитекторы-конструкторы, давайте оценим работу ваших отделов в конструкторском бюро. У нас остался ещё один недостроенный домик. Посмотрите на этапы работы вашего отдела, какого цвета человечков архитекторов у вас больше, возьмите такого же цвета кирпичик. Какой получился кирпичик у 1 группы? 2 группы? 3 группы?
-Ребята, давайте построим ещё одну фигуру. Встанем в круг. (Ученики строят круг). Возьмём геометрическую фигуру куб – бросьте кубик и постарайтесь ответить на вопрос. (Ученики бросают кубик и отвечают на выпавший вопрос)
- На занятии я применил такое качество, как…
- Для меня познавательным было то, что…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне больше всего удалось…
- На занятии меня удивило то , что…
- На занятии я научился…
Анализируют свою деятельность при выполнении заданий на каждом этапе урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Математика. Обозначение геометрических фигур буквами. (Стр.10)
3 класс. Математика. Обозначение геометрических фигур буквами. (Стр.10) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....
математика Из каких геометрических фигур состоит фигура
презентация к уроку математике...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс...
Внеклассное мероприятие по математике " Съезд геометрических фигур" (3 класс)
Данная разработка развивает интерес детей к математике. В игровой форме дети обобщают свои знания о геометрических фигурах плоскости: точка, прямая, кривая, ломаная линия, угол, треугольник, квадрат,п...
Внеклассное мероприятие по математике " Съезд геометрических фигур" (4 класс)
Данная разработка создана для развития интереса школьников к изучению геометрии, для побуждения учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к дальнейшему совершенствованию своих знаний по предме...
Урок математики "Пересечение геометрических фигур" 2 класс
Формирование представлений о пересечении геометрических фигур....
План конспект урока математики "Обозначение геометрических фигур"
Урок разработан по УМК "Перспектива". Автор учебника Дорофеев Г. В. и др....