Рабочая прграмма по коррекционно- развивающим занятиям "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая прогамма по коррекционно-развивающим занятиям для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_zanimatelnaya_matematika.docx | 299.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 4 класса составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» автор Е.Э. Кочурова. Занятия направлены на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий один раз в неделю продолжительность 40 минут. Для отслеживания результативности программа включает промежуточный и итоговый контроль в игровой форме.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня математического развития;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины .
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Мир занимательных задач .
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаков символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика .
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Раздел курса | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Числа. Арифметические действия. Величины | 16 | сравнивает разные приёмы действий, выбирает удобные способы для выполнения конкретного задания; применяет изученные способы учебной работы и приёмы вычислений . — моделирует в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использует его в ходе самостоятельной работы; | — анализирует правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включается в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывает собственное мнение и аргументирует его; —выполняет пробное учебное действие, фиксирует индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументирует свою позицию в коммуникации, учитывает разные мнения, использует критерии для обоснования своего суждения; — сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролирует свою деятельность: обнаруживает и исправляет ошибки. | проявляет положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания; - оценивает успешность своей и коллективной деятельности на основе предложенных критериев; - проявляет устойчивый интерес к новым способам познания; - способен к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Мир занимательных задач | 10 | решает задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения. анализирует текст задачи: ориентируется в тексте, выделяет условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — объясняет (обосновывает) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводит способ решения задачи; — сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализирует предложенные варианты решения задачи, выбирает из них верные, выбирает наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивает предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — конструирует несложные задачи. | выбирает необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделирует ситуацию, описанную в тексте задачи, использует соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструирует последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — участвует в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи; | |
Геометрическая мозаика | 8 | преобразовывает геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составляет свои подобные задания; ориентируется в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентируется на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводит линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделяет фигуру заданной формы на сложном чертеже; — составляет фигуры из частей, определяет место заданной деталив конструкции; —выявляет закономерности в расположении деталей; составляет детали в соответствии с заданным контуром конструкции; | — сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объясняет выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализирует предложенные возможные варианты верного решения; —моделирует объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;-анализирует расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; |
Тематическое планирование и основные виды деятельности
№ | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | Примечание | |
План | Факт | ||||
05.09 | «Удивительная снежинка» | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. | |||
12.09 | Крестики-нолики | Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | |||
19.09 | Математические игры | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через | |||
26.09 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части | |||
03.10 | Секреты задач. | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |||
10.10 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
17.10 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
24.10 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |||
07.11 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
14.11 | «Шаг в будущее» | Конструкторы: «Спички», Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» | |||
21.11 | Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | |||
28.11 | Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов | |||
05.12 | «Шаг в будущее» | Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
12.12 | Тайны окружности | Чертит Окружность. Радиус (центр) окружности. | |||
19.12 | Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 | |||
26.12 | Новогодний серпантин | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи | |||
16.01 | Новогодний серпантин | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи | |||
23.01 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,«Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | |||
30.01 | Часы нас будят по утрам… | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
06.02 | Геометрический калейдоскоп. | Задания на разрезание и составление фигур | |||
13.02 | Головоломки | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | |||
20.02 | Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | |||
27.02 | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | |||
06.03 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи. | |||
13.03 | Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ. | |||
20.03 | Дважды два — четыре Запись результатов умножения | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме | |||
03.04 | Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме | |||
10.04 | В царстве смекалки. | Сбор информации . | |||
17.04 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи. | |||
24.04 | Составь квадрат | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников(квадратов) из заданных частей. | |||
01.05 | Мир занимательных задач Подготовка к зачету | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | |||
08.05 | Мир нестандартных задач. | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | |||
15.05 | Математические фокусы. | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. | |||
34 | 22.05 | Математическая эстафета | Решение задач . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
Рабочая прграмма "Планета знаний" 2 класс математика
рабча программа по математике содержит пояснительную записку и ктп...
Рабочая прграмма по коррекционно- развивающим занятиям "Уроки здоровья""
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Уроки здоровья" для 4 класса...