4 класс, урок математики на тему: Задачи на движение в противоположных направлениях.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кадрян Светлана Равильевна

Урок математики на тему: Задачи на движение в противоположном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики в 4 классе350.01 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

4 класс

Тема: Задачи на движение в противоположных направлениях.

Тип урока: ОНЗ

Цель: научить решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Задачи:

- Научить применять формулы при решении задач на движение.

развивать познавательную активность, любознательность , интерес к математике, совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся (чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу)

Планируемые результаты:

-регулятивные результаты:

принимать и сохранять учебную задачу; обнаруживать допущенные ошибки; оценивать правильность выполнения действий

- личностные результаты:

ЛУУД: - проявление позитивного отношения к учебному процессу, ценить и принимать базовые ценности: «терпение», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

-метапредметные результаты:

ПУУД: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем.

РУУД: Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

КУУД : Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

предметные результаты:

называть единицы величин: расстояния, скорости, времени; моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в противоположных направлениях; анализировать — характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел)

Метапредметные и личностные: Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с задачами, лист самрценки). Учебник: В.Н. Рудницкая « Математика» 4 класс, 1

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Содержание учебного

материала                  

Деятельность

                    учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Мотивационный

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!».

Это девиз нашего урока

Какой у нас сейчас урок?

Для чего нам нужен урок математики?

Где пригодятся полученные знания?

На листе самооценки поставьте себе балл

На сколько вы готовы к уроку: от 2 до 5

Хотим всё знать

Урок математики

Чтобы уметь считать и решать задачи

В магазине, в кинотеатре, на работе, везде

Работа с листом самооценки

Личностные (планировать организацию учебной деятельности)

2. Актуализация прежних знаний

Презентация, дети решают, записывают ответы в тетрадь.

Взаимопровека

Выставление оценок в тетрадь и в лист Самооценки

Работа с листом самооценки

1. Задача-эстафета:

•  Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?

•  Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

•  Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?

•  Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?

•  Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?

•  Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?

Взаимопроверка с помощью смайликов

На листе самооценки поставьте себе балл

2.Какие формулы помогли в решении задач?

На листе самооценки поставьте себе балл

5*4= 20 м

40:10=4 м/мин

54:9=6 ч

72:3=24 км/ч

50*6=300 км

270:30=9 сек

Оценивают друг друга

Работа с листом самооценки

Скорость – υ =  S : t

Время – t = S : υ

Расстояние – S = υ  t

Работа с листом самооценки

Познавательные УУД

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем

Познавательные УУД

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

Ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

3.Формулирование темы и целей урока.

4.Открытие нового знания

Презентация (текст задачи, потом появится схема движения объектов)

Практическая работа

Работа с листом самооценки

2. А теперь внимание на экран (текст задачи, потом появится схема движения объектов)

«Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 ч?»


                             5 км/ч   4 км/ч

                                        ? км

-Какой вид задачи?

-Что можете сказать об условии  задачи? В каком направлении движутся пешеходы? Какое это движение?- (открыть схему )

Сегодня мы  чему будем учиться? (познакомимся с решением задач движение в противоположных направлениях и попробуем найти закономерность, что же происходит с величинами при таком движении.

Тема урока? Учебник стр.129

Какую цель поставим на уроке?

Чтобы научиться решать такие задачи, давайте разберемся в направлениях

( учитель с помощью машинок показывает направления движений)

Встречное движение

Движение в противоположном направлении

Движение в одном направлении

Далее учитель предлагает учащимся показать все виды движений ( выходят ученики и показывают движения)

- Возвращаемся к задаче

-Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?

Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

S=v*t

- Время известно, а скорость?

- Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?

4*3=12км

2 действием?

5*3=15 м

3 действием?

12+15=27 км

Это был 1 способ решения задачи

А теперь рассмотрим 2 способ решения задачи

Скорость удаления.

2)S=v*t

1)v1+v2

- Записываем решение.

