Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
рабочая программа (1 класс) на тему
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.
Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_korrektsionno_razvivayushchih_zanyatiy_dlya_detey_s_ovz_1_klass_.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________/ / «31» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей № 7» ____________ / / «_____»____________ 2016 г. |
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий
для учащейся (Ребёнок ОВЗ тип 5.1)
Автор - составитель:
Педагог – психолог Аношкина Наталья Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка
Планируемые результаты усвоения курса:
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка, с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы, является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).
Регулятивные УУД
- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством психолога.
- Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
- Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
- Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы психолога.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.
7. Использовать знаково-символические действия.
8.Формулировать проблемы с помощью психолога.
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Содержание курса
Количество часов в учебном году – 66 . Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.
Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Форма организации занятий.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Календарно - тематическое планирование.
№ № | Тема занятий | Всего часов | Виды занятий | Дата проведения занятия (планируемая) | Дата проведения занятия (фактическая) |
Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Промежуточная диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Работа над ошибками. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
| Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | практическое | ||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Итоговая диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Работа над ошибками. | 1 | практическое | |||
Подведение итогов. Рефлексия. | 1 | практическое | |||
Всего часов | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...
Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс...