Конспект урока математики по теме: "Задачи на движение в противоположных направлениях ". 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс)

Князева Надежда Александровна

Урок изучения нового материала сответствует требования ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Басовская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Открытый урок

по математике в 4 классе

на тему

«Задачи на движение в противоположных направлениях»

Учитель: Князева Надежда Александровна

УМК «Перспектива» (4 класс) Математика

Тип урока: ОНЗ                                                        

Тема «Задачи на движение в противоположных направлениях»

Цель:

- учить моделировать и решать задачи на движение в противоположных направлениях;

- закрепить понятия «движение в противоположных направлениях», «скорость удаления»;

Задачи:

образовательные: устанавливать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; формировать умение анализировать и решать задачи на движение, на нахождение периметра .

развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь обучающихся;

воспитательные: формировать навыки работы в паре; прививать навыки безопасного поведения на дорогах.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-познавательные УУД: моделировать и решать задачи на движение в противоположных направлениях - дополнять условие задачи недостающими данными или вопросами дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения;

-личностные УУД : формировать внутреннюю позицию на  уровне положительного отношения к школе;

-коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для представления результата;

-регулятивные УУД : ориентироваться в разных вариантах выполнения задания - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием.

Ход урока

І. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Сейчас урок математики, я желаю вам удачи . Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Пожелайте ему удачи.

А с каким настроением вы пришли на урок? Вам нравится математика?

Я предлагаю вам девиз для нашего урока. Прочитаем хором   Слайд 2.

«У нас всё получится»

ІІ. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Учебник №6 с.38

  1. 13-9= 4 (ч) оставшееся время
  2. 55·9= 495(км) расстояние, пройденное за 9 ч
  3. 723- 495= 228 (км) оставшееся расстояние
  4. 228:4= 57(км/ч) скорость в оставшееся время

Ответ: 57 км/ч

Учебник №7 с.38

- Какой треугольник называют равнобедренным?

- Какие варианты могут быть для сторон?

1 вариант: (186-58): 2 = 64 (см); 58 см, 64 см,64 см.

2 вариант: 186 – (58·2) = 70(см); 58 см,58 см,70см.

  1. Устный счёт.
  1. Вычислите.Слайд 3.
  • 40·6=                      
  • 25·4=
  • 4000:10=
  • 450:50=
  • 800:4=
  • 1200:60=

Д – 400

 И – 20

 Ч – 200

З – 240

 А – 9

 А – 100

Какое слово получилось? (ЗАДАЧИ)

2) Расположите дроби в порядке возрастания.  Слайд 4.

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

Самопроверка записи – на слайде Слайд 4.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.(ДВИЖЕНИЕ)

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение  в нужном направленииСлайд 5.

3)Мозговой штурм Слайд 6.

  • Какие величины используются в задачах на движение?        
  • Скорость, расстояние, время
  • Как найти расстояние, зная скорость и время?  
  • Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время
  • Как найти скорость, зная расстояние и время?
  • Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время
  • Как найти время, зная расстояние и скорость?
  • Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость
  •  С каким видом задач на движение вы знакомы?
  • Задачи на встречное движение, задачи на движение в противоположных направлениях
  • О какой скорости идёт речь при движении тел навстречу друг другу?
  • Скорость сближения
  • О какой скорости идёт речь при движении тел в противоположных направлениях
  • Скорость удаления

ІІІ. Выявление места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности.

Сравните схемы.

40 км/ч                                   60 км/ч

         40 км/ч     60 км/ч

Ответ: похожи тем, что едут два автомобиля, скорость одного автомобиля 40 км/ч, скорость другого автомобиля 60 км/ч. Время движения автомобилей 2 часа, отличаются тем, что на первой схеме движение навстречу друг другу, а на втором в противоположных направлениях.

ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («изучение» детьми знаний)

С чем  будем сегодня знакомиться?

Ответ: с задачами  на движение в противоположных направлениях.

Тема урока «Задачи на движение в противоположных направлениях»Слайд 7.

- Какова цель нашего урока?

ІV.Реализация построенного проекта.

  1. Решите задачу.Слайд 8.

От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли два катера. Средняя скорость одного катера 20 км/ч, другого 25 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут катера через 3 часа?

- В каком направлении двигались катера? (в противоположных направлениях)

- Как это показано на чертеже? (стрелками в противоположных направлениях)

- Что известно о времени их отплытия?(одновременно)

- Как обозначено место их отплытия?(красным флажком)

- Сколько времени находится в пути каждый катер?(3 часа)

- Известны ли скорости катеров?(да, 20 км/ч, 25 км/ч)

- Что требуется узнать?(На каком расстоянии друг от друга будут катера через 3 ч?)

Решение:Слайд 9.

1 способ:

1)20+25=45(км/ч) скорость удаления

2) 45·3=135(км) расстояние

    Ответ: 135 км

2 с п о с о б:

1) 20·3=60 (км) прошёл 1 катер

   2)25·3=75 (км) прошёл 2 пешеход

   3)60+75=135 (км) расстояние

    Ответ: 135 км

- Какой способ вам кажется более удобным? Почему?

V. Физкультминутка.

Танцевальные движения под песню «Улыбка»Слайд 10.

VІ. Реализация построенного проекта (продолжение).

  1. Работа по учебнику.

№1 (с.40)

- Прочитайте задачу. Назовите вид задачи. (Задача на движение в противоположных направлениях)

- Как найти расстояние? (Скорость умножить на время)

- Как найти расстояние при движении в противоположных направлениях?(Скорость удаления умножить на время)

- Назовите первый способ решения задачи.(Скорость удаления умножить на время)

- Назовите второй способ решения задачи.( Найти расстояние, пройденное товарным поездом, расстояние, пройденное экспрессом, сложить эти расстояния)

- Запишите два способа решения задачи самостоятельно.

1 способ:

1)  40+180=220(км/ч) скорость удаления 2)220·2=440(км) расстояние

    Ответ: 44

2 способ:

1)40·2=80 (км) прошёл товарный поезд

2)180·2=360 (км) прошёл экспресс

3)80+360=440 (км) расстояние

    Ответ: 440

- Проверьте по шаблону.

№2 (с.40)

- Прочитайте задачу. Назовите вид задачи. (Задача на движение в противоположных направлениях)

- Чем она отличается от предыдущей? ( Движение начинается не из одной точки, а из точек, между которыми 28 км)

-Чем решение этой задачи будет отличаться от решения предыдущей?                ( Нужно к пройденному автобусами расстоянию прибавить 28 км)

Один ученик записывает на доске первый способ решения задачи.

  1. 35+ 40 = 75 (км/ч) скорость удаления
  2. 75· 4 = 300 (км) пройденное расстояние
  3. 300+28= 328 (км) расстояние межу автобусами через 4 ч

Ответ: 328 км

Другой ученик записывает на доске второй  способ решения задачи.

1)35·4=140 (км) проехалпервый автобус

2)40·4=160 (км) проехалвторой автобус

3)140+160+28 =328 (км) расстояние межу автобусами через 4 ч

Ответ: 328 км

VІІ. Рефлексия:

  1. Работа в тетрадях на печатной основе №2(с.38)

Обсудите в парах решение задачи.Проверка.

  1. 180+ 200=380(м/мин) скорость удаления
  2. 380·3=1140(м) расстояние

Ответ: 1140 м

  1. 200·3 = 600(м)
  2. 180·3 = 540(м)
  3. 600+540 =1140(м)

Ответ: 1140 м

  1. Работа с электронным приложением «Задачи на движение в противоположных направлениях». Выбираем рисунок по условию.
  2. Оцените свою работу на уроке.Слайд 11.

(красная звезда) Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу, ставлю оценку 5

(жёлтая  звезда) Я усвоил тему, но объяснить не могу, ставлю оценку 4

(синяя звезда) Эта тема для меня трудная, ставлю оценку 3

VІІІ. Итог.

1. - Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях?(Скорость удаления)

-Как найти скорость удаления? (Сложением скоростей)

2. Домашнее   задание: Слайд 12.

Учебник.  №4(40), №7(41).

Слайд 13.Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Презентация к уроку математики по теме "Задачи на встречное движение"

При решении задач, главное их грамотно проанализировать. А для этого необходимо хорошо представить себе сождержание задачи. Данная презентация разработана мною для уроков по решению задач на встречное...

Конспект урока по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

На уроке дети учатся решать задачи с использованием чертежей и буквенных схем....

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение".

Данная разработка содержит технологическу карту  урока математики в 4 классе по теме "Задачи на движение", УМК "Школа 2100".  Цель урока: научить анализировать задач...

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" ("Начальная школа XXI века").

Конспект урока математики в 4 классе. Главная цель урока - научить обучающихся решать простые задачи на движение. Урок спроектирован в интерактивном режиме в соответствии с требованиями ФГОС.  В ...

План конспект урока математики по теме "Задачи на движение" 4 класс.

План открытого урока по теме "Задачи на движение" Связь между скоростью,временем и расстоянием....