Урок математики по теме "Программа действий. Алгоритм"
план-конспект урока по математике (2 класс)
В повседневной жизни нас повсюду окружают алгоритмы, любой человек, чтобы выполнить какое-то действие, либо использует уже существующий в человеческом обществе алгоритм, либо создает свой - новый. Хорошо развитое алгоритмическое мышление позволяет быстро принимать решения в незнакомых, сложных, порой, даже экстренных ситуациях. Человека с развитым алгоритмическим мышлением отличает привычка задаваться вопросом, как прийти к результату оптимальным способом, а это очень нужная компетенция современного человека!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimoglyadova_konspekt_uroka_po_matematike_programma_deystviy_algoritm_vosstanovlen.docx | 993.41 КБ |
sochi_-_2014.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 2 класс
Автор: Зимоглядова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 4 имени А.М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Тема урока: Программа действий. Алгоритм.
По учебнику: Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2013. – 112 с.: ил.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Формировать представление о понятиях “алгоритм”, “программа действий”, “блок-схема”; способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмом.
- Способствовать развитию мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии.
- Формировать умение определять цель своей учебной деятельности, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проявлять активность и самостоятельность в процессе решения проблемы.
Примечание: данный урок проводился с применением интерактивной доски, документ – камеры.
Этапы урока | Содержание | Универсальные учебные действия |
1.Орг. момент | У- Сообщил нам всем звонок, Что математики начинается урок. Я желаю вам стараться, Своих целей добиваться. Бодрость духа не терять, Чтоб получить отметку «пять». | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес. |
2. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации путём столкновения мнения учеников вопросом | У – Назовите одним словом: 120, 248, 684, 2014, 428 Д – Натуральные числа. У – Исключите лишнее. Д – 120 – круглое; 2014 – четырёхзначное. Учитель прикрепляет карточки с числами «120» и «2014» отдельно от остальных. У – А есть ли у них, что-то общее. Д – Использовали некоторые одинаковые цифры для записи этих чисел: 1, 2, 0. У – Ребята эти два числа связаны одним историческим событием, которое украсит наш сегодняшний урок. Ровно 120 лет назад в 1894 году французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры, которые не проводились почти 400 лет (с 1503).. (Презентация. Слайд № 1). У – Как же относится 2014 год к этому историческому событию? В 2014 наша страна в г Сочи встречает весь мир на зимних Олимпийских играх.. (Презентация. Слайд № 2). Снимите информацию с числа 2014. (Дети отвечают). У – сколько отдельных единиц? Д – 4. 1) Ритмический счёт через 4. Когда человек хлопает, он активизирует свои мыслительные процессы. 2) Выбери последовательность действий У – Вспомните, этапы подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014? Задайте последовательность этапов подготовки с помощью этих карточек. На доске выстраивается цепочка: У - Как бы вы назвали полученную схему? Д – Путь к олимпиаде, последовательность действий по подготовке к Олимпиаде. У - В математике это называется БЛОК-СХЕМА. В каждом блоке задана ОПЕРАЦИЯ, которую нужно выполнить, чтобы достичь результата. (На доске появляются карточки:)
3) У – Чтобы преодолеть первый этап этой последовательности, запишите числа от 4 до 40 через 4. (Презентация. Слайд № 3). У – Проверим: 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40. Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно. Отметьте на листке контроля знаком «+» в ячейке таблицы № 1.
У- Продолжите данную закономерность, записав ещё 5 чисел. У – Назовите, какие числа записали. Д – 44,48,52,56,60. (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 3). 4) У - Чтобы выбрать талисман для Олимпийских игр отправимся в домик талисманов - финалистов, найдите значения выражений и запишите в строчку через клеточку.(Презентация. Слайд № 4). Проверка: (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 5). У - Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно. Отметьте на листке самооценки знаком «+» в ячейке таблицы № 2. У – Прочитайте последний ответ. Выразите его в разных единицах измерения. (3м4дм3см, 3м43см,34дм3см). 5) У – Чтобы помочь закончить вовремя Строительство Парка Стадионов в Сочи, надо быстро записать выражения по схемам различных типов задач..(Презентация. Слайд № 6) Один ученик выполняет эту работу с обратной стороны доски. Проверка: (Проверка по эталону. Презентация. Слайд №7). У - Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно. Отметьте на листке самооценки знаком «+» в ячейке таблицы № 3. 6) Работа в парах. У – Вспомним правила работы в парах. У – Последний этап последовательности – эстафета Олимпийского огня. Наш Камчатский край 12 ноября принял эстафету Олимпийского огня. Попробуйте воссоздать увлекательный маршрут Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана, куда он был доставлен вертолётом Ми -8. Спуск с вершины, высота которой - более двух с половиной тысяч метров осуществлялся разными способами. Перед вами карточки – блоки, на каждой указана операция, которую надо выполнить, чтобы достичь результата. Попробуйте воссоздать последовательность спуска Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана к месту его встречи с камчадалами. У – разложите карточки из конверта в цепочку так, чтобы указать путь Олимпийского огня с вершины Авачинского вулкана к месту его встречи с камчадалами. Проверка: - Прочитайте свою цепочку. Какой путь у вас получился? | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника. Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей разных точек зрения. Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста. |
