Технологическая карта урока математики в 4 классе " Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Паутова Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_skorost_1.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике в 4-м классе "Решение задач на встречное движение"

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с новым понятием «скорость сближения».

Планируемые результаты 

Предметные: 

  • способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
  • закреплять навыки устного счета, действий с числами.

Метапредметные 

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами;
  • использовать знаково-символические средства при решении задач математического характера и объяснении их;
  • задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре;
  • развивать умение принимать коллективное решение;
  • учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;
  • планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
  • самостоятельно решать задачи, примеры
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Личностные:

  • осознание необходимости учения, желания делать открытия;
  • работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности;
  • следовать установке на здоровый образ жизни;
  • проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;

Методы обучения: обьяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковые методы, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс, В.Г.Дорофеев, Т.Н.Миракова (https://yadi.sk/d/-qe_Xzd5jXA6g); учебник «Математика», 4 класс, В.Г.Дорофеев, Т.Н.Миракова, 2 часть; мультимедийный проектор; индивидуальные листы самоконтроля; словарь Ожегова; таблички со скоростями, модели со схемами.

Ход урока 

I. Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости.

Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь.

II. Мотивация

- Сегодня мы превратимся в исследователей и совершим мини-открытие.

Для того чтобы исследование прошло результативно вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

На партах у каждого лежит карта урока , где есть  графа самоконтроля, на которой обозначены виды работы на уроке. Там вы будете ставить себе цветную отметку. Для этого вам пригодятся цветные карандаши красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет означает - справился с заданием с легкостью, желтый - я хорошо справился с заданием, красный - возникли затруднения.

III. Актуализация опорных знаний

- Чтобы потренировать свой ум, займемся устным счетом.

- Я буду задавать вопросы, вы должны записать только ответ в карту урока.

Ответы  в карту урока

а) Устный счет. Проверка происходит сразу же.    (Слайд 1) 

1)  Найдите сумму чисел 850 и 50           900

2)  Увеличьте число 70 в 7 раз             490

3)  Найдите одну вторую часть от числа 120        60

4)  Уменьшите число, в котором 2 сотни,  на 3         197

5)  Какое число в 5 раз больше числа 20?          100

6)  900  разделить на самое маленькое трехзначное число           9

7)  Найдите частное чисел 450 и 3              150

8)  Частное чисел 75 и 3                     25

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

- Чтобы определить  тему нашего сегодняшнего исследования, узнаем слово по заданию . Слайд 2.     Буквы записать под числа в карте урока.

- Что получилось?

(Слайд 3)    ДВИЖЕНИЕ

 Запишите слово в карту урока, оцените свою работу

б) Работа с толковым словарем. 

- Что такое движение?

- Прочитаем определение этого слова в  толковом словаре. (чтение учащимся)

- Подберите синонимы к слову движения. (Перемещение, шаг, следование)

               - - Математическая разминка - это движение мысли.

Карта урока

в) Игра «да - нет». Согласен с утверждением- «+», не согласен – «-».

 Ответы в карту урока

1.Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время.

2. Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени.

3. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

4. Километры в час, метры в минуту, метры в секунду – это единицы измерения расстояния.

5. Чтобы узнать скорость, надо время умножить на расстояние.

Самопроверка  Слайд 4     КАРТА УРОКА          Оценить работу

г) Повторение.  Работа в группах

- Время, скорость и расстояние взаимосвязаны.

- У вас на партах лежат карточки. Сейчас в группах  нужно собрать формулы для нахождения скорости, времени, расстояния.    

  3 ученика работают у доски, записывают формулы нахождения скорости, расстояния, времени.

Проверка.

- Как выдумаете, какие задачи сегодня мы будем решать на уроке?

 (решать задачи на движение)

Слайд 5

IV. Создание проблемной ситуации

- Существует несколько видов задач на движение. Мы сегодня познакомимся с одним из них. А помогут в этом мне 2 ученика.  Я приглашаю к доске…..

- Два наших научных сотрудника превратятся в пешеходов.

- Уважаемые пешеходы, повернитесь лицом друг к другу и одновременно начните двигаться .

- Что значит одновременно? (В одно и то же время)

V. Определение темы исследования

- Ребята, скажите, куда, в каком направлении движутся пешеходы?  (встречное движение)

Слайд 6        Разобрать схему

VI. Формулирование цели исследования

- Какую цель мы ставим сегодня перед собой? (Научиться решать задачи на встречное движение, научиться работать со схемой)

Слайд 7      (Цель)

- Что можно использовать для достижения цели?

