Конспект урока по математике3 класс ("Школа России") Тема: "Деление с остатком".
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель: формирование умения делить с остатком, опираясь на рисунок и таблицу деления.
Задачи:
Предметные:
- совершенствовать изученные приемы устных вычислений
- совершенствовать знания названий компонентов
- формировать и совершенствовать умения соотносить предметную и символическую модель деления с остатком
- совершенствовать знания таблицы умножения;
Метапредметные:
- формировать умения творчески выполнять задания
- формировать контроль и самоконтроль у учащихся
- формировать и совершенствовать умения соотносить предметную и символическую модель деления с остатком
- Совершенствовать работу в парах: умение слушать, слышать.
Оборудование: компьютер и проектор, рабочие тетради, веер, учебник, сигнальный "светофор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_s_ostatkom2.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деление с остатком.
М.И.Моро, М.А.Бантова и др.«Математика»:
Учебник для 3 класса: В 2 частях. –Издательство «Просвещение», 2020
Цель: формирование умения делить с остатком, опираясь на рисунок и таблицу деления.
Задачи:
Предметные:
- совершенствовать изученные приемы устных вычислений
- совершенствовать знания названий компонентов
- формировать и совершенствовать умения соотносить предметную и символическую модель деления с остатком
- совершенствовать знания таблицы умножения;
Метапредметные:
- формировать умения творчески выполнять задания
- формировать контроль и самоконтроль у учащихся
- формировать и совершенствовать умения соотносить предметную и символическую модель деления с остатком
- Совершенствовать работу в парах: умение слушать, слышать.
Оборудование: компьютер и проектор, рабочие тетради, веер, учебник, сигнальный "светофор"
План урока (40 минут).
- Орг. момент
- Устный счет:
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление:
- Домашнее задание.
- Итог урока, рефлексия.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Психологический настрой учащихся. 2.Актуализация знаний учащихся. Объяснение нового материала Постановка проблемы и ее решение. Физкультминутка Закрепление. Дом. задание: Итог урока: | - Начинается урок, Он пойти вам должен впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте и на уроках не зевайте! -Покажите свою готовность к работе. -Запишите в тетрадях число и классная работа. | Записывают число и классная работа. |
Открываю компьютер. Слайд №1 15 : 3 2*?=24 ?*6=48 Что надо знать, чтобы ответить на вопросы задания? - Веером покажите ваши результаты. Аня, как рассуждала? -А, что нужно было найти? - Каким действием мы находим частное? -На сколько надо умножить 2, чтобы получить 24. Как узнали, каким действие -Какое число меньше 48 в 6 раз? -Как находили? -Ребята, послушайте, 1) - С трех овец настригли 18 кг. шерсти, с каждой поровну. -Это задача? - Какой вопрос можно задать? - Найдите Как рассуждали? 2) Бабушка испекла 18 блинов и угостила 4 своих внуков, каждому дала поровну. По сколько блинов получил каждый внук? Ребята, почему у вас получились разные ответы? - Как решали? - Почему не получили ответ? - Чем отличается от предыдущего выражения? - Какая трудность возникла? -Ребята, попробуйте найти способ, как разделить 18 на 4. Соберитесь в группы по 4 человека, в каждой группе на столах по 18 кружков. Дети пробуют разделить 18 кружков, раздают кружки по одному каждому. - Все кружки раздали? - Почему? - Сколько осталось? - По сколько получил каждый из вас? - Сколько получилось при делении 18 на 4 ? - Подумайте, как это записать. Дети записывают решение этой задачи в тетради. Варианты были такие: 1 группа: 18:4=4;2 2 группа:18:4=4 и 2 3 группа:18:4=4(2) 4 и 5 группы: 18:4=4(2 осталось) Переносим на доску, обсуждаем. - Как выполняли деление 18 кружков на 4 равные части ? - Что означают числа в вашей записи? - Как будет называться тема нашего урока ? - Ребята, а записи у нас на доске разные, сможем ли мы их понимать? - Записи должны быть одинаковые. - Откройте учебник на стр. 24 - Что сообщает нам автор? ( Дети читают параграф) - Что для вас в записи деления оказалось новым? - Как запишем решение задачи, используя эти знания? - Назовите числа в нашей записи. -Будем работать с вами с заданием № 1. - Прочтите про себя задание, вслух читает Ярослава. - Рассмотри рисунки, объясни записи и прочти их по-разному. 