Этап |
Образова- тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельност и, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося, ответы |
Планируемые метапредметные результаты |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопре деление к деятельно сти (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма работы: Ф Словесный: беседа Форма контроля: внешний, внутренний | Приветствует учеников - Доброе утро, меня зову Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок математики. Создает эмоциональный настрой - Повернись друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего, рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. - Прочитайте пословицы: 100 лет живи, 100 лет учись. Обещанного 36 месяцев ждут. Делу время, а потехе 60 минут. - Верно ли они записаны? Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать? (Заменить числа подходящими значениями.) - Какую пословицу выберем для работы, как девиз? (“Делу время, а потехе час”) - Почему? (следует делам уделять больше времени и внимания, нежели разного рода развлечениям и забавам) - Итак, займёмся делами и пожелаем друг другу успехов (дети передают «хлопок» рукой). | Приветствуют учителя
Настраиваются на урок | УУПД: осознание речевого высказывания в устной форме; УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; УУРД: умение оперативного включения в урок; |
|
Актуализ ация знаний и мотиваци я (3-4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма работы: Ф, И Словесный: Беседа, опрос Практическ ий: Выполнение задания Форма контроля: внешний, внутренний | Организует актуализацию знаний - Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроках? - Давайте проверим ваши знания по этой теме. Установите правильные соотношения. 1 кг 10 ц 1 т 1000 г 1 ц 100 кг 1 т 1000 кг Заполните таблицу. Ответы в ячейки вставляйте в килограммах. а | 300 кг | 8 ц | 6 ц 20 кг | 4 ц 5 кг | 1 т - а |
|
|
|
| а + 1 т |
|
|
|
|
1800 кг, 200 кг, 595 кг, 700 кг, 380 кг, 1300 кг, 1620 кг, 1405 кг | Актуализируют знания - Единицы массы | УУПД: работать по предложенному плану;
УУКД: планирование учебного сотрудничества;
УУРД: выработать учебную мотивацию; | Учебная презентация, доска |
Постанов ка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма работы: Ф, Г Словесный: Беседа Форма контроля: внешний | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока - Открываем тетради, записываем число, 27 октября. Классная работа. Работа в группах. - Начнём работу в группах, развернитесь к одноклассникам по 4 человека. Перед вами конверты. В них шифр. Ваша задача: решить данные выражения и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить слово. 1 группа: 2600:10 36+17 80•5 240:3 62•10 80•9 260 | 53 | 400 | 80 | 620 | 720 | 80 | 720 | 400 | 620 | 53 | 260 | у | а | н | т | и | м |
2 группа: 91:7 80:5 360:60 60•3 600 – 450 56•10 13 | 16 | 6 | 180 | 150 | 560 | 16 | 6 | 150 | 13 | 180 | 560 | е | д | л | н | е | я |
3 группа: 78:13 77:7 90:5 30:6•5 92:4 4 группа: 2•39 90:6 60:20 12•3 82:41 75:15 5 группа: 360:4 2400:6 17•4 81:27 210 – 30 90 | 400 | 68 | 3 | 180 | 180 | 90 | 3 | 400 | 68 | и | с | к | у | т |
6 группа: 2•39 420:7 95:19 200:4 18:6 82:41 560:7 78 | 60 | 5 | 50 | 3 | 2 | 80 | 60 | 5 | 3 | 50 | 2 | 80 | 78 | е | к | н | у | д | а | с |
- «Командиры групп» прочитайте слова, которые у вас получились. (карточки на доску) - Что объединяет эту группу слов?
- Сформулируйте тему урока. - Поставьте цель. - Задачи урока: - Посмотрите на экран. Перед вами перепутанный план. Его необходимо восстановить. 1) Подвести итоги 2) Выполнить задания 3) Ознакомиться с единицами времени | Выдвигают варианты формулировки темы, цели
(минута)
(неделя)
(месяц)
(час)
(год)
(сутки)
(секунда)
(Это – величины. Единицы времени.) Единицы времени (Закрепить единицы времени) (1. Вспомнить изученные единицы времени. 2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки. 3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.) | УУПД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; УУКД: выражение своих мыслей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. УУРД: постановка учебной задачи; | Учебная презентация |
"Открыти е" детьми нового знания (15 мин) | Построение детьми нового способа действий и формировани е способности к его выполнению | Форма работы: Ф,И
Словесный: Беседа, опрос
Наглядный: Презентация, доска
Формы контроля: внутренний | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания - А что такое время? Куда мы можем обратиться за точным определением? (в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова время – продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами; промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет.; у Владимира Ивановича Даля время – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.) (Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Время характеризует длительность, последовательность событий.)
