Урок математики во 2 классе " Алгоритм"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок открытия нового знания с использованием проблемно- диалогической технологиии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_vo_2_klasse.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова
Валентина Вячеславовна
учитель начальных
классов МОУ гимназия №2
г. Мурманска
Урок математики во 2 классе.
Тема: Программа действий. Алгоритм.
Цель: формирование математических понятий.
Задачи: - познакомить детей с понятиях «алгоритм», «программа действий»;
-учить читать и составлять простейшие программы заданных алгоритмов;
-совершенствовать навыки устного счета;
-развивать мыслительные операции, речь ,творческие способности учащихся;
-развивать навыки сотрудничества, интерес к предмету.
Оборудование: табличка с определением алгоритма, программы действий, набор
карточек для составления цепочки «препятствий», картинки Василисы и Ивана-Царевича,
наборы карточек для составления алгоритмов для работы в группах.
1.Самоопределение к деятельности:
-Здравствуйте ребята. С какими математическими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? ( операции, обратные операции)
-Эти знания помогут нам сегодня. Мы отправляемся в русскую народную сказку «Царевна-Лягушка». Мы поможем Ивану-Царевичу победить злого Кощея и освободить Василису Премудрую. Ну что ж, в путь!
2.Актуализация знаний:
- Ребята ,кто из вас помнит, как добраться до смерти Кощея?
Что надо сделать сначала, а что потом? Какие препятствия преодолеть?
Учащиеся называют препятствия и выставляют соответствующие блоки на доске.
игла
яйцо
утка
заяц
ларец
дуб
-Как можно назвать полученную схему?(планом, маршрутом).
- В математике такую схему называют программой действий (табличка вывешивается на доску).
Программа состоит из блоков, в каждом из которых операция которую надо выполнить.
-Какой 1 блок в программе?
-Чтобы добраться до дуба сосчитайте от 836 до 842.( счет прямой и обратный).-Какое круглое число встретилось вам при счете?( 840)
- До дуба добрались .А чтобы открыть ларец расскажите все о числе 840.
(840- трехзначное число, в нем 8 сотен. 4 десятка, предыдущее 839, последующее 841, сумма цифр равна12, сумма разрядных слагаемых 800+ 40).
_ Ларец открыт, а из него выскочил заяц и убежал. Заяц быстро бегает, и нам с вами надо быстро найти значение выражения:
45+5-2+6+6+27+3
-Зайца мы догнали А оттуда вылетела утка. Чтобы ее поймать в каждом столбике найдите ответ второго примера, пользуясь первым.
478+129=607 354 - 98=256
607 - 478= 98+256=
Как вы догадались?( В примерах каждого столбика одинаковые части и целое)
- Сбили утку, а яйцо упало в море. Подберите подходящую схему к задаче и устно решите ее. Задача: Иван-Царевич в 1 день проплыл по морю 15 м , а во второй на 10 м больше. Сколько метров проплыл Иван- Царевич во второй день?
? 25 м 15 м
1 2 1
15 м 10 м 15 м ?
2
10 м
-Вот мы и достали яйцо. В яйце игла, а в игле и гибель Кощея. Но где же нам искать Василису Премудрую? Далеко спрятал ее Кощей. Чтобы помочь Ивану-Царевичу ее найти мы объединимся в группы. Ведь недаром пословица говорит: «Один ум хорошо, а два лучше».
-Каждая группа получит карточки, на них записаны действия. Задание группам: соста-
вить программу действий. (Дети пытаются составить программы из карточек: плыть по морю, идти по лесу, лететь на ковре самолете.)
Постановка проблемы и «открытие» детьми нового знания.
-Какие операции надо выполнить, чтобы найти Василису? (Перечисляют операции.)
-Почему программы получились у всех разные? (Мы не знали, что сначала, а что потом.)
-Верно, то есть вы не знали последовательности действий или порядка действий.
-Значить, чтобы составить программу действий надо знать что? ( Надо знать порядок действий.)
- Порядок действий в программе в математике называют « алгоритм».
-Назовите тему нашего урока? ( Алгоритм.)
-Что же такое «алгоритм»? (Это порядок действий.) Появляется табличка с определением алгоритма.
-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять программу
действий, пользуясь алгоритмом.)
-Что нам нужно, чтобы составить нашу программу действий? (Надо знать алгоритм.)
-Программа действий - это запись алгоритма.
Учитель показывает алгоритм: ПИЛ.