1) ООI ООI ОО IОО IОО IОО IОО IО (слайд №2) 15:2=7 (ОСТ.1) - Что можете рассказать по рисунку? - Прочтите запись. - Прочтите по-другому. 2) ОООО I ОООО I ОООО I ООО (слайд №3) 15:4=3 (ост.3) 3) ООО I ООО I ООО I ООО I ООО (слайд №4) 15: 3=5 (ост. 0) -Что можете рассказать по этому рисунку? - Прочтите задание №2, страница 24. - Оцените ответ, сверив свою запись. - А, кто догадался, как 7 разделить на 3 без рисунка? - Продолжите самостоятельно выполнять задание. Кто может решить без рисунка, решайте, но для проверки, используйте рисунок. - Проверяем, оцениваем. - Кто решал без рисунка? -Как рассуждали? -Ребята, давайте поиграем в учителя. Ваши ученики сдали выполненное задание. Нужно его проверить. На доске: (слайд №5) ОО I ОО I О 5:2=3 (ост.1) ОО I ОО I ОО 6:2=3 (ост 0) ОО I ОО I ОО I О 7:3=2 (ост. 1) ОООООО IОО 8:3=1 (ост 2) -Выполните самостоятельно. Проверяем. -Оцените первую запись, что заметили? -Оцените вторую запись. -Оцените третью запись. -Оцените четвертую запись. Некоторые ученики предложили исправить ошибки в рисунках, чтобы они соответствовали решению. В 3 записи, предложили: -Молодцы -Составьте дома примеры на деление с остатком, запишите их на карточку, на следующем уроке, обменяемся карточками (по 5 примеров). - Какие новые знания вы получили? Какие знания нам понадобились для открытия этого способа? | Таблицу умножения, название компонентов Дети веером показывают ответы есть 2 ошибки. У Ани и Андрея на веере-45 - Умножала 15 на 3, получила 45. Дети веером оценили ответ Ани "-" -Частное. -Делением. Аня находит частное, Андрей исправляет ошибку. Дети показывают-12. -Разделили 24 на 2 -Дети показали-8, ошибок нет. - Делением. - Нет, нет вопроса. Сколько кг настригли с каждой овцы? -Веером-6, Ученик отвечает-6кг шерсти настригли с каждой овцы. Оценили ответ"+" -!8 делили на 3, получили 6. -Веером показывают 4; 5, некоторые дети ответ не показали. -Делили 18 на 4. - Не знаем сколько получиться, если 18 разделить на 4 поровну. - Там делили, используя таблицу деления. - Как разделить 18 на 4 ? - Нет. - Остаются кружки. - В каждой группе- 2 кружка. - По 4 кружка. - 4, и осталось 2. -- Раздавали по 1 кружку, получили по 4 и 2 осталось. - 18-делили, значит- делимое, делили на 4 ,значит- делитель, получили 4, это частное, а 2 осталось. ( Дети оценивают ответ "+" - Деление с остатком. - Нет. - Остаток, пишем сокращенно-ост. Дети записывают в тетради, ученик на доске: 18:4=4(ост .2) Оценивают ответ «+» - 18- делимое, 4- делитель, 4- частное, 2- остаток. (Оценивают ответ «+») - Делили 15 кружков по 2, получили 7, остаток 1. - 15 разделить на 2, получится 7 и в остатке 1. Оценивают ответ «+» Делимое 15, делитель 2, частное 7, остаток 1. Оценивают ответ «+» - Дети работают по рисунку , как в задании №1, читают записи по-разному. 15 делили на 3, получили 5,- это табличное деление, остаток 0. Разделили нацело. Дети оценивают ответ «+» -Читают: выполни деление, сделав рисунок. Ученик у доски, дети работают в тетрадях, делают рисунок, используя кружочки. - Нужно 7 разделить на 3. Рисую 7 кружочков, делю по 3, получаю 2 части и 1 в остатке. ООО I ООО I О -Записываю 7:3=2 (ост.1) - Читаю запись: Делимое 7, делитель3, частное2, остаток 1. Дети оценивают ответ «+» -Можем разделить 6 на 3, получим 2, и 1 останется, так как делили 7. Дети оценивают ответ «+»
-Дети решают в тетрадях, ученик- у доски. ОООО I ОООО I ОО 10:4= 2 (ост.2) ОООООО I ОООО 10:6= 1 (ост. 4) ОООО I ОООО I ООО 11:4=2 (ост.3) ООО I ООО I ООО I ООО 12:3= 4 (ост. 0) Дети оценивают ответ «+» Ошибок нет. Дети читают по-разному записи. 10 учеников делили без рисунка. 10 на 4- не делится, «шагаю» назад, 9- не делится, ещё «шагаю» назад, 8- делится на 4, получаю 2, ещё 2 остаётся, так как делили 10. Читаю: 10:4=2 (ост. 2) Дети оценивают ответ «+» Другой ученик рассуждал по-другому: - Я узнавал, сколько раз по 4 содержится в числе 10, 2 раза по 4, и ещё 2 останется. Дети оценивают ответ «+» Дети учатся соотносить предметную и символическую модель деления с остатком. Дети оценивают ответ «-» - Не соответствует рисунок и решение, 5 разделить на 2, получаем 2 равные части и остаток1. Записывают верное решение: 5 :2=2 (ост. 1) Дети оценивают ответ «+» - Дети оценивают ответ «+» 6- делили на 2, получили 3, остаток 0. Дети оценивают ответ «-» На рисунке 7 делили по 2, получаем 3 равные части и 1- остается, запись должна быть такой: 7:2=3 (ост.1) Дети оценивают ответ «+» Дети оценивают ответ «-» 8- надо разделить на 6. Чтобы получить 1 часть и в остатке- 2. Дети оценивают ответ «+» 7:3= 2 (ост.1) ООО IООО I О Дети оценивают ответ «+» В четвертой записи исправили ошибки и в решении, и в рисунке, предложили: OOO I OOO I OO 8:3=2 (ост. 2) Дети оценивают ответ «+» -Учились делить числа с остатком. -Знания умножения и деления. | |
Самоанализ урока математики во 3 «В» классе
учителя начальных классов
МОБУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа № 1»
города Сертолово Ленинградской области
Лысенко Татьяны Михайловны.
Предмет: математика; учебник для 3 класса «Математика» авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и другие.: В 2 частях.: Издательство «Просвещение 2009г.
Дидактическая цель: формирование умения делить с остатком, опираясь на рисунок и таблицу деления.
Тип (вид урока): урок получения знаний.
Тема: «Деление с остатком».
В системе уроков – это 1 урок по теме «Деление с остатком»
Задачи урока.
Предметные:
- совершенствовать изученные приемы устных вычислений
- совершенствовать знания названий компонентов
- совершенствовать знания таблицы умножения
Метапредметные:
- формировать умения формулировать тему и цель урока
- формировать умение принять и удерживать учебную задачу.
- формировать контроль и самоконтроль у учащихся
- формировать и совершенствовать умения соотносить предметную и символическую модель деления с остатком
Познавательные УД
- Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УД
- Формировать и совершенствовать работу в парах: умение слушать и слышать.
Методы обучения: проблемно-поисковая и личностно-ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Средства обучения:
Для учащихся: Сигнальная карточка, числовой веер (1 – 20), учебник для 3 класса «Математика»; М.И. Моро, М.А.Бантова и другие.: В 2 частях.: Издательство «Просвещение 2009г.
Для учителя: компьютер и проектор, мультимедийная презентация «Деление с остатком».
Характеристика класса:
Во 3 классе - 31 учеников, на уроке присутствовало 29 учеников. Число детей, работающих левой рукой – 2, с дефектами речи – 8, медлительных – 2, чрезмерно подвижных – 3. Число детей, имеющих нарушение осанки – 12, хронические заболевания – 7. По результатам контрольно-измерительных материалов можно определить три уровня обученности: высокий – 6 учеников, средний – 15 учеников, низкий – 10 учеников.
Урок построен на технологии проблемного диалога.
Учащиеся в классе с разным уровнем подготовки. Много слабых учеников, у которых проблемы с памятью, вниманием. 4 ученика с ОВЗ . Поэтому уроки стараюсь проводить, учитывая особенности класса. На уроке ставилась цель: сформировать умение делить с остатком, опираясь на рисунки и таблицы умножения и деления.
На протяжении всего урока решались задачи, направленные на формирование предметных умений в основном на материале учебника. Ставилась задача совершенствовать изученные приемы устных вычислений.
С целью активизации учащихся был предложен устный счёт- 4 ученика допустили ошибку, ошиблись в нахождении частного, детям была оказана помощь, ребята смогли самостоятельно исправить ошибку. Задания в устном счёте подготовили ребят к восприятию нового материала.
В устный счёт были включены 5 заданий. Без ошибок справились 25 учеников, что показала обратная связь.
Ставилась задача: совершенствовать знания названий компонентов.