3. Тема урока. Постановка учебной проблемы | У - Почему у вас получились разные маршруты? Д – Мы не знаем точного порядка выполнения действий с факелом. У – Порядок выполнения действий по другому называется… Вспоминайте, кто – нибудь из вас слышал, как по-другому называется порядок выполнения действий? (Если дети затрудняются, то можно предложить составить им это слово из первых букв первых слов каждой карточки этой цепочки:) АЛГОРИТМ. У – Сформулируйте тему урока. Д – Алгоритм. (Тема появляется на доске). | Коммуникативные УУД: - договариваться, приходить к общему мнению. Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
4. Цели урока | У - Какие цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, что такое алгоритм. (Схема на доске:) У - Кто перед собой поставил такую же цель? У - Какие ещё цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, как правильно записывать алгоритм.(Схема на доске:) У - Кто перед собой поставил такую же цель? У - Какие ещё цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, где можно использовать алгоритм. У - Кто перед собой поставил такую же цель? (Схема на доске:) | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. |
5. Планируемые результаты | - Чему вы хотите научиться на этом уроке? Д – Научиться составлять алгоритм. Д – Научиться записывать алгоритм. Д – Научиться пользоваться алгоритмом. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
6. Средства достижения | У - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию? Д - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации, практическим путём, с помощью компьютера. (Опорные карточки на доске). | Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации. |
7. Оценочная деятельность | У – Показать уровень своих знаний по теме урока вам сегодня поможет Авачинский вулкан. Теперь вы будете сами взбираться на него, получая знание по теме «Алгоритм». Давайте отметим то место у подножия вулкана, которое соответствует объёму уже имеющихся у вас знаний по теме «Алгоритм». А в конце урока посмотрим, как далеко в своих знаниях вы продвинетесь. | Личностные УУД: - способность к самооценке. |
8. Изучение нового материала. Введение нового понятия «алгоритм»
| Работа с учебником: с.10 (задание в красной рамке). У – Все спортсмены строго соблюдают определённый режим дня. Давайте посмотрим, как надо начинать каждое утро, чтобы быть здоровым. У – Прочитайте задание. У - Поставьте пальчик на начало программы и, двигаясь по стрелкам, прочитаем вслух программу. У – В каждом блоке программы перед названием операции поставьте цифру, обозначающую порядковый номер операции. Рассмотрите картинки, соотнесите их с программой и напишите на каждой картинке подходящий ей номер в соответствии с заданной программой. У - Проверим. (Проверка по эталону. Презентация. Слайд № 8). Покажите сигналы, у кого задание выполнено правильно. У – Сейчас вы действия Толи ставили в определённом порядке. Как называется этот порядок? Д – Алгоритм. У - Сформулируйте сами определение, что же такое «алгоритм». Д – Алгоритм – это порядок выполнения действий. (На доске появляется карточка) У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока. Д - Узнать, что такое «алгоритм». У – Узнали? У – Да. Алгоритм – это порядок выполнения действий. У – Заполним первую опорную карточку. У – С помощью чего мы записывали алгоритм подготовки к олимпиаде. Д – С помощью «блок – схем». У – Каждая «блок схема» показывала какую–то «операцию», какое–то действие. У – Мы с вами не участвовали в подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи, но зато были зрителями всего происходящего. Вспомните, что дают зрителям в театре, чтобы они знали порядок действий спектакля? Д – Программу. У – Получается, что…(Карточка на доске) У – Отредактируем опорную карточку. Каким словом заменим словосочетание «порядок действий»? Д – Словом «Алгоритм» (Карточка на доске:) У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока. Д - Узнать, как записывают алгоритм. У - Узнали? Д – Да. Алгоритм записывают с помощью программы. Расскажите по опорным карточкам, что уже узнали об алгоритме. - А теперь прочтите определение на с.10 в красной рамке внизу. Указанные действия и их порядок – это алгоритм. Запись алгоритма на языке, понятном исполнителю, называется программой. У - Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике? Чем дополним опорную карточку? Рубрика «Знаете ли вы?» (Рубрику ведет подготовленный ученик). А знаете ли вы, что Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми, что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”. (Презентация. Слайд № 9) | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Познавательные УУД: - устанавливать аналогии. Личностные УУД: - учебно–познавательный интерес к учебному материалу.Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый контроль результатов. |
9. Физ. мин | У – Встаньте все, выйдете из-за парт. Проведём физминутку. По классу развешаны карточки с изображением талисманов Олимпиады Сочи 2014. 1. Присядьте столько раз, сколько здесь… 2. Подпрыгните столько раз, сколько здесь… 3. Наклонитесь вперёд столько раз, сколько здесь… 4. Хлопните столько раз, сколько здесь… | Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. |
