Урок математики по теме "Программа действий. Алгоритм"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

   В повседневной жизни нас повсюду окружают алгоритмы, любой человек, чтобы выполнить какое-то действие, либо использует уже существующий в человеческом обществе алгоритм, либо создает свой -  новый. Хорошо развитое алгоритмическое мышление позволяет быстро принимать решения в незнакомых, сложных, порой, даже экстренных ситуациях. Человека с развитым алгоритмическим мышлением отличает привычка задаваться вопросом, как прийти к результату оптимальным способом, а это очень нужная компетенция современного человека!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики, 2 класс

Автор: Зимоглядова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 4 имени А.М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Тема урока: Программа действий. Алгоритм.

По учебнику: Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2013. – 112 с.: ил.

Тип урока: Урок изучения нового материала.                                                        

Цели  урока:

  • Формировать представление о понятиях “алгоритм”, “программа действий”, “блок-схема”; способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмом.
  • Способствовать развитию мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии.
  • Формировать умение определять цель своей учебной деятельности, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проявлять активность и самостоятельность в процессе решения проблемы.

Примечание: данный урок проводился с применением интерактивной доски, документ – камеры.

Этапы урока

Содержание

Универсальные учебные

действия

1.Орг. момент

У- Сообщил нам всем звонок,

Что математики начинается урок.

Я желаю вам стараться,

Своих  целей добиваться.

Бодрость духа не терять,

Чтоб получить отметку «пять».

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес.

2. Актуализация знаний

и создание проблемной ситуации путём столкновения мнения учеников вопросом

У – Назовите одним словом:

120, 248, 684, 2014, 428

Д – Натуральные числа.

У – Исключите лишнее.

Д – 120 – круглое;

       2014 – четырёхзначное.

Учитель прикрепляет карточки с числами «120» и «2014»  отдельно от остальных.

У – А есть ли у них, что-то общее.

Д – Использовали некоторые одинаковые цифры для записи этих чисел: 1, 2, 0.

У – Ребята эти два числа связаны одним историческим событием, которое украсит наш сегодняшний урок. Ровно 120 лет назад в 1894 году французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры, которые не проводились почти 400 лет (с 1503).. (Презентация. Слайд № 1).

У – Как же относится 2014 год к этому историческому событию?

В  2014 наша страна в г Сочи встречает весь мир на зимних Олимпийских играх.. (Презентация. Слайд № 2).

Снимите информацию с числа 2014.

(Дети отвечают).

У – сколько отдельных единиц?

Д – 4.

1) Ритмический счёт через 4.

Когда человек хлопает, он активизирует свои мыслительные процессы.

2) Выбери последовательность действий

У Вспомните, этапы подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014? Задайте последовательность этапов подготовки с помощью этих карточек.

На доске выстраивается цепочка:

У - Как бы вы назвали полученную схему?          

Д – Путь к олимпиаде, последовательность действий по подготовке к Олимпиаде.

У - В математике это называется                  

 БЛОК-СХЕМА. В каждом блоке задана ОПЕРАЦИЯ,

которую нужно выполнить, чтобы достичь результата.                                                     (На доске появляются карточки:)

 

 

3) 

У – Чтобы преодолеть первый этап этой последовательности, запишите числа от 4 до 40 через 4. (Презентация. Слайд № 3).

У – Проверим: 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40. Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно.

Отметьте на листке контроля знаком  «+» в ячейке таблицы № 1.

 

У- Продолжите данную закономерность, записав ещё 5 чисел.

У – Назовите, какие числа записали.

Д – 44,48,52,56,60. (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 3).

4)

У - Чтобы выбрать талисман для Олимпийских игр отправимся в домик талисманов - финалистов, найдите значения выражений и запишите в строчку через клеточку.(Презентация. Слайд № 4).

Проверка: (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 5).

У - Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно.