-Догадались, что мы должны сделать сначала, а что потом? ( Сначала мы должны плыть по морю, затем идти по лесу, потом лететь на ковре-самолете.)
Сейчас мы с вами выполним эту программу.
Физминутка.
Итак, сначала мы будем плыть
-1,2 острова .Имитируют плавательные движения.)
3,4 мы приплыли.
5,6 сходим здесь. Шагают на месте.)
7,8 якорь бросим. ( Приседают.)
Потом нам надо идти по лесу.
- По тропинке в лес идем.
Много там грибов найдем.
Подберезовик, дружок,
Полезай-ка в кузовок.
В конце нам надо лететь на ковре –самолете. Задание такое. Вы повторяете за мной движения и слушаете стихотворение. Когда услышите имя героя сказки изобразите его с
Помощью мимики и жестов.
На ковре, на самолете
Мы с тобой летим вперед.
В царство грозного Кощея.
Василиса нас там ждет.
Первичное закрепление. Работа с учебником, страница 10.
На рисунках в учебнике показано, что Толя делал однажды утром. Но картинки перепутались. Восстановите порядок картинок с помощью программы действий, приведенной под рисунками. Обучающиеся по очереди называют последовательность операций в программе и записывают соответствующие цифры на подходящих картинках.
- Сколько всего операций в программе?
-Можно ли переставить в ней зарядку и заправку постели? А что еще можно переставить?
Что нельзя переставить в этой программе?
Прочитайте еще раз в учебнике, что такое алгоритм. Повторим ,что такое программа действий.(Это запись алгоритма.)
-А теперь выполним задание 2. Вы будете работать в парах. Расскажите друг другу по алгоритму о развитии лягушки и бабочки. Учитель и дети прослушивают рассказ одной пары.
Самостоятельная работа с самопроверкой по готовому образцу.
Выполняется задание 3 в учебнике. Программа приготовления картошки со сметаной.
Первые шаги в программе проговариваются фронтально. Далее дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой по готовому образцу.
Включение в систему знаний и повторение.
Групповая работа.
Каждая группа получает набор карточек ( карточки перепутаны.) Из них необходимо составить 3 алгоритма
И дать каждому из них название.
Проверка производится фронтально или у доски представителем группы.
Алгоритм «Изготовление бутерброда»:
отрезать ломтик отрезать ломтик положить ломтик продукта
продукта хлеба на хлеб
Алгоритм « Как разжечь костер»:
взять дрова сложить их « шалашиком» зажечь огонь
Алгоритм « Посадка дерева»:
выкопать ямку поставить дерево засыпать землей полить водой
А что еще в жизни мы делаем по порядку, одну операцию за другой?( Чистим зубы: открыли пасту, взяли щетку, выдавили пасту на щетку и т.д., готовимся к уроку. Дети приводят свои примеры
-А в учебной деятельности , где мы используем алгоритмы? (проговаривается алгоритм решения задачи, сложения трехзначных чисел и т.д.)
Рефлексия деятельности:
-С какими математическими понятиями вы познакомились на уроке?
- Достаточно ли знать просто действия, чтобы составить алгоритм?
-Что еще надо знать?
-Что такое программа действий, алгоритм?
Спасибо вам ребята за активную работу.
Домашнее задание:
Составить свою программу действий любой жизненной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку информатики 3 класс"Алгоритм"
Презентация включает многочисленные задания на развитие новых качеств мышления:структурности,операционности,понимания сущности проблемных ситуаций,грамотный выбор тактики решения......
интегрированный урок математикиво 2 классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Подготовка к умножению.» "в гости к валяльщику"
урок математики направлен на повторение учебного материала и знакомство детей со старинным ремеслом валяния валенок....
Конспект урока математики во 2 классе " Алгоритм. Блок-схема" УМК «Школа 2100»
Конспект урока имеет экологическую направленность....
Разработка урока по информатике в начальных класса (4 класс) "Алгоритм. Ветвление алгоритма"
Разработка урока по информатике в начальных класса (4 класс) "Алгоритм. Ветвление алгоритма"...
Презентация к 2 уроку в 4 классе "Алгоритмы с циклом" (Бененсон)
Презентация к 2 уроку Перспективная школа 4 класс информатика Бененсон...
Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"
Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Васильевой Ларисы Минтагировны Урок математики в 3 классеТема урока: «Алгоритм сложения столбиком» Цельурока: составить алгор...
Урок по информатике во 2 классе :"Алгоритм".
Презентация...