|
|
|
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу урок математики. Садитесь. Открыли тетради, записали число классная работа. | Приветствуют учителя | Р.: самоорганизация. |
II. Актуализация знаний и мотивация | Ребята, сегодня вы узнаете много нового, но для начала давайте начнем с устного счета.
1. Индивидуальное задание у доски. 76 + х =50 * 3; х – 25 = 250 + 50
2. Устный счет. а) На доске: 111, 63250, 4362, 550671, 1678. - Прочитайте числа. - Назовите число, в котором только единицы I класса; I и II класса. - Назовите числа, в которых отсутствуют разряды; назовите разряды.
б) Продолжи ряд чисел: 500003, 500002, 500001, ..., ..., ... .
в) Сколько всего прямоугольников в квадрате, разделенном на 4 части.
г) Заполни пропуски. На доске: 3 км 030 м = … м 5 км = … м 3 сут 2 ч = … ч 180 мин = … ч 3 кг 187 г = … г 5 ц 07 кг = … кг 9 кв. дм = … кв. см
3) Проверка индивидуальных заданий: - Как находим неизвестное слагаемое? Уменьшаемое? - Что значит решить уравнение?
Какие цели мы поставим на урок? 1. Научится находить несколько долей от целого 2. Научится решать задачи на нахождение долей | 76 + х = 50 * 3 х– 25 = 250 + 50 76 + х = 150 х – 25 = 300 х = 150 – 76 х = 300 + 25 х = 74 х = 325 I – 111 I и II – 1678, 4362, 63250, 550671
63250 – разряд единиц, 550671 – разряд единицы тысяч
500000, 499999, 499998
2 прямоугольника
3 км 030 м = 3030 м 5 км = 5000 м 3 сут 2 ч = 74 ч 180 мин = 3 ч 3 кг 187 г = 3187 г 5 ц 07 кг = 507 кг 9 кв. дм = 900 кв. см Из суммы вычитаем известное слагаемое; к разности прибавить вычитаемое Значит найти неизвестное.
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, строение речевых высказываний.
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.
|
III. Постановка учебной задачи | —Возьмите полоску. Измерьте ее длину. ∙ Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? ∙ Как вы думаете, чему равна длина одной доли? ∙ Как вы определили? ∙ Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли. ∙ Напишите на каждой доле ее длину. Чему равна длина двух таких долей? ∙ Как вы узнали? ∙ Чему равна длина трех таких долей? ∙ Как вы узнали?
Сформулируйте тему урока.
Тема: Нахождение нескольких долей целого
| 4 одинаковые доли
5 см 20:4=5 (см)
10 см 5*2=10 (см) 15 см 5*3=15 (см)
| Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
К.: построение речевого высказывания, учет различных точек зрения
К.: участие в учебном диалоге.
П.: целеполагание, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
IV. Открытие нового знания | Откройте учебник на странице 65, номер 296. Кто прочитает задание? Ответим на первый вопрос задания. Из скольких частей состоит отрезок АВ слева? Какую часть отрезка составляет отрезок СD? Почему?
Смотрим на отрезок АВ справа. На сколько частей он поделен? Они равные? Сколько частей занимает отрезок МК? Как вы это узнали?
Что мы с вами только что делали? Просто ли вам было это делать?
Теперь смотрим на номер 297. Кто прочитает задание? Как мы с вами сможем начертить? Что нам дано?
Значит, сколько частей у нас будет в отрезке? Какова длина одной из частей отрезка? Тогда как нам найти длину всего отрезка, зная, сколько всего долей и длину только лишь одной доли? Сколько у нас получится? Можем ли мы перевести в см? Открыли тетради, записали число номер 297, решение и начертили отрезок. Кто пойдет к доске и запишет решение? Теперь у себя в тетради начертите отрезок длиной 6см 4мм.
Какой вывод можно сделать из этого задания? Как нам найти целое, если известно количество долей и величина одной доли?
А как нам найти несколько долей от целого? Начертим в тетради отрезок длиной 10 см и поделим его на 5 равных долей, по 4 клетки. Как нам найти длину трех таких долей? Из прошлого задания, как мы нашли длину всего отрезка? Здесь нам дано количество долей и вся длина отрезка, что нам неизвестно? Как нам найти длину одной доли? Теперь мы можем найти длину трех таких долей? Как? - 10 : 5 = 2 (см) – длина одной доли.