- В современном мире очень важно знать время. Почему? - Откройте учебник на странице 47. Прочитайте. 0 - Почему в одних месяцах 31 день, в других - 30, а в феврале – 28 или 29?
- А как легче запомнить в каком месяце 30 или 31 день? - А какой у нас есть особенный месяц? - Сколько дней бывает в феврале? - Почему в месяце разное количество суток? - Что представляет собой год?
- Сколько суток в году?
- Как посчитать? - Почему в году бывает разное количество суток?
- Месяцы делятся на недели. Сколько недель в месяце? - Недели делятся на дни. Сколько дней в неделе? - Что знаем о сутках?
- Что такое век? | Анализируют учебный материал
Ценность времени для современного человека заключается в том, чтобы научиться правильно его использовать.
Читает один ученик
Вспоминают месяцы по рисунку
Мы живём по григорианскому календарю, который придумали в Древнем Риме. Во время правления Юлия Цезаря было установлено, что чётные месяцы должны длиться 30 дней, а нечётные — 31. В 44 г. до н. э. популярный в народе правитель умирает, и новая римская администрация решает в его честь переименовать в июль месяц квинтилис. Впоследствии почивший в 14 г. до н. э. император Октавиан Август также удостаивается именного месяца. В этом "мини" месяце 28 дней потому, что древние римляне разделили календарь на 12 месяцев, а год состоял из 355 дней (ранее он был дольше на 10 дней). Февраль, который был последним месяцем в году, был назван в честь римского фестиваля очищения. В то время как другие месяцы имели нечетные или четные числа дней (например, 31 день - январь, июль, август, 30 дней - апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), февраль был закреплен за числом 28. (нам поможет кулак на руке)
(Февраль) (28 или 29) (високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше) (Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.) (в году 365 или, в високосном 366 суток) (7•31+4•30+28=365) (Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней.) (4) (7) (День и ночь – это сутки, это промежуток времени равный обращению Земли вокруг своей оси, 24часа) (столетие) | УУПД: работать по предложенному плану, проводить анализ и структурировать полученные знания; сравнение, осознанное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательств; УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; согласование общего решения; | Учебник, Учебная презентация |
Первично е закрепление (4 мин) | Усвоение нового способа действий | Форма работы: И, Ф Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник Форма контроля: внутреннийвнешний | Организует выполнение задания на закрепление - Проверим наши умения работать с величинами. - В каком году вы родились? А какой это век? - А какой сейчас идёт год? Какой век? - А, например, продолжительность жизни дуба до 500 лет. Сколько это веков? - Однако, некоторые дубы живут до 1000 и более лет. Сколько это веков? - Какой вывод? - А может ли человек прожить век и больше? - Оказывается, не у многих это получается. - Что надо делать, чтобы прожить как можно дольше? - Сейчас выполним 218 задание из учебника. - Кто хочет решить задачу у доски?
Концерт начался в 17 ч., а закончился в 18 ч. 20 мин. Сколько минут длился концерт? Динамическая пауза - Давайте немного отдохнем. Встаем - Молодцы. Садитесь - Сейчас вам в паре нужно будет решить кроссворд.
