Урок математики "Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Татьяна Владимировна Сахарова

Конспект урока для 2 класса детей с ОВЗ (УО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Математика

Класс

2

Тема

Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц (с отношениями «больше на …», «меньше на …» )

Планируемые результаты

Предметные:

-продолжать формирование умения работать над простой текстовой задачей, пользуясь памяткой-алгоритмом;

-закрепить математические понятия «больше на…» - «меньше на…», «увеличить на» - «уменьшить на»

-в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц (учить дифференцировать задачи данного типа);

продолжить формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20;

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).

Формирование базовых учебных действий:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем  на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.

Коммуникативные: принимать участие в работе в группе и в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Тип урока

Комбинированный.

Оборудование

  • Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Уч-к. для школ, реализующих адаптированные образ. программы,  Ч.1 с. 73, 74.
  • Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»
  • Памятка-опора «Работа над задачей»
  • Модель-опоры для решения задач изучаемого вида.
  • Эмблемы
  • Карточки с текстами к заданию «Выбери задачу»
  • Модель пирога из картона (8 «кусков»)
  • Мяч для устного счета
  • Игрушечные герои м/ф «Мимимишки»
  • Электронная презентация к уроку
  • Обучающий диск «Устный счет. 1 класс»
  • Листы с начерченным отрезком (по числу уч-ся)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕ-ЧАНИЯ

I Организация класса.  (1 минута)

Учитель: Быть должны у нас в порядке.

                  Книжки, ручки и тетрадки.

                  А девиз у нас какой?

Ученики: (Всё, что нужно – под рукой)

Учитель:  Думай, пробуй и ищи!

                   Будет трудно – не пищи!

Создание мотивационной готовности

Звучит мелодия м/ф «Мишки-мимимишки» (появляются герои-игдушки)

-Вспомните, кто герои этого м/ф. Все мы помним, что нередко Тучка и Кеша устраивают состязания. Вот и сегодня Они решили устроить настоящий Математический турнир, чтобы узнать, кто из них лучший знаток математики. И конечно же мишкам очень нужна ваша помощь. Вы готовы помочь? (делимся на 2 команды – команда Тучки и команда Кеши). Некоторые задания вам придется выполнять по одному, а какие-то вместе со всей командой. Главное помнить наш девиз:

 Только вместе, только дружно

 все получится как нужно!

-А ведущей и судьей на этом турнире будет Лисичка. И конечно же у нее есть приз для победителей – вот этот замечательный пирог. Необходимо сложить его из отдельных кусков. Чтобы получить кусок, надо выполнить задание.

II  Минутка чистописания (2 мин)

1-й тур

«Сосчитай и пропиши»

-Сколько раз повторяется слог «ми» в слове «Мимимишки»? (3)

(Прописываем строчку цифры 3. Обведите в кружок самую красивую цифру)

III  Актуализация знаний (5 мин)

       Устный счет

2-й тур

Разминка

Игра-разминка «Кто знает, пусть дальше считает».

Учитель бросает мяч ученику и называет число. Ученик считает от этого числа, называя 4 следующих числа. Другой ученик из команды продолжает счёт.

Потом обратный счет. (Считают в пределах 20 в прямом и обратном порядке).

 «Верно-неверно»

Если верно, учащиеся хлопают в ладоши, неверно – топают.

-Верно ли, что сейчас на улице весна?

-Верно ли, что трава зеленая?

- Верно ли, что 1 двузначное число? (Нет) Почему?

- Верно ли, что 5+3 будет 8? Да

- Верно ли, что + это знак действия вычитания?

- Верно ли, что 8 больше 10? (Нет)

- Верно ли, что у треугольника четыре стороны? Почему?

- Верно ли, что 9 меньше, чем 10?

- Верно ли, что 16 это 10 и 5? Почему?

IV Постановка учебной задачи. Выявление места затруднения и причины. (10 минут)

3-й тур

(Поможет нам узнать, чему мы будем учиться на этом уроке)

«Задача – не задача»

Каждая команда получает по 2 карточки. Нужно прочитать и определить, задача ли это. Доказать свой ответ.  (Дается время на подготовку)

Учитель: Как определим среди записей задачу?

Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:

Ученики: (В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)

Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему.

  1. У мамы было 10 конфет. Она дала сыну 2 конфеты. У мамы осталось 8 конфет.

Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)

  1. У мамы было 10 конфет. Она дала сыну 2 конфеты. Сколько конфет осталось у мамы?

Ученики: (Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мама отдала конфеты, их осталось меньше.

10к. – 2к. = 8конфет осталось)

  1. В корзине было 10 мячей. В корзину положили еще 2 мяча. Сколько мячей стало в корзине?

Ученики: (Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем сложением, т.к. …)

  1. В корзине лежали мячи. В корзину положили еще 2 мяча. Сколько мячей стало в корзине?

Ученики: (Это не задача. В условии не хватает данных. Мы не знаем, сколько мячей было сначала в корзине)

Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке?