В течение урока дети много раз повторяли название компонентов при делении, вспомнили компоненты при умножении, связь между ними. Знают название компонентов- 16 учеников, 8- с помощью учителя, 5 ученикам- очень сложно, они плохо знают название компонентов.
По цели урока, для создания
проблемной ситуации ученикам была предложена задача на деление, которую ученики решали с помощью наглядных материалов (кружки). Дети самостоятельно искали способы решения этой задачи, смогли самостоятельно записать решение задачи, используя полученные знания из учебника, прочитать запись деление с остатком по-разному, в задании № 1 смогли объяснить деление с остатком по рисунку. В задании № 2 дети выполняли деление с остатком, используя рисунок, учились выполнять деление с остатком без рисунка, искали способы деления, используя таблицу.
В течение урока детям было предложено для самостоятельной работы 8 заданий. Все дети работали активно, с интересом.
В задании, где ребята были «учителями», показали высокий уровень самостоятельности.
Дети нашли ошибки, сравнили рисунки и записи, записали верные решения.
На полном уровне самостоятельности- 18 учеников, с помощью учителя- 11 учеников.
Задачи, направленные на формирование метапредметных умений были представлены следующими видами УУД:
Регулятивные: оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, средне-возникли сложности при выполнении, но справились самостоятельно, трудно- нужна помощь учителя. Легко-10 Средне-13 Тяжело-6
Следующая задача- это формирование умения принять и удерживать учебную задачу, на данном уроке не удерживали задачу 6 учеников, 23- приняли учебную задачу.
Коммуникативные УУД- формирование умения работать в парах, группах, дети умеют слушать друг друга, слышат учителя, 3ученика делают это с трудом.
Старалась создать на уроке атмосферу творчества и доверия.
Дети научились искать частное и остаток, используя рисунок, для некоторых детей ещё сложно работать без наглядного материала (рисунков).
Дальнейшая задача: отработать навыки деления с остатком без рисунка, только с помощью таблицы.
Все задачи этого урока выполнены, цели урок достиг.
Успеваемость: 100%. Качество: 75%
Методика проведения различных частей урока.
Для актуализации знаний организовала работу с детьми по парам. Это способствовало не только закреплению и применению знаний на практике, но и проявило организаторские способности одарённых детей.
Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога, когда надо было сократить текст задачи. Дети работали в парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сократить текст задачи, что помогло им сформулировать тему урока. Грамотно использовала математическую терминологию, четко и логично ставила вопросы.
Совершенствовались умения решать текстовые задачи и отрабатывались вычислительные навыки.
Самоконтроль за выполнением заданий осуществлялся на протяжении всего урока при помощи числового веера (знаков (-), (+), (?)) и отрезков в тетради.
Для воспитания интереса к учёбе и предмету использовалась жизненная ситуация (сбор грибов), которая ориентировала учащихся на самостоятельный поиск решения.
На уроке использовалась мультимедийная презентация (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде и доске);
В учебном материале присутствовали внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую целесообразность, дети познакомились с некоторыми видами грибов нашей области и как правильно их собирать (срезать).
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживались умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
3)Содержательно-целевой аспект урока.
Образовательные:
Предметные:
- формировать умение работать с текстом задачи;
- совершенствовать умение выделять условие и вопрос задачи, данные и искомое;
- формировать умение решать составные задачи;
- совершенствовать знания таблицы умножения;
Развивающие:
Метапредметные:
- формировать умения творчески выполнять задания;
- формировать контроль и самоконтроль у учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, любовь к природе и бережное отношение к растениям.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, средне - возникли сложности при выполнении, трудно.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"
Тема: Однозначные и двузначные числа....
Технологическая карта урока по математике УМК "Школа России" Тема "Деление с остатком на 10, 100,1000
Технологическая карта урока по математике УМК "Школа России" Тема "Деление с остатком на 10, 100,1000...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...
Учебно - методический комплект. Математика. 3 класс Школа России. Тема: "Деление с остатком"
Конспект урока...
Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: деление с остатком
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Деление с остатком» Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление с остатком; закрепление умений выполнять проверку на деление с о...
Конспект урока математики, 3 класс . УМК Перспектива - тема: Деление круглых сотен
Конспект урока по математике«Деление круглых сотен»Цели деятельности учителя: закрепить деление круглых сотен .Планируемые результатыПредметные: - закрепить значение понятия: «устные...
Конспект урока математики, 3 класс . УМК Перспектива - тема: Деление круглых сотен
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Деление круглых сотен» Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять деление круглых сотен.;Планируемые результаты Предметные: знать способы дел...