Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_1_klass.docx | 60.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
- Сенсорное развитие.
- Слуховое восприятие.
- Кинестетическое восприятие.
- Предметно – практическая деятельность.
- Двигательное развитие
Задачи и направления работы:
- формирование представлений о себе;
- формирование представлений о собственном теле;
- распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- отнесение себя к определенному полу;
- формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
- формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);
- формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- формирование умения обслуживать себя;
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Принципы организации учебного процесса:
- Принципы государственной политики РФ в области образования.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
- Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип психолого-педагогического изучения детей.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
- Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
- Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
- Принцип соблюдения линейности и концентричности.
- Принцип вариативности программного материала.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельность:
- повторяет движения тела по примеру взрослого;
- достаёт различные по размеру и форме предметы;
- выкладывает с помощью палочек простые изображения;
- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- собирает и разбирает пирамидку;
- строит из кубиков башню
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Коррекционно-развивающие занятия. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 10 | |||
1 | Сенсорное развитие. «Зрительное восприятие». «Посмотри на меня». ИОТ и ТБ. | 1 | 06.09 | |
2 | «Зрительное восприятие». «Чего не стало?». | 1 | 07.09 | |
3 | «Зрительное восприятие». «Поставь игрушки на своё место». | 1 | 13.09 | |
4 | «Зрительное восприятие». «Куда полетела бабочка?». | 1 | 14.09 | |
5 | «Зрительное восприятие». «Куда поехала машина?» | 1 | 20.09 | |
6 | «Зрительное восприятие». «Чья тень?». | 1 | 21.09 | |
7 | «Зрительное восприятие». «Чья тень?». | 1 | 27.09 | |
8 | «Зрительное восприятие». «Машинка». «Мишка». | 1 | 28.09 | |
9 | «Зрительное восприятие». «Кукла». «Бабочка». | 1 | 04.10 | |
10 | «Зрительное восприятие». «Зелёная травка». «Желтое солнышко». | 1 | 05.10 | |
2 модуль. | 10 | |||
11 | «Зрительное восприятие». «Манипуляция больших и маленьких предметов». | 1 | 18.10 | |
12 | Слуховое восприятие. «Надевание колец на стержень». | 1 | 19.10 | |
13 | «Разбери пирамидку». | 1 | 25.10 | |
14 | «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»). | 1 | 26.10 | |
15 | «На чем играет Петрушка?». | 1 | 01.11 | |
16 | «Как говорят животные?». | 1 | 02.11 | |
17 | «Как говорят животные?». | 1 | 08.11 | |
18 | «Какой звучит инструмент?». | 1 | 09.11 | |
19 | «Какой звучит инструмент?». | 1 | 15.11 | |
20 | Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка». | 1 | 16.11 | |
3 модуль. | 10 | |||
21 | «Меховой мишка и бумажный мишка». | 1 | 29.11 | |
22 | Предметно – практическая деятельность. «Рвём бумагу и складываем в коробочку». | 1 | 30.11 | |
23 | «Смешай краски». «Мыльные пузыри». | 1 | 06.12 | |
24 | «Пересыпь горох». | 1 | 07.12 | |
25 | «Открой баночку, заполни её фасолью». | 1 | 13.12 | |
26 | «Собери бусинки». | 1 | 14.12 | |
27 | «Заведи машинку». | 1 | 20.12 | |
28 | «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». | 1 | 21.12 | |
29 | «Открой баночку, сложи бусины». | 1 | 27.12 | |
30 | «Матрешка». | 1 | 28.12 | |
4 модуль. | 14 | |||
31 32 | «Найди предметы в песочнице». «Рисование красками, лучики солнца». | 1 | 11.01 | Уплотнение за короткую неделю |
33 | Двигательное развитие. «Бросай, поймай мячик». | 1 | 17.01 | |
34 | «Прокати мяч по дорожке». | 1 | 18.01 | |
35 | «У медведя во бору». | 1 | 24.01 | |
36 | «Заинька попляши». | 1 | 25.01 | |
37 | «Кошка и воробушки». | 1 | 31.01 | |
38 | «Воздушные снежинки». | 1 | 01.02 | |
39 | «Воздушные шары». | 1 | 07.02 | |
40 | «Бабочки». | 1 | 08.02 | |
41 | «Гуси-гуси». | 1 | 14.02 | |
42 | «Воробушки и автомобиль». | 1 | 15.02 | |
43 | «Заинька попляши, беленький попляши». | 1 | 21.02 | |
44 | «Ладушки – ладушки». «Сорока белобока». | 1 | 22.02 | |
5 модуль. | 12 | |||
45 46 | Альтернативная коммуникация. «Узнай, какое у меня настроение». «Позови меня (жестом, звуком, словом)». | 1 | 07.03 | Уплотнение за 08.03 |
47 | Альтернативная коммуникация (знакомство с художественными произведениями). «Теремок». | 1 | 14.03 | |
48 | «Колобок». | 1 | 15.03 | |
49 | «Мишка косолапый». | 1 | 21.03 | |
50 | «Наша, Таня громко плачет». | 1 | 22.03 | |
51 | «Игра жестов, книга – разговоров». | 1 | 28.03 | |
52 | «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.». | 1 | 29.03 | |
53 | «Найди такой же». «Найди пару». | 1 | 04.04 | |
54 | «Назови, одним словом». «Что лишнее?». | 1 | 05.04 | |
55 | «Разноцветные палочки». | 1 | 11.04 | |
56 | Предметно-практическая деятельность. «Поделки из пластилина». | 1 | 12.04 | |
6 модуль. | 10 | |||
57 | «Колобки, колбаски». | 1 | 25.04 | |
58 | «Поможем кукле Кате прибраться». | 1 | 26.04 | |
59 | «К нам придут гости». | 1 | 02.05 | |
60 | «Чудесный мешочек». «Игры в песочнице». | 1 | 03.05 | |
61 62 | Дидактическая игра «Собери человечка». | 1 | 10.05 | Уплотнение за 09.05 |
63 | Дидактическая « Кукла Катя и её игрушки». | 1 | 16.05 | |
64 | «Игрушки». | 1 | 17.05 | |
65 | «Одежда». «Обувь». | 1 | 23.05 | |
66 | «Мебель». «Посуда». | 1 | 24.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- оборудованная сенсорная комната;
- сухой (шариковый) бассейн;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- вибромассажер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы
Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Школа, вот и Я» для учащихся 1-2 классов
Цель: Формирование и развитие механизмов адаптацииЗадачи программы:-Формирование позитивного взаимодействия с психологом;-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;-Снижение уровня тревожности;- Ко...