Ученики: (Решать задачи)

Учитель:  А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.

4-й тур

«Математическая эстафета»

(Инд. задание для Тимура и Ани: поставить знаки «больше» «меньше» на карточках)

Задание на интерактивной доске – увеличить, уменьшить на…

Учитель: Давайте повторим. Когда увеличиваем – прибавляем, становится …(больше).

Когда уменьшаем – вычитаем, становится … (меньше)

-Какие знаки ставили Аня и Тимур, сравнивая числа? (больше и меньше)

Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?

Ученики: (Будем решать задачи, в которых есть понятия «больше на…» или «меньше на …»)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы предположили тему урока?

Учитель: Попробуйте вспомнить, как решить задачу, в которой есть слова «больше на …»?

Ученики: (Сложением)

Учитель:  Давайте вспомним, как решить задачу, в которой есть понятие «меньше на …»?

Ученики: (Вычитанием)

Учитель: Самое главное сегодня – быть внимательными и не перепутать действия «сложение» и «вычитание», при решении задач. Я уверена, что вы с этим справитесь.

(через 20 мин от начала урока)  Физкультминутка (1,5 мин)

(музыкальная)

IV Изучение нового учебного материала  (12 мин)

Работа по учебнику

5-й тур

«Цыпины задачки»

- Кто такой Цыпа?

Откройте учебник на с.73 и попробуйте догадаться, какую задачку он просит нас решить? (№ 17)

  • Первичное чтение учителем.
  • Чтение задачи хорошо читающим учеником (1)
  • Запись слова «Задача» на доске и в тетрадях.
  • Далее решаем задачу «по цепочке» (с помощью учителя):

Мне известно: У первой курицы 7 цыплят, а у второй курицы на 3 цыпленка больше – это условие.

Надо узнать: сколько цыплят у второй курицы? Это вопрос.

Рисую и объясняю: (Сегодня попробуем решать задачи без рисунка, пользуясь нашими моделями)

Называю решение: 7ц. + 3ц. = 10ц.

Называю ответ:10 цыплят.

 (Аналогично решается 2-я задача – с большей степенью самостоятельности уч-ся)

V Закрепление ранее изученного, практическая работа (10 минут)

1) Построение отрезков.

6–й тур

«Длиннее - короче»

Задание  для каждой команды

  1. Измерьте длину отрезка (каждому выдается карточка с чертежом)
  2. Начертите отрезок такой же длины. Подпишите его длину
  3. Нужно построить отрезок

«Тучки» - на 2 см длиннее.

«Кеши» - на 2 см короче

  1. Один участник (капитан) от каждой команды делает «расчет» - записывает пример на доске
  2. Все чертят под первым отрезком отрезок нужной длины и подписывают
  3. Капитан проходит с линейкой и вместе с учителем проверяет

  1. Составление и решение примеров на увеличение и уменьшение

7-й тур

«Увеличь и уменьши»

Работа по учебнику с. 73 (Задание объясняется каждому варианту)

1 в - № 18

2 в. - № 21 (с. 74)

(Взаимопроверка)

VII Итог урока (2 минуты)

Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?

(Учились решать задачи с отношениями «больше на», «меньше на»).

Учитель: Как же решать такие задачи?

(Если предметов во второй группе больше, чем в первой, то решать задачу надо сложением. А если предметов  меньше, чем в первой, то задачу надо решать вычитанием.)

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Рефлексия

-Кто же победитель? Попробуйте собрать пирог из тех кусочков, которые получила ваша команда. (Не получается)

-Что нужно сделать, как вы думаете? (Сложить части обеих команд вместе)

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

«Букет для Лисички»

- У вас на столах по 3 цветочка (голубой, желтый и красный). Сейчас наши Мишки подарят букет лисичке. Если на уроке было легко и интересно, то дарим голубой цветок, если были затруднения – желтый, а если вы совсем ничего не поняли, весь урок скучали, то красный)

Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, пенал, линейка, желтый карандаш

Опорная схема:

(открывается часть темы урока на доске: Задачи)

На доске открываются слова «больше на…», «меньше на …»

под табличками со словами «больше»-«меньше» выставляем соответствующие знаки действий + и  

Работа по учебнику

Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях

запись на двух сторонах центральной доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз"

Обучение детей решению задач на увеличение и уменьшение в несколько раз....

Урок математики в 1 классе. Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Конспект урока по математике  в 1 классе посвящён закреплению решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц....

Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц

Данные презентации помогут учителю объянить решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц...

урок математики "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Урок математики в 1  классеТема урока: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.Цели урока:Образовательные: Создание условий для обработки умения уменьшать и увеличивать числа ...

урок математики "Увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц"

Тема: Увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.Мыследеятельностная задача: Построение различения отношений увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.Зада...

Урок "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз"

Технологическая карта урока  Тема урока РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ. Цели урока:продолжать учится решать задачи на увеличение и уменьшение числа в неск...