Отметьте на листке самооценки знаком «+»  в ячейке таблицы № 2.                                                                      

У – Прочитайте последний ответ.  Выразите его в разных единицах измерения. (3м4дм3см, 3м43см,34дм3см).                                                                      

5)

У – Чтобы помочь закончить вовремя  Строительство Парка Стадионов в Сочи, надо  быстро записать выражения по схемам различных типов задач..(Презентация. Слайд № 6)

Один ученик выполняет эту работу с обратной стороны доски.

Проверка: (Проверка по эталону. Презентация. Слайд №7).

У - Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно.

Отметьте на листке самооценки знаком «+»  в ячейке таблицы № 3.                                                                      

6) Работа в парах.

У – Вспомним правила работы в парах.

У – Последний этап последовательности – эстафета Олимпийского огня. Наш Камчатский край 12 ноября принял эстафету Олимпийского огня.

Попробуйте воссоздать увлекательный маршрут Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана, куда он был доставлен вертолётом Ми -8. Спуск с вершины, высота которой - более двух с половиной тысяч метров осуществлялся разными способами.

Перед вами карточки – блоки, на каждой указана операция, которую надо выполнить, чтобы достичь результата. Попробуйте воссоздать последовательность спуска Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана к месту его встречи с камчадалами.

У – разложите карточки из конверта в  цепочку так, чтобы указать путь Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана к месту его встречи с камчадалами.

Проверка: - Прочитайте свою цепочку. Какой путь у вас получился?

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста.

3. Тема урока.  Постановка учебной проблемы

У - Почему у вас получились разные маршруты?

Д – Мы не знаем точного порядка выполнения действий с факелом.

У – Порядок  выполнения действий по другому называется…

Вспоминайте, кто – нибудь из вас слышал, как по-другому называется порядок выполнения действий?

(Если дети затрудняются, то можно предложить составить им это слово из первых букв первых слов каждой карточки этой цепочки:)

АЛГОРИТМ.

У – Сформулируйте тему урока.

Д – Алгоритм.

(Тема появляется на доске).  

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему мнению.

Познавательные УУД:

-  строить речевое высказывание в устной  и письменной форме.

4. Цели урока

У - Какие цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, что такое алгоритм.

(Схема на доске:)

У - Кто перед собой поставил такую же  цель?

У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, как правильно записывать алгоритм.(Схема на доске:)

У - Кто перед собой поставил такую же  цель?

У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, где можно использовать алгоритм.

У - Кто перед собой поставил такую же  цель?

 (Схема на доске:)

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

5. Планируемые

      результаты

- Чему вы хотите научиться на этом уроке?

Д – Научиться составлять алгоритм.

Д – Научиться записывать алгоритм.

Д – Научиться пользоваться алгоритмом.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

6.   Средства

    достижения

У - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?

Д  - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации, практическим путём, с помощью компьютера.

(Опорные карточки на доске).

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации.

7. Оценочная

   деятельность

У – Показать уровень своих знаний по теме урока вам сегодня поможет Авачинский вулкан. Теперь вы будете  сами взбираться на него, получая знание по теме «Алгоритм». Давайте отметим то место у подножия вулкана, которое соответствует объёму уже имеющихся у вас знаний по теме «Алгоритм».

А в конце урока посмотрим, как далеко в своих знаниях вы продвинетесь.

Личностные УУД:

- способность к самооценке.

8. Изучение нового материала.

Введение нового понятия «алгоритм»

 

Работа с учебником: с.10

(задание в красной рамке).

У – Все спортсмены строго соблюдают определённый режим дня. Давайте посмотрим, как надо начинать каждое утро, чтобы быть здоровым.

У – Прочитайте задание.         

У - Поставьте пальчик на начало программы и, двигаясь по стрелкам, прочитаем вслух программу.

У – В каждом блоке программы перед названием операции поставьте цифру, обозначающую порядковый номер операции.

Рассмотрите картинки, соотнесите их с программой и напишите на каждой картинке подходящий ей номер в соответствии с заданной программой.

У - Проверим. (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 8).

 Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно.