 (Изображение движения рисунком или схемой, формулу)

Слайд 8        (Учебные задачи )

КАРТА УРОКА  

В карте урока напишите, что вы уже знаете, а чему предположительно научитесь  

(Я знаю...Научусь....)

VII. Физминутка  

VIII. Постановка проблемы исследования 

- А сейчас я предлагаю решить задачу, предложенную на экране.

Слайд 9      Вернуться к иллюстрации задачи на встречное движение  

ТЕТРАДЬ      -Откройте тетради

- Что известно в задаче? Что нужно найти?  Какая требуется формула?

- Что сказано о времени движения?

- Можем ли мы найти расстояние, которое проехал первый автомобиль до места встречи?

- Как?  Ученик у доски

- Найдем  расстояние , пройденное первым автомобилем

Найдем расстояние , пройденное вторым автомобилем

- Можем ли мы теперь найти общее расстояние, или расстояние между поселками.

IХ. Выдвижение гипотезы

- Предположите, можно ли решить данную задачу другим способом?

Посмотрим объяснение решения похожей задачи

ВИДЕО LiameloN Animation

Математика 4 класс (Урок№39 - Задачи на встречное движение.)

82 тыс. просмотров

8 мая 2020 

со времени 3:32

- Какое новое понятие мы узнали?

Слайд 10        СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ           ПРИСТАВКА С

Вернемся к задаче и найдем скорость сближения

- Находим скорость сближения автомобилей, затем умножаем на время.

Х. Интерпретация полученных данных

- Какой из способов вам кажется наиболее рациональным?

- Запишем ответ.

ХI. Вывод по результатам исследовательской работы

- Сделайте выводы нашего исследования. Как мы находили скорость сближения.

Слайд 11      

ХII. Применение новых знаний в учебной деятельности

- А сейчас переходим к практике. Работа в парах. 

Слайд 12      

- Прочитайте  условие задачи.

Из двух деревень одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Первый шёл со скоростью 5 км/ч, а второй - 6 км/ч. Через 3 часа пешеходы встретились. Найди расстояние между деревнями.

1 - начертите  схему


Слайд 13       Проверка по образцу

2 - решите, советуясь с напарником

- Запишите решение по действиям в тетрадь

Слайд 14       Проверка по образцу

Разные способы решения

- Допишите ответ в карту урока, где "Решение задачи в паре"

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

Слайд 15       (Схемы задач)

Задание по выбору : можно выбрать одну задачу, можно решить обе  

НА СКОРОСТЬ 3 минуты

Решение записать В ТЕТРАДИ        Хоть по действиям, хоть выражением

ОТВЕТ  Записать В КАРТУ УРОКА

Слайд 16       ВЗАИМОПРОВЕРКА по СЛАЙДУ - Проверьте работу товарища

ХIII. Рефлексия

- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока   (Научиться решать задачи на встречное движение, работать со схемой).

Слайд  17      

- Как вы считаете, мы её достигли?

- Какая новая величина появляется при решении задач на движение? (скорость сближения)

Какую цель поставим на следующий урок? (Научиться решать задачи на движение другого вида)

- Для чего нам нужно научиться решать задачи на движение?

- В чем актуальность нашего исследования? (Не опаздывать, спланировать время путешествия, рассчитать скорость движения, избежать аварий и т.д.)

- Придвижение пешком и на транспорте нужно соблюдать правила дорожного движения. Помните об этом всегда! Не даром существует пословица: «Тише едешь, дальше будешь».

ХIV. Оценивание

- Завершите работу в карте урока.

- Допишите предложения

ХV. Домашнее задание

По выбору

1 - составить движение на встречное движение, записать текст задачи , схему и решение

2 - рабочая тетрадь с. 37 № 5

XVI. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Технологическая карта урока математики 4 класс "Решение задач с величинами:время,скорость,расстояние".

Технологическая карта урока математики в форме морского путешествия. Содержит все этапы урока закрепления изученного материала....

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)

Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...

Технологическая карта урок математики 3 класс "Решение задач изученных видов"

Тема Решение задач изученных видовЦелиСпособствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения текстовых задач на увеличение ...

Технологическая карта урока математики 3 класс "Решение задач"

Методическая разработа "Технологическая карта урока математики 3 класс. Решение задач" составлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит необходимый для учителя методический материал д...

Технологическая карта урока. Математика 1 класс "Решение задач"

Через наблюдение и сравнение познакомить с задачами на сложение и вычитание; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку;  выявление причин ошибок и оценивания своей работы....