Конспект урока математики в 3 классе по развитию функциональной грамотности
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока математики в 3 классе по развитию функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse_po_razvitiyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Тема и обоснование её выбора (актуальность).
Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности " Деление двузначного числа на однозначное".
Проблема формирования математической грамотности очень актуальна. Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях.
Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Целевая аудитория. 9лет /3 класс.
Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Сочетания устных и письменных вычислений должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.
На данном уроке изучения новой темы, учитель использует разные виды деятельности: средства обратной связи, сравнение с образцом, индивидуальная и фронтальная проверка. На каждом этапе урока идёт работа по формированию умения реально оценивать свои возможности.
Технологическая карта
по учебному предмету «Математика». Класс - 3.
УМК «Школа России».
Учебник «Математика. 3класс» в 2-х частях Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Москва «Просвещение», 2016 год
Тема урока | Деление двузначного числа на однозначное. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления, числа на однозначное, составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи. |
Характеристика деятельности обучающихся | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – делать выводы в процессе открытия нового знания; – использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач; – работать с геометрическим материалом; – совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Планируемые предметные результаты | Ученик научится – применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач; – проговаривать алгоритм деления двузначного числа на однозначное; – выполнять вычисления с устным подробным объяснением; – решать составные задачи; – дополнять условие задачи недостающими числами и решать ее. Ученик получит возможность научиться – находить и сравнивать длины ломаных; – находить и записывать прямые, острые и тупые углы в треугольниках. |
Планируемые метапредметные результаты | Обучающийся – проговаривает последовательность действий на уроке; – высказывает своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – работает по предложенному учителем плану; – фиксирует математические отношения между объектами и группами объектов в знаково–символической форме (на моделях); – описывает результат учебных действий, используя математические термины и записи. |
Планируемые личностные результаты | Обучающийся – положительно относится к учению; – сопоставляет собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты функциональной грамотности |
1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. | |
1. - Послушайте, и скажите о какой науке говорится в стихотворении? Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка, Очень важная наука Ма-те-ма-ти-ка! (хором) ( Математика применяется в различных областях знаний) В каких областях знаний применяется математика? Технология « Ассоциативный куст» На доске - слово « математика» ( спорт, медицина, строительство, наука, торговля, семья) | Личностные УУД - умение организовывать себя на урок , формирование положительных мотивов учения; понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету Социальная грамотность, естественно-научная грамотность. |
1.2Актуализация знаний. Проблемная ситуация | |
1. Устный счет. Решение задач. Спорт. 1. Команда третьеклассников выиграла у четвероклассников соревнования по футболу. Со счётом 16:8. Во сколько раз больше голов забила команда третьеклассников? Медицина. 2.Размер сердца у взрослого человека 12 см, а у ребёнка до года – 3 см. Во сколько раз больше размер сердца взрослого человека размера сердца ребёнка? Наука. 3. Тополь поглощает в месяц 9 кг углекислого газа. Сколько должно быть ещё деревьев во дворе, чтобы они вместе поглощали 81 кг углекислого газа в месяц? 4. С двух пасек собрали 21 кг мёда. Весь мёд разлили в бидоны по 7 кг в каждый. Сколько понадобилось бидонов? 5. В первый день в магазине продали 48 шкафа, а во второй в 4 раза меньше. Сколько шкафов продали во второй день? Обучающиеся устно решают задачи. Учитель . записывает на доске; 16 : 8 = 2 12 : 3 = 4 81 : 9 = 9 21 : 3 = 3 63: 3 = ? - Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем отличается оно от предыдущих? ( Это не табличный случай. Такого примера нет в таблице умножения.) | Понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету. Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов. Стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат |
Формулирование темы и целей урока. | |
- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему урока. (Деление двузначного числа на однозначное) - Сформулируйте учебную задачу (Будем учиться делить двузначные числа на однозначные в тех случаях, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения). - Итак, прежде чем узнать новое нужно… ( Составить план наших действий ) Учащимися составляется (при участии педагога) план: 1. Подумать, какие знания ,изученные на предыдущих уроках, нам помогут? 2.Создать алгоритм деления двузначного числа на однозначное. 3. Научиться решать по новому алгоритму | Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. Планируют учебные действия. Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности. ФГ умения слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Поиск решения учебной проблемы | |
А ) - Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения? - Посовещайтесь в парах, попробуйте «открыть» новый прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему предыдущего урока «Правило деления суммы на число) - Предлагайте! ( Надо разложить 48 на сумму слагаемых) - Каких? Сколько их должно быть? (Два слагаемых, чтобы каждое делилось на 4) - Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число) Запишите выражение 63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 = - Каким способом деления суммы на число воспользовались? (Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили) Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать? (Заменить суммой разрядных слагаемых) - А затем? (разделить каждое слагаемое на 3) - Потом? (результаты сложить) Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения. - Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания. Ученики формулируют алгоритм деления: 1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных слагаемых. 2. Каждое слагаемое делим на число. 3. Полученные результаты складываем. Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем алгоритм деления двузначного числа на однозначное. Кто хочет пойти к доске? Другие записывают в своих тетрадях. 86 : 2 = 96 : 3 = 88 : 4 = 84 : 6= Б) Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть? - Как же быть? - Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания. - На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой слагаемых. - Если в делимом на данное число делилось и число десятков и число единиц, то делимое заменяли суммой разрядных слагаемых. Вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых. в) Составление алгоритма. Групповая работа. - Давайте составим план наших действий. АЛГОРИТМ - Что мы делали сначала? - Затем? - А потом? Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых Разделили каждое слагаемое на однозначное число. Ученики формулируют алгоритм деления: 1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных ) слагаемых. 2. Каждое слагаемое делим на число. 3. Полученные результаты складываем. | Учебное сотрудничество. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя. Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем , организовывать совместную работу. ФГ Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы |
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. | |
1. 52 : 4 96 : 4 93:3 36 : 2 90 : 5 86 :2 | Применение на практике нового знания |
Физминутка. | |
Предлагаю игру на внимание. Я называю единицы измерения разных величин. Если слышите величину: - вместимость – вы садитесь на свои места; -массу – прыгаете на двух ногах; - длину – шагаете по классу. 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 200 г, 92м, 17л. - Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули) - Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше? | смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ Математическая грамотность: способны устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать. |
Включение нового в систему знаний и повторение | |
1. Как вы думаете, при решении каких задач нам понадобятся полученные сегодня знания? (Решение простых задач на нахождение цены, количества, стоимости) -Придумайте задачу из жизни, где бы вам встретилось деление двузначного числа на однозначное. (Обучающиеся придумывают свои задачи. (Решение 1- 2 задач записываются в тетрадь) 1.5 одинаковых ручек стоят 85 р. Сколько стоит одна ручка? 2.Цена одной ручки 2 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 62 рубля? 1.Задача . Пассажир купил 3 билета на автобус по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов? Цена Количество Стоимость Одинаковая 3 билета 54 рубля 5 билетов ? 1)54:3=18(руб.)- цена одного билета; 2) 18* 5=90 (руб.)- цена пяти билетов. Ответ: 90 рублей. 2.Давайте составим обратную задачу. Вспомним, какую задачу мы называем обратной? | Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов. Информационная грамотность: отбирают, интерпретируют и применяют информацию в соответствии с учебной задачей. Понимают необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни. Математическая грамотность: решают учебные задачи, используя математические факты и методы |
Рефлексивно-оценочный этап | |
- Какие цели ставили в начале урока? - Удалось ли их разрешить? - Какие новые знания получили? - Чему научились? - Где можно применить новые знания? - Что хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? (Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (Что получилось, что не получилось и почему?). | Формирование компонентов ФГ Естественно-научная грамотность: способны к рефлексивным действиям. Коммуникативная грамотность: готовы к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения. Языковая грамотность: отбирают языковые средства для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов. Математическая грамотность: формулируют суждения с использованием математических терминов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Мастер -класс по развитию функциональной грамотности.
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы.Задачи:- создать у...
Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Мастер - класс...
Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....