2) 2 * 3 = 6 (см) – длина трех таких долей.
Какой вывод мы можем сделать? Что нужно, чтобы найти несколько долей целого? | Из 3 частей. 1\3 часть. Потому что Выделена только одна часть.
На 6 частей. Да, равные. 4 части. Посчитали выделенные части отрезка АВ.
Искали части от целого.
Длина восьмой части – 8 мм
8 частей 8 мм Умножить длину одной части на количество частей. 64 мм; 6 см 4 мм
Умножить величину одной доли на общее количество долей.
Состоит из 8 частей
Умножить величину одной доли на общее количество долей. Длина одной доли. Разделить всю длину на количество долей. Умножить величину одной доли на три. 1) Нужно найти величину одной доли 2) Умножить величину одной доли на количество взятых долей. | К.: участие в учебном диалоге.
К: высказывание свое мнения при обсуждении задания. |
Физминутка | Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. |
|
|
V. Первичное закрепление во внешней речи | Теперь попробуем решить задачи на нахождение нескольких долей от целого, номер 299. Прочитайте задачу. Кто пойдет к доске решать задачу? Посмотрите на схему на слайде. Заполним ее используя данные из задачи. … Что нам нужно узнать? Известно ли нам, сколько всего метров провода купили? Можем ли мы узнать? Вот мы узнали сколько всего провода, но его израсходовали, что нам известно о том сколько израсходовали? Можем ли мы сразу сказать, сколько израсходовали? Что нужно узнать? Сколько частей провода израсходовали? Можем узнать длину? Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Запиши решение задачи, а остальные записывают у себя в тетради.
Как найти несколько частей от целого? Кто не понял как решать такие задачи? |
1) 5 * 56 = 280 (м) – провода купили. 2) 280 : 7 = 40 (м) – длина одной части. 3) 40 * 2 = 80 (м) – израсходовали. 4) 280 – 80 = 200 (м) – осталось.
1) Нужно найти величину одной доли 2) Умножить величину одной доли на количество взятых долей. | П.: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных задач
К.: контроль и оценка партнера |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Теперь самостоятельно решаем задачу 300. Давайте прочитаем ее. Кто пойдет на оценку решать на доску? Давайте вместе с вами составим краткую запись
Разровняет за 1 ч | Количество часов | Всего разровнял | ? м2 (одинаково) | 3 ч | 234 м2 | 10ч | ? м2 |
Теперь самостоятельно записывайте решение в тетрадь, первые три человека, кто решит раньше с тетрадкой на оценку. Давайте проверим задачу на доске. Итак, еще раз повторим, как находить несколько частей от целого? | 1) 234 : 3 = 78 (м2 ) – разровняет за час. 2) 78 * 10 = 780 (м2 ) – разровняет за 10 часов. | Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
П.: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач |
VII . Включение в систему знаний | На доске вы видите задания, ваша задача решить их и ответы записать на листочках, которые я раздала. Найдите: 1) 3/5 от 15 рублей 2) 2/7 от 21 мм 3) 2/3 числа 18 4) 4/5 от 50 кг 5) 7/10 от 800 грамм 6) Найдите длину отрезка, если пятая часть равна 5 мм. 7) Длина отрезка, если десятая часть равна 3 мм 8) 1 \5 отрезка длиной 10 см 9) 2 \3 отрезка длиной 24 см 10) 5 \8 отрезка длиной 64 см Обменялись листочками с соседом, проверяем с ответами на слайде. Если нет ошибок поставили 5, если 1 -2 ошибки 4, 3 -4 ошибки – 3, больше 3 ошибок - 2 | 1) 9 2) 6 3) 12 4) 40 5) 700 6) 25 мм 7) 30 мм 8) 2 см 9) 16 см 10) 40 см | К.: участие в учебном диалоге.
П.: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач |
VIII. Рефлексия деятельности | Кто напомнит тему сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили в начале? Удалось ли нам их достичь?
∙ Как найти несколько долей числа? ∙ С какими заданиями вы сегодня легко справились? ∙ Какие задания вызвали затруднения?
Открыли дневники, записали домашнее задание номер 301, 303. |
| Р.: – анализировать собственную работу.
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |