Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Поликарпова Наталья Николаевна

Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_uud.odt52.33 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Умножение на однозначное число

  2. Учитель высшей категории: Поликарпова Наталья Николаевна Первая Московская Гимназия «Липки»

  3. Цель и задачи  урока: помочь учащимся составлять алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

  • повторить табличное умножение; переместительное свойство умножения;
  •  развивать познавательную активность и интерес к математике.

Оборудование:  учебник «Математика» авт. В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва (изд. Вентана-Граф»);

  • рабочая тетрадь «Математика» №2 авт. В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва;
  • рабочая тетрадь «Дружим с математикой» авт. Е.Э.Кочурова;
  • кодоскоп;
  • дидактический  материал к уроку: квадраты (жёлтый, красный, зелёный), каждый из которых разрезан на 4 части.

Тема урока: Умножение на однозначное число

Ход урока

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

   Учитель читает стихотворение:    Математика пришла!

                                   Занимай свои места.

                                  Найди для головы полезное занятье!

                                  Чтоб от безделья не зевать,

                                  Полезно голову ломать!

- Как Вы понимаете слова «ломать голову»?   

- Давайте и мы займёмся выполнением заданий, которые требуют от нас умений размышлять.

  • целеполагание (П)
  • самоопределение (Л)

II Повторение ранее изученного.

     1. Устные упражнения:

1) Напишите подряд семь цифр, начиная с единицы          1   2   3   4   5   6   7   = 100

Подумайте, как  соединить их с помощью знаков  плюс так, чтобы  получилось 100.      (Варианты верных ответов: 1 + 23 + 4 + 5 + 67 = 100

                             1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)

*В том случае, если у детей задание вызывает затруднение,  учитель предлагает подсказку: числа должны быть однозначные и двузначные.

  • анализ, синтез, сравнение (П)
  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

2) Напишите  пять раз  цифру  2:                  2    2    2    2    2  

Соедините их разными арифметическими знаками так, чтобы  получилось число 7.        (Вариант верного ответа:    2  :  2  +  2  + 2  + 2 = 7)

3) Найдите закономерность в записи чисел:

        3 6  9  12  15  18  21       (Каждое следующее число увеличивается на 3)

Найдите как можно быстрее сумму этих чисел.

Объясните, каким способом это сделать?

        Ученики  отвечают по-разному: 24 х 3 + 12;  21 х 4;

(Первый ответ объясняют так: сумма пар чисел 3 и 21, 6 и 18,  9 и 15  равна 24, а таких пар 3, то 24 х 3 и прибавляем число12.

Второй ответ: сумма пар чисел 3 и 18, 6 и 15, 9 и 12 равна 21, таких пар 3 и ещё само число 21, поэтому 21 х 4)

        Учитель по ходу рассуждения учащихся проводит линии от одного числа к другому, чтобы всем были понятны  два разных способа выполнения задания.

  • установление причинно-следственных связей (П)
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
  • учёт разных мнений (К)
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К)
  • использование знаково-символических средств (П)
  • рефлексия способов и условий действия (П)

4)Выполним действия «по цепочке»:

9 х 4

 – 8

: 4

х 9

 – 7

: 8

х 9

 – 14

 : 7

х 8

: 7 = (Ответ  8) Учитель руководит работой всего класса. Для сообщения результата очередного действия каждый раз вызывается  другой ученик.

  • извлечение необходимой информации  (П)
  • выполнение действий по алгоритму (П)
  • осознание ответственности за общее дело (Л)

2. Задание на преобразование фигуры.  Рассмотрите рисунок на доске: из 10 палочек сложена лампа.  Переложите 3 палочки так, чтобы вышло 4 треугольника.

Многие учащиеся догадываются, как это можно сделать и поднимают руку. К доске вызывается один ученик и показывает изменения в расположении палочек, при котором получается 4 треугольника.                 

  • анализ, синтез, сравнение (П)
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи (П)
  • планирование (П)

3. Решение задачи. Послушайте текст задачи и проверьте, верно ли записана кратко эта задача на доске?  Для детского сада купили 2 игрушечные машины и истратили на покупку 112 рублей. Сколько потребуется денег на покупку 7 таких же детских машинок?

        Запись на доске:

        2 м. – 112 руб.

7 м. –  ?  руб.    (Вызванный ученик сообщает, что запись на доске составлена верно.)

-Что можем узнать первым действием?   (Сколько стоит одна машинка.)

-Каким действием это можно узнать?

  1. 112 : 2 =         Как будете делить?

Ученик объясняет: представлю число 112 как 100 и 12. Сначала 100 разделю на 2, получу 50. Теперь 12 разделю на 2, получу 6.  50 и 6 это 56.

       -Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

       (Да, чтобы узнать, сколько стоят 7 машинок, надо 56 умножить на 7.)

  1. 56 х 7 =                   Как  будете умножать?

Ученик: 5 десятков умножу на 7, получу 35 десятков. 6 х 7 = 42.   350 + 42 = 392

Ответ: 392 рубля потребуется на покупку 7 таких же машинок.

Сейчас мы с Вами выполнили умножение на однозначное число устно.

  • контроль (Р)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
  • доказательство (П)
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К)

III.Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала.  Работа в учебнике, стр. 102 № 408.

- Посмотрим в учебник, как нам Заяц и Волк продолжают объяснять тему:

   «Умножение  на однозначное число».  

Все читают задание в учебнике, один ученик читает вслух: «В виде суммы каких двух слагаемых Заяц представил число 56, и как выполнил вычисления?»

(Учащиеся комментируют записи в учебнике и сообщают, что при самостоятельном нахождении произведения чисел 56 и 7 для решения задачи,  они рассуждали  так же, как Заяц)

- Попробуйте выполнить умножение чисел 56 и 7 письменно (в столбик).

(На доске выполняет запись Аня, а все работают в тетрадях) 

                                      . 56

                                 7

                                   + 42   (начинаем умножение с единиц 6 х 7)

                                      350   (5 десятков умножаем на 7 получаем 350; сотни (цифру 3) запишем в клетке, которая расположена левее клетки для записи десятков; десятки подписываем под десятками)

                                              392   (находим сумму)

Учитель: Вчера мы учились умножать в столбик 12 на 3, а сейчас Аня объяснила, как умножить 56 на 7. Итак, вы готовы умножать двузначные числа  на однозначные?

  • рефлексия способов и условий действия (П)
  • структурирование знаний (П)
  • сравнение способов учебной работы (П)
  • выполнение действий по алгоритму (П)
  • построение логической цепи рассуждений (П)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • самоопределение (Л)

2.  Проверка усвоения алгоритма выполнения письменного умножения двузначного числа на однозначное.     Работа в учебнике № 409 (1 и 2 столбики)

        . 64        .96        . 35        .16         . 47              .31

    3           8            4           4          9            8

        + 12       +48       + 20   +   24     + 63      +    8

         180       720        120         40      360         240

         192       768        140         64      423         248

Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание с объяснением, чётко фиксируя этапы алгоритма.

*Учащиеся внимательно следят за работой у доски. Например, как только прозвучала ошибка в рассуждении ученика, в классе раздались хлопки детей с мест.  Это свидетельствует о том, что учащиеся приучены контролировать работу  друг друга у доски. Такая реакция детей позволяет судить о систематической работе учителя по формированию у учащихся учебных действий оценки и самооценки.

Учитель обращает внимание на ошибки детей. Ученик рассуждает: «4 умножаю на 10, это 400». Учитель говорит: «Стоп!» Ученик тут же сам исправляет допущенную ошибку: «Сорок».

        Учитывая особенности работы учащихся класса, учитель обращается ко всем с просьбой: «Кто ушёл вперёд, на примере 31 х 8 остановитесь!»

        Учитель фиксирует внимание учащихся на запись числа 240 при решении примера 31 х 8.

Задание на дом. Отметьте 3, 4 столбики  № 409 и № 412 на дом.

  • контроль и коррекция процесса и результатов деятельности ( П)
  • формулирование и аргументация своего мнения (К)
  • адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе (Л)

3. Проверка усвоения алгоритма выполнения письменного умножения двузначного числа на однозначное. Работа в учебнике № 410 

-Рассмотрите задания в № 410. Чем новое задание отличается от предыдущего?

Учащиеся сообщают о том, что в № 410 множители переставлены.

- Как удобнее  выполнять умножение? (Надо применить переместительное свойство умножения.)

.75          . 97              .44           . 38                

   6           4            5            9

 30      + 28    +   20       + 72

     +  420       360       200        270

         450       388       220        342

(После выполнения 1-2 примеров у доски, учитель просит продолжить работу самостоятельно. Проверка: учитель просит нескольких учащихся назвать полученные ответы.)

  • анализ, сравнение (П)
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи (П)

  • самоконтроль  результатов деятельности (Р)

4. Самостоятельная работа.  Работа в рабочей тетради с. 25 № 86

Учитель: «Мы переключаемся на работу в рабочей тетради. В заданиях можно использовать карточки-помощницы. Какой ряд выполнит задание быстрее ?»

                    .17                .15                .19                .48                .63                .53

   9                   6                   7                   8                   2                   3

                  +63                + 30            + 63                + 64                +  6               +    9

90                 60                70                 320                120                 150

                  153                90                133                 384                126                 159

Проверка ответов проведена с помощью  кодоскопа.

(В то время, когда учащиеся выполняли самостоятельную работу, учитель на разных частях доски разместил части квадратов для трёх групп детей  (4 жёлтых треугольника, 4 красных треугольника, 4 зелёных треугольника)

  • самоконтроль процесса и результатов деятельности (Р)

Динамическая пауза:

Учащимся каждого ряда дано одинаковое задание: «Составьте  квадрат  из 4-х треугольников.»

К доске выходят все учащиеся класса и работают в группах (по рядам): первый ряд – составляет квадрат из зелёных треугольников, второй ряд –  из синих, третий ряд – из красных. Работа проходит организованно. Учитель напоминает правило:  «Один руководит!» Коллективная работа вызывает интерес у учащихся, тем более, что составить фигуру не так просто и  не получается. Учащиеся совмещают стороны треугольников,  делают много неудачных попыток. При этом к одной группе учитель вынужден прийти на помощь и показать верное  расположение одного треугольника.

Подведение мини-итога работы: «Посмотрите, на доске составлены три одинаковых квадрата.  Кто расскажет,  в какой момент работы вы догадались, как надо расположить треугольники, чтобы получился квадрат?»

Учащиеся рассказывают о выполненной работе.

*Так как коллективная работа заняла около 5 минут, дети успели отдохнуть. Это было видно по настроению, с которым учащиеся стали выполнять следующее задание.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
  • анализ, синтез, сравнение (П)
  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • достижение договоренностей и согласование общего решения (К)
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

IV. Повторение пройденного.

1.Решение задачи разными способами. Рабочая тетрадь стр. 25 № 87

Серёжа купил 8 тетрадей по 12 р. За месяц он исписал 5 тетрадей. Чему равна стоимость оставшихся тетрадей? Реши задачу  двумя  способами.

Способ 1.                                                Способ 2.

  1. 12 х 8 = 96 (р.)                                        1) 8 – 5 = 3 (т.)
  2. 12 х 5 = 60 (р.        )                                2) 12 х 3 = 36( р.)
  3. 96 – 60 = 36( р.)          Ответ:___36_________р.

На вопрос учителя:  «Какой способ  рациональнее?», - учащиеся доказывают, что второй, так как надо выполнить не три, а два арифметических действия; решение получается более коротким и удобным.

2. Дифференцированная работа. Рабочая тетрадь  «Дружим с математикой»

        Откройте тетрадь «Дружим с математикой» (с. 56 - 58) Найдите сигнал – зелёный круг. Каждый выполняет задание, которое  в его тетрадке отмечено зелёным кругом.

*Учитель заранее планирует проведение такой работы, учитывая уровень успешности своих учеников. Основанием для выбора задания конкретному  ученику служат ошибки, которые он допускал при выполнении различных самостоятельных работ.

Поэтому на данном уроке учитель запланировал для  продвинутых учащихся работу по поиску верных и неверных записей арифметических выражений, и исправление ошибок  «в работе другого ученика». В этом случае учащиеся не сами выполняют задание, следуя изученному алгоритму, а учатся проверять чужую работу и применять свои знания в непривычной ситуации.         

Стр. 56   № 136 (1 ст.) Проверь, правильно ли поставлены знаки действия. Исправь ошибки.

                18 х 3 = 6           81 х9 = 72                 8 х 7 = 56            64 = 8 х 8

                32 х 24 = 8         17 х 17 = 34              7 х 7 = 49           21 = 15 х 6

                63 х 9 = 7           54 х 44 = 10              4 х 9 = 36           36 = 45 х 9        

Для учащихся, которые допускали ошибки в заданиях на порядок выполнения действий два уровня дифференциации. Для тех, кто затрудняется в поиске первого действия в числовом выражении - задание на с. 57, № 140. Подчеркни действие, которое надо выполнять первым.

85 – 6 х 8 : 4                        21 х 3 + 75 : 5                    28 + 9 х 8 - 45

70 – (64 – 4) : 2                   90 – 39 : 3 х 2                    60 – 4 х (16 – 9)                  

Для учащихся, которые допускали ошибки в определении порядка (нарушали последовательность) выполнения действий: стр. 58, №142 (1 столбик)

Подчеркни действие, которое надо выполнять последним.

                42 + 8 х 5 : 2 =_____                          48 – 3 х (15 – 9) =_____

                    90 – 6 х 4 + 3 х 7 =_____                       80 – (24 + 16) : 8 х 5 =______

                    9 х 5 + 56 : 8 =____

   После завершения этого этапа работы  учитель обращается к ученикам:

- Пожалуйста, оцените выполнение задания (сделайте это внизу страницы на специальном поле). Напоминаю, если вы считаете, что задание выполнено верно – закрасьте  прямоугольник красным карандашом, если сомневаетесь в правильности решения – жёлтым карандашом.

  • анализ, синтез, сравнение (П)
  • извлечение необходимой информации из текстов  (П)
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи (П)
  • доказательство (П)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • контроль (Р)
  • коррекция (Р)
  • рефлексия способов и условий действия (П)
  • установление причинно-следственных связей (П)
  • выполнение действий по алгоритму (П)
  • построение логической цепи рассуждений (П)

  • прогнозирование

  • самооценка выполненной работы (Р)

VI  Итог урока: - Вы, действительно, дружны с математикой и сегодня на уроке Вам часто приходилось задумываться над заданиями -  «ломать голову»!

- Чему учились на уроке?  - Что понравилось?

  1. Учитель высшей категории: Токарь Лариса Владимировна, МОУ  Прогимназия г.Видное МО 

  2. Цель и задачи  урока: помочь учащимся составлять алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

  • повторить табличное умножение; переместительное свойство умножения;
  •  развивать познавательную активность и интерес к математике.

Оборудование:  учебник «Математика» авт. В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва (изд. Вентана-Граф»);

  • рабочая тетрадь «Математика» №2 авт. В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва;
  • рабочая тетрадь «Дружим с математикой» авт. Е.Э.Кочурова;
  • кодоскоп;
  • дидактический  материал к уроку: квадраты (жёлтый, красный, зелёный), каждый из которых разрезан на 4 части.

Ход урока

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

   Учитель читает стихотворение:    Математика пришла!

                                   Занимай свои места.

                                  Найди для головы полезное занятье!

                                  Чтоб от безделья не зевать,

                                  Полезно голову ломать!

- Как Вы понимаете слова «ломать голову»?   

- Давайте и мы займёмся выполнением заданий, которые требуют от нас умений размышлять.

  • целеполагание (П)
  • самоопределение (Л)

II Повторение ранее изученного.

     1. Устные упражнения:

1) Напишите подряд семь цифр, начиная с единицы          1   2   3   4   5   6   7   = 100

Подумайте, как  соединить их с помощью знаков  плюс так, чтобы  получилось 100.      (Варианты верных ответов: 1 + 23 + 4 + 5 + 67 = 100

                             1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)

*В том случае, если у детей задание вызывает затруднение,  учитель предлагает подсказку: числа должны быть однозначные и двузначные.

  • анализ, синтез, сравнение (П)
  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

2) Напишите  пять раз  цифру  2:                  2    2    2    2    2  

Соедините их разными арифметическими знаками так, чтобы  получилось число 7.        (Вариант верного ответа:    2  :  2  +  2  + 2  + 2 = 7)

3) Найдите закономерность в записи чисел:

        3 6  9  12  15  18  21       (Каждое следующее число увеличивается на 3)

Найдите как можно быстрее сумму этих чисел.

Объясните, каким способом это сделать?

        Ученики  отвечают по-разному: 24 х 3 + 12;  21 х 4;

(Первый ответ объясняют так: сумма пар чисел 3 и 21, 6 и 18,  9 и 15  равна 24, а таких пар 3, то 24 х 3 и прибавляем число12.

Второй ответ: сумма пар чисел 3 и 18, 6 и 15, 9 и 12 равна 21, таких пар 3 и ещё само число 21, поэтому 21 х 4)

        Учитель по ходу рассуждения учащихся проводит линии от одного числа к другому, чтобы всем были понятны  два разных способа выполнения задания.

  • установление причинно-следственных связей (П)

4)Выполним действия «по цепочке»:

9 х 4

 – 8

: 4

х 9

 – 7

: 8

х 9

 – 14

 : 7

х 8

: 7 = (Ответ  8) Учитель руководит работой всего класса. Для сообщения результата очередного действия каждый раз вызывается  другой ученик.

2. Задание на преобразование фигуры.  Рассмотрите рисунок на доске: из 10 палочек сложена лампа.  Переложите 3 палочки так, чтобы вышло 4 треугольника.

Многие учащиеся догадываются, как это можно сделать и поднимают руку. К доске вызывается один ученик и показывает изменения в расположении палочек, при котором получается 4 треугольника.                 

3. Решение задачи. Послушайте текст задачи и проверьте, верно ли записана кратко эта задача на доске?  Для детского сада купили 2 игрушечные машины и истратили на покупку 112 рублей. Сколько потребуется денег на покупку 7 таких же детских машинок?

        Запись на доске:

        2 м. – 112 руб.

7 м. –  ?  руб.    (Вызванный ученик сообщает, что запись на доске составлена верно.)

-Что можем узнать первым действием?   (Сколько стоит одна машинка.)

-Каким действием это можно узнать?

  1. 112 : 2 =         Как будете делить?

Ученик объясняет: представлю число 112 как 100 и 12. Сначала 100 разделю на 2, получу 50. Теперь 12 разделю на 2, получу 6.  50 и 6 это 56.

       -Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

       (Да, чтобы узнать, сколько стоят 7 машинок, надо 56 умножить на 7.)

  1. 56 х 7 =                   Как  будете умножать?

Ученик: 5 десятков умножу на 7, получу 35 десятков. 6 х 7 = 42.   350 + 42 = 392

Ответ: 392 рубля потребуется на покупку 7 таких же машинок.

Сейчас мы с Вами выполнили умножение на однозначное число устно.

III.Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала.  Работа в учебнике, стр. 102 № 408.

- Посмотрим в учебник, как нам Заяц и Волк продолжают объяснять тему:

   «Умножение  на однозначное число».  

Все читают задание в учебнике, один ученик читает вслух: «В виде суммы каких двух слагаемых Заяц представил число 56, и как выполнил вычисления?»

(Учащиеся комментируют записи в учебнике и сообщают, что при самостоятельном нахождении произведения чисел 56 и 7 для решения задачи,  они рассуждали  так же, как Заяц)

- Попробуйте выполнить умножение чисел 56 и 7 письменно (в столбик).