       5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

       9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

       Ответ: расстояние – 27 километров.
 

Оцените по 5 бальной системе, на сколько вы поняли тему урока.

Смотрят на экран

-Мы такие задачи не решали

-В противоположном направлении

-Будем учиться решать задачи

-Задачи на движение в противоположном направлении

-Научиться решать задачи на движение в противоположном направлении

Ответы учащихся

Ученики показывают движения по направлениям

Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

S=v*t

4*3=12км

5*3=15 м

12+15=27 км

5 + 4 = 9 ( км/ч)

       9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

       Ответ: расстояние – 27 километров.
 

Работа с листом самооценки

Познавательные УУД

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

Ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

Познавательные УУД

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем

Познавательные УУД

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

Ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД

Учебно- познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу.

5.Физминутка

Физминутка – игра  «Красный, желтый, зеленый»

Перед играющими устанавливается макет светофора. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда педагог зажигает зелёный свет, ребята потихоньку маршируют на месте; когда горит желтый свет, они хлопают в ладоши. При красном свете дети  замирают и грозят  пальчиком друг другу.

Когда педагог зажигает зелёный свет, ребята потихоньку маршируют на месте; когда горит желтый свет, они хлопают в ладоши. При красном свете дети  замирают и грозят  пальчиком друг другу.

6.Актуализация знаний

Работа у доски

Работа по учебнику стр.131 №3

Учащиеся учатся чертить схему и решают задачу 2 способами

Записывают ответ

1)100*5=500 м

85*5=425м

500+425=925м

2)100+85=185м/мин

185*5=925м

Познавательные УУД

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем

Самостоятельная работа в группе

Проверка

Работа с листом самооценки

Каждая группа получает задание для самостоятельного решения ( какая группа первой решит задачу и какой способ решения будет использовать)

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого автомобиля  100  км/ч, скорость второго —  70  км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через  4  часа?

Работа в группе

Решают задачу

Работа с листом самооценки

Коммуникативные УУД

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Работа с листом самооценки

– Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

– Какие еще величины характеризуют процесс движения?

– Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

-Какая была тема урока?

-Цель урока?

– При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. Прочитайте пословицу. («Тише едешь – дальше будешь».)

– Как вы понимаете ее?

– Чему мы учились на уроке?

– Что вам понравилось?

– Что было трудно?

Дети работают с листом самооценки

-быстроту движения характеризует величина, которая называется скорость

Ответы учащихся

Дети работают с листом самооценки

Считают общие баллы

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

8.Домашнее задание

Стр.135 №17,18

Записывают домашнее задание

ФИ____________________________________________________

Лист Самооценки (от 2 до 5 баллов)

Готовность к уроку

Задача-эстафета

Знание формул

Как я понял(а) тему урока

Как я работал(а) в группе

Как я работал(а) на уроке

Как я чувствую себя после урока

Все было понятно-30-35 баллов

Остались вопросы-25-30 баллов

Все было непонятно-ниже 25 баллов

Итого:

Тише едешь – дальше будешь

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого автомобиля  100  км/ч, скорость второго —  70  км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через  4  часа?

решение задач на движение в противоположных направлениях

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого автомобиля  100  км/ч, скорость второго —  70  км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через  4  часа?

решение задач на движение в противоположных направлениях

Тема урока:

Задачи на движение

в противоположном

направлении

Цель урока:

Научиться решать

задачи на движение

в противоположном

направлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""

Цель данного урока: установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении  в противоположных направлениях.Обучающиеся  закрепляют  навыки вычислений со смешанны...

Технологическая карта урока математики по теме: «Задачи на движение в противоположных направлениях» (4 класс)

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления по теме "Задачи на движение"....

Урок математики по теме "Задачи на движение в противоположных направлениях"

Урок математики по теме " Задачи на движение в противоположных направлениях". Урок открытия новых знаний....