Урок математики по теме "Задачи на движение в противоположных направлениях"
методическая разработка по математике (4 класс)
Урок математики по теме " Задачи на движение в противоположных направлениях". Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_dvizhenie_v_protivopolozhnyh_napravleniyah_4_klass.docx | 93.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урок математики в 4 классе
по теме «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Кочнева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
МКОУ Дальнезакорская СОШ
Аннотация к уроку
Урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Учебник Математика, авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Москва «Просвещение», УМК « Школа России».
Учебные задания были апробированы на уроке, дети с интересом выполняли их.
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях.
Планируемые результаты:
Предметные:
Продолжить работу по использованию формул для рационального решения задач;
отрабатывать алгоритм действий с натуральными числами.
Метапредметные:
Познавательные:
проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, делать выводы на основе сравнения;
формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные УУД:
определять самостоятельно цель учебной деятельности, искать средства её осуществления;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение
Личностные УУД:
формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
Ход урока
- Организационный этап
Здравствуйте, ребята!
Математика пришла,
Все заняли свои места.
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать.
- 2. Мотивационный этап.
- Ребята, прочитайте высказывание, которое представлено на слайде.(Слайд 2)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как Вы понимаете данное высказывание?
(Ученики выдвигают предположения, как они понимают данное высказывание.)
(Человек не может знать в жизни все.И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно.)
- Какой вывод вы для себя сделаете?
(ответы детей: необходимо учиться,чтобы больше узнать и т.д.)
- Актуализация знаний
- Скажите, пожалуйста, чему вы учитесь на уроках математики?
(ответы детей: на уроках математики мы учимся быстро и точно считать.)
- Зачем вам нужны эти умения? Где это может пригодиться?
(ответы детей: эти умения всегда понадобятся нам в жизни.)
-Да, я согласна с вами, эти умения обязательно пригодятся вам в жизни.
- Предлагаю вам выполнить УЗ № 1. (Учебное задание на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии: идет проверка навыков счета и используется для подведения к теме урока)
НА ОЛИМПИАДУ. В школе сказочных героев идет отбор на олимпиаду по точному счету. Проверь себя, смог бы ты пройти этот отбор, если бы учился в этой школе.
Вычисли значения выражений.
500 : 10= _______и 2400 : 3= ______з
40·3=________ч 60 · 9 =_______ д
200 · 3=_____ а1200 : 4= _______а
Расставь ответы в порядке убывания и разгадай зашифрованное слово.
Ответы | ||||||
Буквы |
Проверь себя по ключу:
(ключ на карточке, выдается после выполнения задания)
КЛЮЧ
Ответы | 800 | 600 | 540 | 300 | 120 | 50 |
Буквы | з | а | д | а | ч | и |
Оцени свою работу по критериям:
-я решил все примеры правильно- Я ПОЕДУ НА ОЛИМПИАДУ!
- я допустил 1 ошибку - У МЕНЯ ЕСТЬ ШАНС!
- я допустил много ошибок – МНЕ НУЖНО ЕЩЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ.
-Какой вывод сделали для себя? Какие умения у вас должны быть хорошо сформированы, чтобы выполнить это задание без ошибок? (ответы детей: хорошо считать)
- Какое слово получилось? (задачи)
- Сформулируйте цель урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (задачи на движение)
- Постановка учебной задачи и ее решение
- - Сегодня на уроке мы будем решать задачи. Какие? Ответ на вопрос вы дадите, когда выполните следующее УЗ №2. (Учебное задание на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний)
ЭТО РАЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Работая в паре, сравни схемы. Чем похожи и чем отличаются эти схемы.
Результаты оформи в таблице. Дай название задачам на движение 2 столбика.
Задачи на встречное движение | Задачи на движение ______________________ |
Проанализируй полученные результаты. Обобщи и сделай вывод.
(Таблицу дети заполняют самостоятельно. На предыдущих уроках они решали задачи на встречное движение, определяли скорость сближения, также проговаривали, что объекты в задачах на встречное движение движутся навстречу друг другу, сближаются. Поэтому детям не составит труда заполнить первый столбик, они сами пытаются заполнить второй столбик и предположить названия задачи на движение. Варианты заполнения второго столбика у ребят будут различные, но с помощью учителя они смогут прийти к правильному варианту заполнения.
(Слайд 2)
(Слайд3)
Задачи на встречное движение | Задачи на движение в противоположных направлениях |
Скорость сближения | Скорость удаления |
Движение навстречу друг другу | Движение в разных направлениях |
Объекты сближаются друг с другом | Объекты удаляются друг от друга |
-Скажите, что значит движение в противоположных направлениях.
-Что происходит с объектами?(они удаляются друг от друга)
- В задачах на встречное движение мы находили скорость сближения, а в задачах на движение в противоположных направлениях,какую скорость будем находить?
(ответы детей: скорость удаления)
Физкультминутка(музыкальная, использование ТСО)
2. Решение учебной задачи.
- Предлагаю вам поработать в группах и решить задачи в учебнике на стр. 33 № 125.
-После того, как вы выполните задание, выходите к доске и представляете свою работу.
1 группа: Задача № 1.
1 способ.
- 5+4= 9 км/ч- скорость удаления.
- 9*3 =27 км – расстояние между пешеходами.
2 способ
- 5*3 = 15 км – прошел 1 пешеход
- 4*3= 12км – прошел 2 пешеход
- 15+ 12= 27 км- расстояние между пешеходами.
2 группа:Задача № 2
1) 5+4= 9 км/ч- скорость удаления.
2) 27: 9 =3 ч. – расстояние будет 27км.
3 группа: Задача № 3
1 способ
- 27 : 3= 9км/ч- скорость удаления
- 9-5 = 4 км/ч- скорость 2 пешехода
2 способ
- 5*3 = 15 км- прошел 1 пешеход
- 27-15 = 12км- прошел 2 пешеход
- 12: 3 = 4 км/ч- скорость 2 пешехода.
(после того, как ребята в группах решили задачи, они выходят и представляют полученные результаты)
-Как можно назвать эти задачи, которые вы решали? (задачи на движение в противоположных направлениях).
-Зачем нужны эти знания? (предположения детей: на дороге, соблюдать правила движения, не торопиться на дорогах, чтобы высчитать время, чтобы не опоздать.)
-Я согласна с вами, конечно, эти знания нам необходимы в жизни. А правила дорожного движения мы должны всегда соблюдать в повседневной жизни. Ведь мы с вами ходим в школу, ездим на машинах?
-Предлагаю выполнить УЗ № 3(учебное задание на формирование ценностно-смысловых установок: дети обсуждают правила движения на дорогах, делают вывод, как нужно вести пешеходам и водителям).
БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Ежедневно миллионы людей пользуются услугами маршрутных такси. Но безопасность поездки зависит от водителей, и они не должны нарушать правила дорожного движения. Нарушают ли водители правила дорожного движения в данной ситуации, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 90 км/ч?
Решизадачу, используя чертёж. Запиши решение в тетрадь.
60 км/ч t- 2ч. ?
360 км
Из одного гаража выехали одновременно в противоположных направлениях два маршрутных такси. Через 2 часа расстояние между ними было 360 км. Скорость первого маршрутного такси 60 км/ч. Узнай скорость второго маршрутного такси. Сделай выводы.
Выскажи свое мнение: почему нельзя нарушать правила дорожного движения.
Решение задачи.
1 способ
- 360: 2= 180 км/ч- скорость удаления
- 180- 60 = 120 км/ч – скорость 2 маршрутного такси.
2 способ
- 60*2 =120 км –прошло 1 такси
- 360-120 = 240км- прошло 2 такси
- 240: 2= 120 км/ч- скорость 2такси.