(На доске выполняет запись Аня, а все работают в тетрадях) 

                                      . 56

                                 7

                                   + 42   (начинаем умножение с единиц 6 х 7)

                                      350   (5 десятков умножаем на 7 получаем 350; сотни (цифру 3) запишем в клетке, которая расположена левее клетки для записи десятков; десятки подписываем под десятками)

                                              392   (находим сумму)

Учитель: Вчера мы учились умножать в столбик 12 на 3, а сейчас Аня объяснила, как умножить 56 на 7. Итак, вы готовы умножать двузначные числа  на однозначные?

2.  Проверка усвоения алгоритма выполнения письменного умножения двузначного числа на однозначное.     Работа в учебнике № 409 (1 и 2 столбики)

        . 64        .96        . 35        .16         . 47              .31

    3           8            4           4          9            8

        + 12       +48       + 20   +   24     + 63      +    8

         180       720        120         40      360         240

         192       768        140         64      423         248

Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание с объяснением, чётко фиксируя этапы алгоритма.

*Учащиеся внимательно следят за работой у доски. Например, как только прозвучала ошибка в рассуждении ученика, в классе раздались хлопки детей с мест.  Это свидетельствует о том, что учащиеся приучены контролировать работу  друг друга у доски. Такая реакция детей позволяет судить о систематической работе учителя по формированию у учащихся учебных действий оценки и самооценки.

Учитель обращает внимание на ошибки детей. Ученик рассуждает: «4 умножаю на 10, это 400». Учитель говорит: «Стоп!» Ученик тут же сам исправляет допущенную ошибку: «Сорок».

        Учитывая особенности работы учащихся класса, учитель обращается ко всем с просьбой: «Кто ушёл вперёд, на примере 31 х 8 остановитесь!»

        Учитель фиксирует внимание учащихся на запись числа 240 при решении примера 31 х 8.

Задание на дом. Отметьте 3, 4 столбики  № 409 и № 412 на дом.

3. Проверка усвоения алгоритма выполнения письменного умножения двузначного числа на однозначное. Работа в учебнике № 410 

-Рассмотрите задания в № 410. Чем новое задание отличается от предыдущего?

Учащиеся сообщают о том, что в № 410 множители переставлены.

- Как удобнее  выполнять умножение? (Надо применить переместительное свойство умножения.)

.75          . 97              .44           . 38                

   6           4            5            9

 30      + 28    +   20       + 72

     +  420       360       200        270

         450       388       220        342

(После выполнения 1-2 примеров у доски, учитель просит продолжить работу самостоятельно. Проверка: учитель просит нескольких учащихся назвать полученные ответы.)

4. Самостоятельная работа.  Работа в рабочей тетради с. 25 № 86

Учитель: «Мы переключаемся на работу в рабочей тетради. В заданиях можно использовать карточки-помощницы. Какой ряд выполнит задание быстрее ?»

 

                     .17                .15                .19                .48                .63                .53

   9                   6                   7                   8                   2                   3

                  +63                + 30            + 63                + 64                +  6               +    9

90                 60                70                 320                120                 150

                  153                90                133                 384                126                 159

Проверка ответов проведена с помощью  кодоскопа.

(В то время, когда учащиеся выполняли самостоятельную работу, учитель на разных частях доски разместил части квадратов для трёх групп детей  (4 жёлтых треугольника, 4 красных треугольника, 4 зелёных треугольника)

  • самоконтроль процесса и результатов деятельности (Р)

Динамическая пауза:

Учащимся каждого ряда дано одинаковое задание: «Составьте  квадрат  из 4-х треугольников.»

К доске выходят все учащиеся класса и работают в группах (по рядам): первый ряд – составляет квадрат из зелёных треугольников, второй ряд –  из синих, третий ряд – из красных. Работа проходит организованно. Учитель напоминает правило:  «Один руководит!» Коллективная работа вызывает интерес у учащихся, тем более, что составить фигуру не так просто и  не получается. Учащиеся совмещают стороны треугольников,  делают много неудачных попыток. При этом к одной группе учитель вынужден прийти на помощь и показать верное  расположение одного треугольника.

