Технологическая карта урока по математике «Единицы времени» (УМК «Школа России», 4 класс )
план-конспект урока по математике (4 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: ознакомление с единицами измерения времени (сутки, неделя, месяц, год); совершенствование устных и письменных вычислительных навыков

Задачи урока

Дидактические:

1. познакомить с единицами времени;

  2. Научить обучающихся переводить из одной величины в другую.

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать     адекватное     понимание     причины        успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы.

УМК: «Школа России», учебник Математики: 4 класс.: М. И. Моро – М.: Просвещение – Ч.1.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 26.10.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска»

Класс: 4 «А»

Урок: 1

Время: 8:00-8:35  Кабинет: 204

  Студент: Долгушева Анна Владимировна

  Группа: 45

  Учитель: Макаренко Марина Александровна

  Методист: Булдакова Галина Викторовна

        

Тема урока «Единицы времени»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: ознакомление с единицами измерения времени (сутки, неделя, месяц, год); совершенствование устных и письменных вычислительных навыков

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. познакомить с единицами времени;

  2. Научить обучающихся переводить из одной величины в другую.

Предметные:

  1. Научиться пользоваться изученными единицами времени;
  2. Использовать единицы величин при решении задач.

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы.

Личностные:

  1. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути        устранения        трудностей;        стремиться        углублять        свои математические знания и умения;
  2. Осознавать        необходимость        изучения        математики        для адаптации к жизненным ситуациям.

Воспитательные:

  1. Воспитывать        адекватное        понимание        причины        успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы.

УМК: «Школа России», учебник Математики: 4 класс.: М. И. Моро – М.: Просвещение – Ч.1.

ЭТАПЫ УРОКА


Этап

Образова- тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельност и, методы и приемы, формы

контроля


Деятельность учителя, его речь


Деятельность обучающегося, ответы

Планируемые метапредметные

результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопре деление к деятельно сти

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма работы: Ф

Словесный:

беседа

Форма контроля:

внешний,

внутренний

Приветствует учеников

- Доброе утро, меня зову Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Создает эмоциональный настрой

- Повернись друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего, рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

- Прочитайте пословицы:

100 лет живи, 100 лет учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Делу время, а потехе 60 минут.

- Верно ли они записаны? Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать? (Заменить числа подходящими значениями.)

- Какую пословицу выберем для работы, как девиз? (“Делу время, а потехе час”)

- Почему? (следует делам уделять больше времени и внимания, нежели разного рода развлечениям и забавам)

- Итак, займёмся делами и пожелаем друг другу успехов (дети передают «хлопок» рукой).

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок 

УУПД: 

осознание

речевого высказывания в устной форме; УУКД:

планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

УУРД: умение

оперативного включения в урок;

Актуализ ация знаний и мотиваци я (3-4

мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма работы: Ф, И

Словесный: Беседа, опрос Практическ ий: Выполнение задания

Форма контроля: внешний, внутренний

Организует актуализацию знаний

- Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроках?

- Давайте проверим ваши знания по этой теме.

Установите правильные соотношения.

1 кг                   10 ц

1 т                    1000 г

1 ц                    100 кг

1 т                     1000 кг

Заполните таблицу. Ответы в ячейки вставляйте в килограммах.

а

300 кг

8 ц

6 ц 20 кг

4 ц 5 кг

1 т - а

а + 1 т

1800 кг, 200 кг, 595 кг, 700 кг, 380 кг, 1300 кг, 1620 кг, 1405 кг

Актуализируют знания

- Единицы массы

УУПД: работать

по предложенному плану;

УУКД:

планирование учебного сотрудничества;

УУРД:

выработать учебную мотивацию;

Учебная

презентация, доска

Постанов ка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма работы: Ф, Г

Словесный:

Беседа

Форма контроля:

внешний

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

- Открываем тетради, записываем число, 27 октября. Классная работа.

Работа в группах.

- Начнём работу в группах, развернитесь к одноклассникам по 4 человека. Перед вами конверты. В них шифр. Ваша задача: решить данные выражения и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить слово.