У – Сейчас вы действия Толи ставили в определённом порядке. Как называется этот порядок?

Д – Алгоритм.

У - Сформулируйте сами определение, что же такое «алгоритм».

Д – Алгоритм – это порядок выполнения действий.

(На доске появляется карточка)

У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.

Д  - Узнать, что такое «алгоритм».

У – Узнали?

У – Да. Алгоритм – это порядок выполнения действий.

У – Заполним первую опорную карточку.

У – С помощью чего мы записывали алгоритм подготовки к олимпиаде.

Д – С помощью «блок – схем».

У – Каждая «блок схема» показывала какую–то «операцию», какое–то действие.

У – Мы с вами не участвовали в подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи, но зато были зрителями всего происходящего. Вспомните, что дают зрителям в театре, чтобы они знали порядок действий спектакля?

 Д – Программу.

У – Получается, что…(Карточка на доске)

У – Отредактируем опорную карточку. Каким словом заменим словосочетание «порядок действий»?

Д – Словом «Алгоритм»

(Карточка на доске:)

У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.

Д  - Узнать, как записывают алгоритм.

У - Узнали?

Д –  Да. Алгоритм записывают с помощью программы.

Расскажите по опорным карточкам, что уже узнали об алгоритме.

- А теперь прочтите определение на с.10 в красной рамке внизу.

Указанные действия и их порядок – это алгоритм. Запись алгоритма на языке, понятном исполнителю, называется программой.

У - Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике?   Чем  дополним опорную карточку?

Рубрика «Знаете ли вы?» (Рубрику ведет подготовленный ученик).

А знаете ли вы, что Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми, что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”.  (Презентация. Слайд № 9)

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии.

Личностные УУД:

- учебно–познавательный интерес к учебному материалу.Познавательные УУД:

- устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль  результатов.

9.  Физ. мин

У – Встаньте все, выйдете из-за парт. Проведём физминутку. По классу развешаны карточки с изображением талисманов Олимпиады Сочи 2014.

1. Присядьте столько раз, сколько здесь…

2. Подпрыгните столько раз, сколько здесь…

3. Наклонитесь  вперёд  столько раз, сколько здесь…

4.  Хлопните  столько раз, сколько здесь…

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.

10.  Первичное

    закрепление. Алгоритм работа

 над задачей

У – Какую ещё цель перед собой ставили в начале урока?

Д – Узнать, где можно использовать алгоритм.

У - Попробуем использовать алгоритм при решении задачи. Давайте составим вместе алгоритм работы над задачей.

У - Используя данный алгоритм, будем решать задачу №7 на с.12.

У - Прочитайте условие. Вопрос.

У- Это простая или составная задача?

У - Что будем делать дальше? ( составим  схему ).

- Что сделаем потом? (составим план решения).

У- Что узнаем 1 действием? Что вторым?

- Что сделаем потом? (решим)

- Что сделаем потом? (сформулируем и запишем ответ)

- Наконец, последний этап работы над задачей…(проверка)

У- Самостоятельно начертите схему. Запишите решение и ответ, сделайте проверку прикидкой.

Проверка: (Работа ученика через документ – камеру)

1) 32+28+30=90 (чел) – всего

2) 90 – 52=38 (чел) – мальчиков

    (32+28+30) – 52=38 (чел)

Ответ: во вторых классах учится 38 мальчиков.

Отметьте на листке самооценки знаком «+» в ячейке таблицы № 4.                                                                  

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию для решения поставленной задачи.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

14. Самостоя-    

   тельная  разноуровневая работа

У – Ребята, достаньте карточки для дифференцированной работы, выполните задание выбранного вами уровня.

1191269027_c4112

Личностные УУД:

- способность к самооценке.

15. Итог урока

У – Вернёмся к началу урока? Что составляли в начале урока? Алгоритм проведения Олимпиады.

У – Назовите тему урока.

Д  – Алгоритм.

У - Какие цели вы ставили в начале урока?

(Дети по опорным карточкам вспоминают цели).

