Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_v_protivopolozhnyh_napravleniyah.zip | 839 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4-ом классе.
Автор: учитель начальных классов ГОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга Ефимова Анна Валерьевна.
Тема урока:
«Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Цели урока:
- научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
- научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях;
- формировать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- формирование навыков работы в малых группах.
Оборудование:
учебник «Математика 2 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение»
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с темой движения. Тема нашего урока: «Движение в противоположном направлении». Но для начала нам надо подкрепить наш вычислительный аппарат. - Устная работа.
Счет «Цепочка»:
480 : 6 : 20 х 50 х 4 : 20 х 7 : 10 х 2 х 10
(80; 4; 200; 800; 40; 280; 28; 56; 560)
Задача – эстафета:
- Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
- Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
- Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
- Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
- Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
- Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
(20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с)
- Объяснение нового материала.
- Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?
4 км/ч 5 км/ч
?
- Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
- Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
- Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
- Ученики: Скорость удаления.
- Учитель: Записываем решение.
- Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние
Ответ: расстояние – 27 километров.
- Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
4 км/ч 5 км/ч
27 км
- Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
- Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
- Ученики: Скорость удаления.
- Учитель: Записываем решение.
- Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
27 : 9 = 3 (ч)
Ответ: время – 3 часа.
- Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
? 5 км/ч
27 км
- Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
- Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
- Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
- Ученики: Скорость удаления.
- Учитель: Записываем решение.
- Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 – 5 = 4 (км/ч)
Ответ: скорость – 4 километра в час.
- Учитель: Похожи ли эти задачи?
- Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
- Учитель: Чем отличаются эти задачи?
- Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
- Учитель: Как называются такие задачи?
- Ученики: Обратные.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление материала (презентация)
- Слайд № 8:
Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?
- Слайд № 9: проверка решения задачи.
- Составляем обратную задачу. Слайд № 10:
С какой скоростью двигался второй автомобилист? - Слайд № 11: проверка решения задачи.
- Составляем обратную задачу. Слайд № 12:
Через какое время расстояние станет равным 220 км?
- Слайд № 13: проверка решения задачи.
- Работа над пройденным материалом.
- Работа по учебнику: № 138.
- Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.
10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000
240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947
487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405
560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 050
- Задача на смекалку:
Стрекоза и бабочка одновременно полетели друг за другом к ромашке. Расстояние между ними составляло 500 м. Скорость бабочки была 50 м/мин, а скорость стрекозы – 90 м/мин. Успеет ли бабочка долететь к цветку раньше, если она находиться на расстоянии 450 м от него? - Учитель: Какое расстояние пролетит бабочка? С какой скоростью?
- Ученики: Бабочка пролетит 450 м со скоростью 50 м/мин.
- Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза? С какой скоростью?
- Ученики: Стрекоза пролетит расстояние между бабочкой и стрекозой и расстояние между бабочкой и цветком: 500 м и 450 м. Скорость стрекозы – 90 м/мин.
- Учитель: Как найти время полета бабочки к цветку?
- Ученики: Чтобы найти время полета бабочки, надо расстояние разделить на скорость.
- Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза за это же время?
- Ученики: Чтобы найти расстояние, надо скорость стрекозы умножить на время полета бабочки. Для нахождения ответа надо сравнить расстояние полета стрекозы и расстояние между стрекозой и цветком.
- Решение задачи:
450 : 50 = 9 (мин) – время полета бабочки
90 ∙ 9 = 810 (м) – пролетит стрекоза за 9 мин
450 + 500 = 950 (м) – расстояние между стрекозой и цветком
Ответ: бабочка успеет.
- Итог урока:
- С каким видом движения познакомились?
- С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?
- Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....
Методическая разработка урока математики " Решение задач на движение в противоположных направлениях" 4 класс
Урок-ознакомления по программе "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс...
Методическая разработка по развитию умения решать задачи на движение в противоположных направлениях
Рассмотрена модель урока по данной проблеме...
План урока математики "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Урок составлен с использованием электронного цифрового ресурса ЯКласс....
Фрагмент урока по математике 4 класс "Задачи на движение в противоположном направлении (встречное движение)"
фрагмент урока по математике 4 класс 21 век учебник Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Применение игровых технологий на уроках в начальной школе с целью изучения нового материала...
Конспект урока по математике «Задачи на движение в противоположных направлениях».
Цель урока: Создание условий, для формирования у учащихся усвоения правила, которое связывает скорость изменения расстояния со скоростямидвижущихся объектов....