1 группа:

    2600:10       36+17      80•5    240:3    62•10   80•9   

260

53

400

80

620

720

80

720

400

620

53

260

у

а

н

т

и

м

2 группа:

   91:7       80:5       360:60    60•3    600 – 450      56•10    

13

16

6

180

150

560

16

6

150

13

180

560

е

д

л

н

е

я

3 группа:

   78:13      77:7      90:5      30:6•5      92:4   

6

11

18

25

23

23

25

18

6

11

ц

я

с

м

е

4 группа:

    2•39        90:6        60:20       

78

15

3

3

78

15

с

ч

а

 

   12•3       82:41       75:15     

36

2

5

5

36

2

д

г

о

5 группа:

   360:4      2400:6       17•4      81:27    210 – 30    

90

400

68

3

180

180

90

3

400

68

и

с

к

у

т

6 группа: 2•39     420:7   95:19    200:4    18:6      82:41    560:7     

78

60

5

50

3

2

80

60

5

3

50

2

80

78

е

к

н

у

д

а

с

- «Командиры групп» прочитайте слова, которые у вас получились. (карточки на доску)

- Что объединяет эту группу слов? 

- Сформулируйте тему урока. 

- Поставьте цель. 

 - Задачи урока: 

- Посмотрите на экран. Перед вами перепутанный план. Его необходимо восстановить.

1) Подвести итоги

2) Выполнить задания

3) Ознакомиться с единицами времени

Выдвигают варианты

формулировки темы, цели

(минута)

(неделя) 

(месяц)

(час)

(год)

(сутки) 

(секунда) 

(Это – величины. Единицы времени.)

Единицы времени

(Закрепить единицы времени)

(1. Вспомнить изученные единицы времени.

2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки.

3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.)

УУПД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

УУКД: выражение своих мыслей;

 умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

УУРД: постановка

учебной задачи;

Учебная

презентация

"Открыти е" детьми нового знания (15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формировани е способности к его выполнению

Форма работы: Ф,И

Словесный:

Беседа, опрос

Наглядный: Презентация, доска

Формы контроля: внутренний

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания

- А что такое время? Куда мы можем обратиться за точным определением? 

(в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова время – продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами; промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет.; у Владимира Ивановича Даля время – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.)

(Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Время характеризует длительность, последовательность событий.)

- В современном мире очень важно знать время. Почему? 

- Откройте учебник на странице 47. Прочитайте.

0

Почему в одних месяцах 31 день, в других - 30, а в феврале – 28 или 29?

- А как легче запомнить в каком месяце 30 или 31 день?

- А какой у нас есть особенный месяц? 

- Сколько дней бывает в феврале? 

- Почему в месяце разное количество суток?

 

- Что представляет собой год? 

 - Сколько суток в году? 

 - Как посчитать? 

 - Почему в году бывает разное количество суток?

 - Месяцы делятся на недели. Сколько недель в месяце? 

- Недели делятся на дни. Сколько дней в неделе? 

- Что знаем о сутках?

 - Что такое век? 

Анализируют учебный материал

Ценность времени для современного человека заключается в том, чтобы научиться правильно его использовать. 

Читает один ученик

Вспоминают месяцы по рисунку

Мы живём по григорианскому календарю, который придумали в Древнем Риме. Во время правления Юлия Цезаря было установлено, что чётные месяцы должны длиться 30 дней, а нечётные — 31. В 44 г. до н. э. популярный в народе правитель умирает, и новая римская администрация решает в его честь переименовать в июль месяц квинтилис. Впоследствии почивший в 14 г. до н. э. император Октавиан Август также удостаивается именного месяца.

В этом "мини" месяце 28 дней потому, что древние римляне разделили календарь на 12 месяцев, а год состоял из 355 дней (ранее он был дольше на 10 дней). Февраль, который был последним месяцем в году, был назван в честь римского фестиваля очищения. В то время как другие месяцы имели нечетные или четные числа дней (например, 31 день - январь, июль, август, 30 дней - апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), февраль был закреплен за числом 28.

(нам поможет кулак на руке)

(Февраль)

(28 или 29)

(високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше)

(Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.)

(в году 365 или, в високосном 366 суток)

(7•31+4•30+28=365)

(Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней.)

(4)

(7)

(День и ночь – это сутки, это промежуток времени равный обращению Земли вокруг своей оси, 24часа)

(столетие)

УУПД: работать

по предложенному плану, проводить анализ и структурировать полученные знания;

сравнение, осознанное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

согласование общего решения;

Учебник,

Учебная презентация

Первично е закрепление

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма работы: И, Ф

Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник

Форма контроля: внутреннийвнешний

Организует выполнение задания на закрепление

- Проверим наши умения работать с величинами.

- В каком году вы родились? А какой это век?

- А какой сейчас идёт год? Какой век?

- А, например, продолжительность жизни дуба до 500 лет. Сколько это веков? 

- Однако, некоторые дубы живут до 1000 и более лет. Сколько это веков? 

- Какой вывод? 

- А может ли человек прожить век и больше?

- Оказывается, не у многих это получается.

- Что надо делать, чтобы прожить как можно дольше? 

- Сейчас выполним 218 задание из учебника.

- Кто хочет решить задачу у доски?

Концерт начался в 17 ч., а закончился в 18 ч. 20 мин. Сколько минут длился концерт?  

Динамическая пауза

- Давайте немного отдохнем. Встаем

- Молодцы. Садитесь

- Сейчас вам в паре нужно будет решить кроссворд.

- Проверьте себя с ответами на экране.

Выполняют задание для закрепления алгоритма

(5 веков)

(10 веков)

(веками можно измерить продолжительность жизни животных, некоторых растений) 

(вести здоровый образ жизни)

Один ученик выходит решать у доски 

В июне 30 дней, а в июле − 31.

30 + 31 = 61 (д.) − провёл Юра у бабушки

12 • 2 = 24 (д.) − провёл Юра на турбазе

61 + 24 + 7 = 92 (д.) − длились у Юры каникулы

1час20мин=80мин

УУПД: проводить

анализ и структурировать полученные знания;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения;

Учебник

Самостоя тельная работа с самопров еркой

(5 мин)

Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма работы: И

Словесный Беседа Практическ ий:

Задание

Форма контроля: Внутренний, взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу

- А теперь вы поработаете самостоятельно. На экране представлены примеры. Решаем в тетрадях. На выполнение 5 минут.

1 вариант

Вставь пропущенные названия единиц времени: век, год, сутки.

1. В году 365 или 366 …

2. 500 лет = 5 …

3. 3 … > 201 год.

4. Лето длится 3 месяца или  1/4 часть …

5. 1 … - 1/7 часть недели.

6. 50 лет – половина …

7. 1 … - 1/100 часть века.

8. 1 … - 1/31 часть января.

9. 1 … меньше 1 века в 100 раз.

 

2 вариант

Вставь пропущенные названия единиц времени: час, минута, секунда.

1. 1 мин = 60 …

2. 1/24 часть суток равна 1 …

3. 1/60 часть … равна 1 мин.

4. 30 … - половина часа.

5. 5 мин > 200 …

6. 6 сут 25 … > 7 сут

7. Перемена продолжается шестую часть часа или 10 …

8. 1 мин 60 … = 2 мин.

9. 1 ч больше 1 … в 60 раз. 

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 

Внимание на экран. Поставьте +, каждый ответ верный, -, если неверный

- Оцените соседа по парте. Критерии оценивания на экране.

Критерии оценивания:

9 правильных ответов – оценка «5»

7-8 правильных ответов – оценка «4»

5-6 правильных ответов – оценка «3»

4 правильных ответа - оценка «2»

Выполняют задание самостоятельно




Ответы:

1 вариант

1. суток

2. веков

3. века

4. года

5. сутки

6. века

7. год

8. сутки

9. год

2 вариант

1. секунд

2. час

3. часа

4. минут

5. секунд

6. часов

7. минут

8. секунд

9. минута

Взаимопроверка

УУПД:

структурировать полученные знания; выполнение действий по алгоритму;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения; контроль,

коррекция, оценка;

Учебная презентация

Включен ие в систему знаний, повторен ие

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма работы: Ф, И

Словесный: Беседа Практический: 

задание

Форма контроля: 

внешний,

внутренний

Организует закрепление материала

- Сейчас вам необходимо быстро ответить на мои вопросы. Начнём блиц-опрос!

- Назовите самую маленькую единицу времени.

- Что можно сделать за одну секунду?

- Назовите следующую единицу времени.

- Что знаете о минуте?

- Что можно сделать за одну минуту?

- Следующая единица времени?

- Что такое «час»? Сколько минут в одном часе? Сколько секунд составляют один час?

- Следующая единица времени?

- Сколько часов в одних сутках?

- Следующая единица времени?

- Сколько суток в одной неделе?

- Назовите по порядку дни недели.

- Следующая единица времени?

- Что вы знаете о месяце?

- Назовите по порядку месяцы.

- Сколько месяцев мы назвали?

- 12 месяцев составляют…?

- Значит, в году сколько месяцев?

- Сколько в году суток?

- Самая большая единица времени это…?

- Чему равен век?

- Как иначе называют век?

Закрепление материала

(секунда)


(минута)
1мн=60с

(час)
60мин=1ч 1ч=3600с

(сутки)

1сут=24ч
(неделя)
1нед=7сут

Пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс

(месяц)

(в одном месяце 30, 31, 28 или 29 суток)

12

Год

(365 или 366)

Век

100 лет

столетие

УУПД: работать

по алгоритму, проводить анализ и структурировать полученные

знания;

УУКД: в парах строить действия по достижению общей цели;

УУРД: осознание качества усвоения знаний;

Учебник

Рефлекси я деятельно сти

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности

, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма работы: Ф

Группа словесных методов: Беседа

Форма контроля: внутренний

Подводит итоги урока

Теперь можем подвести итоги нашего урока. Какая была тема урока?

Какие цели мы поставили перед собой? 

Достигли ли мы их?

- Мы выполнили цель, задачи и план урока?

 - Где пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке?

- Какой вывод мы сделали для себя о времени? 

Всё успели? Какого девиза придерживались? 

- Оцените работу на уроке. У вас есть модели часов. Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на вопросы, помогали активно своей группе или старались не всегда, или были простым наблюдателем и слушателем, оцените стрелками часов на циферблате до 12 баллов.

- Спасибо за урок!

Подводят итоги уроков

 Единицы времени

(Закрепить единицы времени)

(1. Вспомнить изученные единицы времени.

2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки.

3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.)

Да

(Время – это главная ценность человека.

Беречь время, не тратить его напрасно. Заполнять свои минутки и часы добрыми и умными делами.)

(Делу время, а потехе –час.)

https://klike.net/uploads/posts/2020-10/1602313097_7.jpg

УУПД: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка результатов работы;

Учебная

презентация








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике "Определение времени по часам", 2 класс, программа "Планета знаний"

Тема: Определение времени по часамЦель: познакомить с единицами измерения времени - часом и минутойЗадачи:Обучающие: определение времени по часам; формирование представлений о единицах време...

Технологическая карта урока по математике "Ломаная линия"(УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока «Ломаная линия»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: развитие основных видов универсальных учебных действий через знакомство с понятиями: ломаная линия, зв...

Технологическая карта урока по математике "Сложение двузначных чисел" , Школа России, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: создание условий для совершенствования вычислительных навыков и отработки сложения двузначныхчисел;Задачи урокаДидактические: Обеспечить осознание и ...

Технологическая карта урока по математике «Виды треугольников». УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме  «Виды треугольников»Задачи урокаДидактические:Знать виды треугольни...

Технологическая карта урока по математике «Проверка деления умножением» (Школа России» 3 класс)

Цель урока: формирование умений выполнять проверку деления с помощью умножения Задачи урока:Дидактические:познакомить с проверкой деления умножением, дать представление об использовании её на пра...

Технологическая карта урока по математике «Умножение на 1» (Школа России» 3 класс)

Цель урока: знакомство с правилом умножения на 1; закреплять знание таблицы умножения.Планируемые результаты:Предметные:1)    выполнять умножение с единицей;2)   научится заме...

Технологическая карта урока по математике: "Квадратный дециметр" (УМК "Школа России"., 3 класс)

Тема урока: «Квадратный дециметр»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Ознакомление обучающихся с понятием «квадратный дециметр» как новой единицей и...