Подведение мини-итога работы: «Посмотрите, на доске составлены три одинаковых квадрата.  Кто расскажет,  в какой момент работы вы догадались, как надо расположить треугольники, чтобы получился квадрат?»

Учащиеся рассказывают о выполненной работе.

*Так как коллективная работа заняла около 5 минут, дети успели отдохнуть. Это было видно по настроению, с которым учащиеся стали выполнять следующее задание.

IV. Повторение пройденного.

1.Решение задачи разными способами. Рабочая тетрадь стр. 25 № 87

Серёжа купил 8 тетрадей по 12 р. За месяц он исписал 5 тетрадей. Чему равна стоимость оставшихся тетрадей? Реши задачу  двумя  способами.

Способ 1.                                                Способ 2.

  1. 12 х 8 = 96 (р.)                                        1) 8 – 5 = 3 (т.)
  2. 12 х 5 = 60 (р.        )                                2) 12 х 3 = 36( р.)
  3. 96 – 60 = 36( р.)          Ответ:___36_________р.

На вопрос учителя:  «Какой способ  рациональнее?», - учащиеся доказывают, что второй, так как надо выполнить не три, а два арифметических действия; решение получается более коротким и удобным.

2. Дифференцированная работа. Рабочая тетрадь  «Дружим с математикой»

        Откройте тетрадь «Дружим с математикой» (с. 56 - 58) Найдите сигнал – зелёный круг. Каждый выполняет задание, которое  в его тетрадке отмечено зелёным кругом.

*Учитель заранее планирует проведение такой работы, учитывая уровень успешности своих учеников. Основанием для выбора задания конкретному  ученику служат ошибки, которые он допускал при выполнении различных самостоятельных работ.

Поэтому на данном уроке учитель запланировал для  продвинутых учащихся работу по поиску верных и неверных записей арифметических выражений, и исправление ошибок  «в работе другого ученика». В этом случае учащиеся не сами выполняют задание, следуя изученному алгоритму, а учатся проверять чужую работу и применять свои знания в непривычной ситуации.         

Стр. 56   № 136 (1 ст.) Проверь, правильно ли поставлены знаки действия. Исправь ошибки.

                18 х 3 = 6           81 х9 = 72                 8 х 7 = 56            64 = 8 х 8

                32 х 24 = 8         17 х 17 = 34              7 х 7 = 49           21 = 15 х 6

                63 х 9 = 7           54 х 44 = 10              4 х 9 = 36           36 = 45 х 9        

Для учащихся, которые допускали ошибки в заданиях на порядок выполнения действий два уровня дифференциации. Для тех, кто затрудняется в поиске первого действия в числовом выражении - задание на с. 57, № 140. Подчеркни действие, которое надо выполнять первым.

85 – 6 х 8 : 4                        21 х 3 + 75 : 5                    28 + 9 х 8 - 45

70 – (64 – 4) : 2                   90 – 39 : 3 х 2                    60 – 4 х (16 – 9)                  

Для учащихся, которые допускали ошибки в определении порядка (нарушали последовательность) выполнения действий: стр. 58, №142 (1 столбик)

Подчеркни действие, которое надо выполнять последним.

                42 + 8 х 5 : 2 =_____                          48 – 3 х (15 – 9) =_____

                    90 – 6 х 4 + 3 х 7 =_____                       80 – (24 + 16) : 8 х 5 =______

                    9 х 5 + 56 : 8 =____

   После завершения этого этапа работы  учитель обращается к ученикам:

- Пожалуйста, оцените выполнение задания (сделайте это внизу страницы на специальном поле). Напоминаю, если вы считаете, что задание выполнено верно – закрасьте  прямоугольник красным карандашом, если сомневаетесь в правильности решения – жёлтым карандашом.

VI  Итог урока: - Вы, действительно, дружны с математикой и сегодня на уроке Вам часто приходилось задумываться над заданиями -  «ломать голову»!

- Чему учились на уроке?  - Что понравилось?

 

     

                

        

        

     

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...