10. Первичное закрепление. Алгоритм работа над задачей | У – Какую ещё цель перед собой ставили в начале урока? Д – Узнать, где можно использовать алгоритм. У - Попробуем использовать алгоритм при решении задачи. Давайте составим вместе алгоритм работы над задачей. У - Используя данный алгоритм, будем решать задачу №7 на с.12. У - Прочитайте условие. Вопрос. У- Это простая или составная задача? У - Что будем делать дальше? ( составим схему ). - Что сделаем потом? (составим план решения). У- Что узнаем 1 действием? Что вторым? - Что сделаем потом? (решим) - Что сделаем потом? (сформулируем и запишем ответ) - Наконец, последний этап работы над задачей…(проверка) У- Самостоятельно начертите схему. Запишите решение и ответ, сделайте проверку прикидкой. Проверка: (Работа ученика через документ – камеру) 1) 32+28+30=90 (чел) – всего 2) 90 – 52=38 (чел) – мальчиков (32+28+30) – 52=38 (чел) Ответ: во вторых классах учится 38 мальчиков. Отметьте на листке самооценки знаком «+» в ячейке таблицы № 4. | Познавательные УУД: - выделять существенную информацию для решения поставленной задачи. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. |
14. Самостоя- тельная разноуровневая работа | У – Ребята, достаньте карточки для дифференцированной работы, выполните задание выбранного вами уровня. | Личностные УУД: - способность к самооценке. |
15. Итог урока | У – Вернёмся к началу урока? Что составляли в начале урока? Алгоритм проведения Олимпиады. У – Назовите тему урока. Д – Алгоритм. У - Какие цели вы ставили в начале урока? (Дети по опорным карточкам вспоминают цели). У - Смогли ли вы достичь поставленных целей? У - Что помогло вам в этом? У - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей? У - Что помешало вам в достижении поставленных целей? У - Посмотрим, что произошло с вашими знаниями по теме «Алгоритм». Отметьте теперь, как вы продвинулись к вершине «Знаний» на нашем вулкане. Домашнее задание: 1) У - Восстановить порядок действий на карточке. 2) У – Дома вы выполните творческое задание: вы подготовите алгоритм вашего превращения в знаменитого спортсмена или в знаменитого художника, или в танцовщицу или… Словом, составьте алгоритм осуществления вашей мечты!
| Познавательные УУД: - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: - способность к самооценке. |
15. Рефлексия | У - Сегодня на уроке мы составляли алгоритм подготовки к Олимпиаде в Сочи 2014 и алгоритм увлекательного путешествия Олимпийского огня. Сейчас каждый из вас побывает в роли факелоносца. Положите перед собой картинку смайлика - факелоносца - Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться самостоятельно.
- Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться с помощью (учителя, напарника).
- Я не смог(ла ) справиться с заданиями по новой теме, но хочу попробовать выполнить их ещё раз. - Какие красивые факелоносцы! Скажите, а что обозначает факел, который зажёг сегодня каждый из вас? Д – Это знания! | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика». |
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль при обучении второклассников, то использование оборудования мобильного класса оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. Однако учителю необходимо помнить о нормах длительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках во 2 классе: - просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 15 минут;
- работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 минут.
Работа с документ – камерой.
Применение документ - камеры на урока позволяет:
повышать мотивацию и активность обучающихся за счёт демонстрации на интерактивной доске самостоятельно выполненного задания по новому материалу посредством документ - камеры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочи - 2014 ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Продолжите ряд чисел Запишите числа от 4 до 40 через 4 44, 48, 52, 56, 60…
6 + 7 35 + 9 60 - 46 48 - 27 24 + 60 14 - 8 8 м 9 см – 5 м 7 см 341 см + 102 см
Проверим друг друга 13, 44,14, 21, 84, 6, 3 м 2 см, 343 см
Строительство Парка Стадионов в Сочи
84 ? 30 ? 30 84 84 30 ? 84 30 ? ? 30 84 Запишите выражения по схемам задач
Проверь себя
АЛГОРИТМ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ - запись алгоритма. - порядок действий. Аль-Хорезми Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми , что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”.
Составьте алгоритм работы над задачей условие вопрос схема выражение решение ответ
До встречи в Сочи 7-23 февраля 2014 г. НА ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"
Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"...
Урок математики во 2 классе " Алгоритм"
Урок открытия нового знания с использованием проблемно- диалогической технологиии....
Урок математики. 2 класс. Тема "Алгоритм"
Урок направлен на повторение и закрепление представления и понятия, учащихся об алгоритме, программе действий, блок-схеме. А также на развивитие способности к чтению и составлению простейших прог...
Конспект урока математики во 2 классе " Алгоритм. Блок-схема" УМК «Школа 2100»
Конспект урока имеет экологическую направленность....
Методическая разработка урока по теме "Программа действий. Алгоритм. (2 класс)"
Тип урока: урок открытия нового знания. Урок построен в технологии деятельностного метода. Данная методическая разработка тправлена на конкурс......
Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритмом письменного приёма вычитания трёхзначных чисел; закрепление вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПре...
Конспект урока математики в 3 классе "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное"
Конспект урока математики в 3 классе...