(Первый водитель не нарушает, второй водитель нарушает, так как второй водитель едет со скоростью 120 км/ч, а на обочине стоит знак ограничения скорости до 90 км/ч)
- Подведение итогов.
-Ребята, скажите, какую цель мы ставили в начале урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке и скажите,достигли ли мы цели, поставленной в начале урока.
-Какой план работы был запланирован в начале урока?
- Всё что запланировали, вы выполнили?
-Какой вывод сделали для себя?
(Слайд 4)
-На уроке я узнал …
-На уроке я повторил …
-На уроке я еще раз вспомнил …
-На уроке я научился…
7. Домашнее задание.
На выбор:
Стр.34 №133. (базовый уровень: решение задачи, аналогичной той, которую решали в классе, для закрепления.)
Карточка № 4*
Реши задачу.
Многие птицы осенью перелетают с севера на юг, в тёплые края. Учёные установили, что одна полярная крачка (чайка) пролетела расстояние 25600 км за 160 сут. Чирки за месяц (30 дней) пролетают 6000 км. Узнай, у кого средняя скорость полета больше и на сколько километров в сутки больше- у крачки или у чирка.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Учебное задание 1
НА ОЛИМПИАДУ. В школе сказочных героев идет отбор на олимпиаду по точному счету. Проверь себя, смог бы ты пройти этот отбор, если бы учился в этой школе.
Реши примеры.
Расставь ответы в порядке убывания и разгадай зашифрованное слово.
500 : 10= _______ и 2400 : 3= ______з
40 · 3 = ________ ч 60 · 9 =_______ д
200 · 3= _____ а 1200 : 4= _______а
Ответы | ||||||
Буквы |
Оцени свою работу по критериям:
-я решил все примеры правильно- Я ПОЕДУ НА ОЛИМПИАДУ!
- я допустил 1 ошибку - У МЕНЯ ЕСТЬ ШАНС!
- я допустил много ошибок – МНЕ НУЖНО ЕЩЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ.
Что нужно учесть, чтобы выполнить это задание без ошибок.
Проверь себя по ключу:
Ключ:
Ответы | 800 | 600 | 540 | 300 | 120 | 50 |
Буквы | з | а | д | а | ч | и |
Учебное задание 2
ЭТО РАЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Работая в паре, сравни схемы. Чем похожи и чем отличаются эти схемы.
Результаты оформи в таблице. Дай название задачам на движение 2 столбика.
Задачи на встречное движение | Задачи на ____________________________движение |
Проанализируй полученные результаты. Обобщи и сделай вывод.
Учебное задание 3
БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Маршрутные такси занимают ведущее место в нашей стране. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами. Безопасность поездки зависит от водителей, и они не должны нарушать правила дорожного движения. Нарушают ли водители правила дорожного движения в данной ситуации, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 90 км/ч?
Работая в паре, решизадачу, используя чертёж. Запиши решение в тетрадь.
60 км/ч t- 2ч. ?
360 км
Из одного гаража выехали одновременно в противоположных направлениях два маршрутных такси. Через 2 часа расстояние между ними было 360 км. Скорость первого маршрутного такси 60 км/ч. Узнай скорость второго маршрутного такси. Сделай выводы.
Выскажи свое мнение: почему нельзя нарушать правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....
Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
Цель данного урока: установить зависимости между величинами s, v, t при движении в противоположных направлениях.Обучающиеся закрепляют навыки вычислений со смешанны...
Урок математики на тему: "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Урок математики в 4 классе по программе "Школа России"...
Методическая разработка урока математики " Решение задач на движение в противоположных направлениях" 4 класс
Урок-ознакомления по программе "Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта урока «Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях»
конспект урока по математике...
План урока математики "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Урок составлен с использованием электронного цифрового ресурса ЯКласс....
Технологическая карта урока по математике "Решение задач на движение в противоположных направлениях" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с задачами на движение в противоположных направлениях и формирование умения решать задачи на движение в противоположных нап...