Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
презентация к уроку по математике (3 класс)
Мастер - класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшета
Мастер – класс
Тема: « Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Автор:
Медведева Анна Сергеевна, учитель начальных классов
Тайшет 2021 г.
Введение.
Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи:
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
«Функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
- Вступление.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими задачами» и прочими мудреными словами.
Для меня функциональная грамотность это:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Лейка — учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Видов функциональной грамотности много. Я остановлюсь на одном из них.
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».
2. Основная часть мастер-класса
И сегодня хотела бы более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках математики, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у детей начальной школы.
Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задача № 1
Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Свекольник | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рублей | |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 55 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей | |
Плов | 58 рублей | |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.
Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц.
Задача №2
Три реки Дон, Северский Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры, Ростов, Каменск. Северский Донец протекает не в Семикаракорах, а Дон не в Каменске и не в Семикаракорах. Река Ростова имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в Каменске длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки.
1 шаг: определяем местонахождение каждой реки.
Ростов | Каменск | Семикаракоры | |
Дон | + | - | - |
Северский Донец | + | - | |
Сал | + |
2 шаг: определить длину каждой реки .
1870км | 1053км | 798км | |
Дон | + | - | |
Северский Донец | + | ||
Сал | + |
3.ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ
1.Угадайте число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;
кроме того, оно нечётное и не делится на 3. (23)
- Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3;
кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7. (47)
4.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычтите второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.
Теперь возьмите каждый свое трехзначное число, соблюдая условия задания. Выполните все задания и скажите результат.
3. Подведение итогов мастер-класса
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель
Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью. Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.
Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц. Три реки Дон, Северский Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры , Ростов, Каменск. Северский Донец протекает не в Семикаракорах , а Дон не в Каменске и не в Семикаракорах . Река Ростова имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в Каменске длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки .
ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ. 1.Угадайде число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. 2. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"
Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....
Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Упражнения и задания для развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе....
«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
laquo;Развитие функциональной грамотности в начальной школе»...
Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...