Технологическая карта урока математики 4 класс "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кривелева Людмила Геннадьевна

Технологическая карта урока математики 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_4_klass.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

4 класс

                                                                                                                                                                                 Учитель: Кривелева Людмила Геннадьевна

Тема:         Решение задач на движение                                                

Тип урока:        Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями                       

Цель:          формировать у учащихся умение решать задачи на встречное движение            

Формируемые УУД:

  1. Предметные: решать задачи на встречное движение; читать и строить схемы, моделирующие условие задачи; сравнивать  разные способы решения задач, выбирать рациональные.
  2. Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей

Планируемые результаты: уметь отличать задачи на движение от других видов задач, овладеть алгоритмом решения задач на движение

Оборудование: учебник «Математика 4 класс» Л.Г.Петерсон,  электронная доска; карточки с заданиями; презентации, подготовленные учащимися на тему «Это интересно», «Скорость в моей жизни»

ХОД

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Цель:  фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

- Прозвенел для нас звонок,

  Начинается урок!

- Скажите, пожалуйста, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, развивающим).

- А чтобы урок получился именно таким, вы должны быть… (внимательными, собранными, активными, работоспособными).

- Я желаю вам удачи, и вы пожелайте ее друг другу.

Проверяют готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя

Мотивация к обучению

Мотивация к учебной деятельности. 

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность.

Ставит учебную задачу.

-Сейчас я прочитаю слова, которые вы должны  запомнить. Затем возьмете  карточку и вычеркните те слова, которые я прочитала.

-Внимание, слова! Цыпленок, машина, поезд, медведь, пешеход, мотоциклист.

Карточка № 1

Цыпленок, скорость, машина, поезд, медведь, время, пешеход, движение, задача, мотоциклист, расстояние.

Какие остались слова? Как они связаны между собой?

Выполняют учебную задачу

Удерживание учебной задачи;

выбор действия  в соответствии с поставленной задачей;

обобщение

Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

1)Предлагает сформулировать тему урока и цели.

-При помощи этих слов сформулируйте тему урока. Поставьте перед собой цели

2)Мотивирует детей на размышление, дальнейшее наблюдение, фиксирует затруднение

Прочитайте вычеркнутые слова. Они как-то связаны между собой? Вернемся к этому вопросу в конце урока.

-Какие знания, умения и навыки понадобятся нам сегодня на уроке?

-Чем задачи на движение отличаются от других задач? Почему  их математики выделяют в отдельный блок?

1)Формулируют тему урока и цели

(Решение задач на движение)

2) Высказывают предположения, планируют наблюдение, отвечают на вопросы учителя

Формулирование темы и целей урока, анализ

ФИЗМИНУТКА.

Цель: организовать условия для сохранения здоровья

Предлагает выполнить физкультминутку для глаз по тренажеру

Гимнастика для глаз

Установка на здоровьесбережение

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать условия для повторения первично усвоенных знаний.

В) Ставит учебную задачу.

-Предлагаю в группах решить задачи и выяснить являются ли они задачами на движение.

Задача № 1.

Три товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей – учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу? (3)

Задача № 2.

Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (На другую сторону дороги)

Задача № 3.

Электровоз идет на запад со скоростью 70 км/ч, дует восточный ветер, со скоростью 20 км/ч. В каком направлении идет дым от электровоза? (у электровоза нет дыма)

Задача № 4

Медведь упал в яму-ловушку глубиной 20 метров за 2 секунды. Какого цвета был медведь? (бурого)

Работают в группах постоянного состава, решают, обсуждают, выбирают отвечающего, сообщают свое решение классу.

Обобщают все ответы, делают вывод (эти задачи нельзя отнести к задачам на движение, несмотря на то, что в них есть движущийся объект или объекты, так как в них нет зависимости между величинами скорость, время, расстояние. Эти задачи на логику и смекалку)

Умение договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

Обобщение, выводы

ФИЗМИНУТКА

Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей

Предлагает выполнить упражнения  для снятия усталости

Смена динамических поз

Установка на здоровьесбережение

Первичная проверка понимания.

Цель: организовать  выполнение учащимися заданий по алгоритму по пройденному материалу

Решение простых задач на движение с уточнением формул движения.

 Раздает конверты с заданием, ставит учебную задачу.

 -Учебная задача находится у вас в конвертах. Вы должны ее изучить и выполнить.

Задание для 1 группы.

  1. Вспомните, что такое движение.
  2. Какие виды задач на движение вы знаете?
  3. Проинсценируйте их у доски.

Задание для 2 группы.

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист ехал со скоростью 70 км/ч и был в пути      2 часа. Какое расстояние он проехал?
  3. Аня от дома до школы проходит за 5 мин, двигаясь со скоростью 10 метров в минуту. Каково расстояние от дома до школы?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Задание для 3 группы

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист, двигаясь со скоростью 70 км/ч, проехал 140 км. Сколько времени он был в пути?
  3. Расстояние от дома Ани до школы 50 метров. Сколько времени она потратит на дорогу, проходя его со скоростью  10 метров в минуту?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Задание для 4 группы

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист проехал 140 км за 2 часа. Какова скорость мотоциклиста?
  1. Расстояние от дома до школы в 50 метров Аня проходит за 5 минут. С какой скоростью она движется?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Самостоятельно в группах изучают учебную задачу, выполняют задания по заданному алгоритму, выбирают выступающих, озвучивают решение.

Умение договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

умение работать по алгоритму;

Закрепление изученного материала.

Цель:  правильное воспроизведение образцов выполнения действий;  применение алгоритмов и правил при решении учебных заданий

1. Ставит учебную задачу

-Предлагаю вам решить следующую задачу (карточка № 2)

Карточка № 2

Из двух городов одновременно, навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 3 часа. Скорость первого поезда – 80 км/ч, скорость второго – 90 км/ч. Найдите расстояние между городами.

2.Предлагает исследовать задачу и решить ее по алгоритму.

1.Исследуем задачу.

Назовите тип задачи, подтип задачи.

Прочитайте условие, вопрос задачи.

2.Составьте краткую запись (если нужно)                                

3.План решения задачи

4. Решение задачи

5. Формулировка и запись ответа

3. Предлагает рассмотреть другой способ решения задачи, сравнить два способа

Мальчик решил задачу так

  1. 80 · 3 = 240 (км)
  2. 90 · 3 = 270 (км)
  3. 240 + 270 =510(км)

Ответ: 510 километров между городами.

Обсуждение двух решений. Выбор рационального способа.

5.Предлагает решить задачу самостоятельно

-Попробуйте решить задачу самостоятельно.

Стр. 90, задача, № 3

6.Организует фронтальную проверку решения задачи

7.Предлагает рассуждение на тему:

 «Где в жизни нам пригодятся задачи на движение?»

8.Обобщает ответы детей

-Вся наша жизнь наполнена движением. Отправляясь в школу, на занятия в кружках, мы рассчитываем время, необходимое для того, чтобы не опоздать. Рассчитываем, с какой скоростью будем идти, чтобы  быть на месте вовремя. Поэтому нам важно уметь решать задачи на движение.

9. Предлагает посмотреть презентации учащихся, приготовленные дома

 «Это интересно»

«Скорость в моей жизни»

Фронтально работают над задачей по предложенному алгоритму

Сравнивают два способа решения, делают вывод, выбирают наиболее рациональный способ решения задачи

Самостоятельно решают задачу,  проверяют фронтально

Рассуждают, отвечают

Показывают презентации, рассказывают о своей работе

Работа по алгоритму; выбор наиболее эффективных способов решения;

анализ; сравнение; умение работать самостоятельно, формулировать свои затруднения;

использовать знаково-символические средства;

построение монологического высказывания

Итог. Рефлексия

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Задает вопросы.

-С какой скоростью сегодня на уроке работали ваши мысли?

-Быстро ли прошло время на уроке?

-На какое расстояние вы сегодня продвинулись на пути знаний? Измерьте словами это расстояние.

-Скажите, чему научились, что нового узнали?

-Вернемся к карточке с зачеркнутыми словами. И ответим на вопрос, который мы оставили на конец урока.

Отвечают на вопросы

Анализ и оценка результата своей деятельности

Домашнее задание

Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

Предлагает домашнее задание на выбор:

1.С. 90, № 4 (устно)

2.Презентация «Это интересно»

3.Свое домашнее задание

Выбирают и записывают домашнее задание

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при выборе домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики:"Решение задач"(3 класс).

Урок по теме: «Решение задач»  является закрепляющим. Данная тема периодически встречается на протяжении всего курса математики в начальной школе. Но при этом ребята испытывают затруднения, работ...

Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"

Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"...

Технологическая карта урока математики "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел"

Технологическая карта урока математики "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел" 3 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока по теме "Задачи на движение по реке"

Технологическая карта урока по теме "Задачи на двмжение по реке" по УМК "Перспектива" - 4 класс...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока математики «Решение задач на движение» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления навыков решения задач на движение.Задачи урока:Дидактические:1. Систематизировать знания по теме: решение задач на движение;2. Совершенствовать вычисл...