- Проверьте себя с ответами на экране. | Выполняют задание для закрепления алгоритма
(5 веков)
(10 веков) (веками можно измерить продолжительность жизни животных, некоторых растений) (вести здоровый образ жизни)
Один ученик выходит решать у доски В июне 30 дней, а в июле − 31. 30 + 31 = 61 (д.) − провёл Юра у бабушки 12 • 2 = 24 (д.) − провёл Юра на турбазе 61 + 24 + 7 = 92 (д.) − длились у Юры каникулы 1час20мин=80мин | УУПД: проводить анализ и структурировать полученные знания; УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; УУРД: осознание качества усвоения; | Учебник |
Самостоя тельная работа с самопров еркой (5 мин) | Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма работы: И Словесный Беседа Практическ ий: Задание Форма контроля: Внутренний, взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу - А теперь вы поработаете самостоятельно. На экране представлены примеры. Решаем в тетрадях. На выполнение 5 минут. 1 вариант Вставь пропущенные названия единиц времени: век, год, сутки. 1. В году 365 или 366 … 2. 500 лет = 5 … 3. 3 … > 201 год. 4. Лето длится 3 месяца или 1/4 часть … 5. 1 … - 1/7 часть недели. 6. 50 лет – половина … 7. 1 … - 1/100 часть века. 8. 1 … - 1/31 часть января. 9. 1 … меньше 1 века в 100 раз. 2 вариант Вставь пропущенные названия единиц времени: час, минута, секунда. 1. 1 мин = 60 … 2. 1/24 часть суток равна 1 … 3. 1/60 часть … равна 1 мин. 4. 30 … - половина часа. 5. 5 мин > 200 … 6. 6 сут 25 … > 7 сут 7. Перемена продолжается шестую часть часа или 10 … 8. 1 мин 60 … = 2 мин. 9. 1 ч больше 1 … в 60 раз.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимание на экран. Поставьте +, каждый ответ верный, -, если неверный - Оцените соседа по парте. Критерии оценивания на экране. Критерии оценивания: 9 правильных ответов – оценка «5» 7-8 правильных ответов – оценка «4» 5-6 правильных ответов – оценка «3» 4 правильных ответа - оценка «2» | Выполняют задание самостоятельно
Ответы:
1 вариант 1. суток 2. веков 3. века 4. года 5. сутки 6. века 7. год 8. сутки 9. год 2 вариант 1. секунд 2. час 3. часа 4. минут 5. секунд 6. часов 7. минут 8. секунд 9. минута
Взаимопроверка
| УУПД: структурировать полученные знания; выполнение действий по алгоритму; УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; УУРД: осознание качества усвоения; контроль, коррекция, оценка; | Учебная презентация |
Включен ие в систему знаний, повторен ие (8 мин) |
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Форма работы: Ф, И Словесный: Беседа Практический: задание Форма контроля: внешний, внутренний | Организует закрепление материала - Сейчас вам необходимо быстро ответить на мои вопросы. Начнём блиц-опрос! - Назовите самую маленькую единицу времени. - Что можно сделать за одну секунду? - Назовите следующую единицу времени. - Что знаете о минуте? - Что можно сделать за одну минуту? - Следующая единица времени? - Что такое «час»? Сколько минут в одном часе? Сколько секунд составляют один час? - Следующая единица времени? - Сколько часов в одних сутках? - Следующая единица времени? - Сколько суток в одной неделе? - Назовите по порядку дни недели. - Следующая единица времени? - Что вы знаете о месяце? - Назовите по порядку месяцы. - Сколько месяцев мы назвали? - 12 месяцев составляют…? - Значит, в году сколько месяцев? - Сколько в году суток? - Самая большая единица времени это…? - Чему равен век? - Как иначе называют век? | Закрепление материала (секунда) (минута) 1мн=60с
(час) 60мин=1ч 1ч=3600с
(сутки) 1сут=24ч (неделя) 1нед=7сут Пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс (месяц) (в одном месяце 30, 31, 28 или 29 суток) 12 Год
(365 или 366) Век 100 лет столетие | УУПД: работать по алгоритму, проводить анализ и структурировать полученные знания;
УУКД: в парах строить действия по достижению общей цели;
УУРД: осознание качества усвоения знаний; | Учебник |
Рефлекси я деятельно сти (5 мин) | Самооценка результатов деятельности , осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма работы: Ф Группа словесных методов: Беседа Форма контроля: внутренний | Подводит итоги урока Теперь можем подвести итоги нашего урока. Какая была тема урока? Какие цели мы поставили перед собой?
Достигли ли мы их? - Мы выполнили цель, задачи и план урока? - Где пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке? - Какой вывод мы сделали для себя о времени?
- Всё успели? Какого девиза придерживались? - Оцените работу на уроке. У вас есть модели часов. Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на вопросы, помогали активно своей группе или старались не всегда, или были простым наблюдателем и слушателем, оцените стрелками часов на циферблате до 12 баллов. - Спасибо за урок! | Подводят итоги уроков Единицы времени
(Закрепить единицы времени) (1. Вспомнить изученные единицы времени. 2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки. 3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.)
Да
(Время – это главная ценность человека. Беречь время, не тратить его напрасно. Заполнять свои минутки и часы добрыми и умными делами.) (Делу время, а потехе –час.)
| УУПД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
УУРД: оценка результатов работы; | Учебная презентация |