У - Смогли ли вы достичь поставленных целей?

У - Что помогло вам в этом?

У - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей?

У - Что помешало вам в достижении поставленных целей?

У - Посмотрим, что произошло с вашими знаниями по теме «Алгоритм». Отметьте теперь, как вы продвинулись к вершине «Знаний» на нашем вулкане.

Домашнее задание: 

1) У - Восстановить порядок действий на карточке.

2) У – Дома вы выполните творческое задание: вы подготовите алгоритм вашего превращения в знаменитого спортсмена или в знаменитого художника, или в танцовщицу или… Словом, составьте алгоритм осуществления вашей мечты!       

                 

Познавательные УУД:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД:

- способность к самооценке.

15. Рефлексия

У - Сегодня на уроке мы составляли алгоритм подготовки к Олимпиаде в Сочи 2014 и алгоритм увлекательного путешествия  Олимпийского огня. Сейчас каждый из вас побывает в роли факелоносца. Положите перед собой картинку смайлика - факелоносца

C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img145.jpg

                    - Я смог(ла) с заданиями по

                    новой   теме  справиться

                      самостоятельно.

             

                 - Я смог(ла) с заданиями по

                     новой  теме  справиться с  

                     помощью (учителя,  напарника).

       

                 - Я не смог(ла )  справиться с

                 заданиями по новой теме, но

                 хочу попробовать           выполнить     их ещё раз.  C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img145.jpg

- Какие красивые факелоносцы! Скажите, а что обозначает факел, который зажёг сегодня каждый из  вас?C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img145.jpg

Д – Это знания!

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика».

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль при обучении второклассников, то использование оборудования мобильного класса оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. Однако учителю необходимо помнить о нормах длительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках во 2 классе:                                                                                                                                                             - просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 15 минут;

- работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 минут.

Работа  с документ – камерой.

Применение документ - камеры на урока позволяет:

повышать  мотивацию и активность обучающихся  за счёт демонстрации на интерактивной доске  самостоятельно выполненного задания по новому  материалу посредством документ - камеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пьер де Кубертен 120 лет назад предложил возобновить Олимпийские игры

Слайд 2

Сочи - 2014 ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Слайд 3

Продолжите ряд чисел Запишите числа от 4 до 40 через 4 44, 48, 52, 56, 60…

Слайд 4

6 + 7 35 + 9 60 - 46 48 - 27 24 + 60 14 - 8 8 м 9 см – 5 м 7 см 341 см + 102 см

Слайд 5

Проверим друг друга 13, 44,14, 21, 84, 6, 3 м 2 см, 343 см

Слайд 6

Строительство Парка Стадионов в Сочи

Слайд 7

84 ? 30 ? 30 84 84 30 ? 84 30 ? ? 30 84 Запишите выражения по схемам задач

Слайд 8

Проверь себя

Слайд 9

АЛГОРИТМ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ - запись алгоритма. - порядок действий. Аль-Хорезми Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми , что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”.

Слайд 10

Составьте алгоритм работы над задачей условие вопрос схема выражение решение ответ

Слайд 11

До встречи в Сочи 7-23 февраля 2014 г. НА ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"

Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"...

Урок математики во 2 классе " Алгоритм"

Урок открытия нового знания с использованием проблемно- диалогической технологиии....

Урок математики. 2 класс. Тема "Алгоритм"

Урок направлен на повторение и закрепление представления и понятия, учащихся об алгоритме, программе действий, блок-схеме. А также на развивитие способности к чтению и составлению простейших прог...

Конспект урока математики во 2 классе " Алгоритм. Блок-схема" УМК «Школа 2100»

Конспект урока имеет экологическую направленность....

Методическая разработка урока по теме "Программа действий. Алгоритм. (2 класс)"

Тип урока: урок открытия нового знания. Урок построен в технологии деятельностного метода. Данная методическая разработка тправлена на конкурс......

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритмом письменного приёма вычитания трёхзначных чисел; закрепление вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПре...