Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая
план-конспект урока по математике (4 класс)
Цель урока: выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения сотрудничества, взаимопомощи, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные материалы, свойства арифметических действий, владеть общими приемами вычислений.
Предметные: работать над формированием умения применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с целью получения нового знания; уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, формирование умения вступать в сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazantseva_kogda_dlina_proydennogo_puti_odinakovaya.doc | 350 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
БОУ города Омска «СОШ №162»
Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая
Цель урока: выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения сотрудничества, взаимопомощи, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные материалы, свойства арифметических действий, владеть общими приемами вычислений.
Предметные: работать над формированием умения применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с целью получения нового знания; уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, формирование умения вступать в сотрудничество.
Оборудование: учебник А. Л. Чекин «Математика» (часть 2), тетрадь на печатной основе О. А. Захарова, Е. П. Юдина (часть 2), карточки с логотипами: «скорость », «время», «расстояние» и формулами движения, конверты с заданиями для работы в группе.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Чемпионами, известно, не рождаются,
И победы просто так не присуждаются,
А потому вот наш девиз:
Стремись к успеху, поднимаясь ввысь!
- Подготовьте тетради к работе: запишите число. Классная работа.
2.Актуализация ранее полученных знаний (мотивация).
- Какая тема урока у нас была вчера? Мы уже знакомы с задачами на движение. Какие математические величины участвуют в задачах на движение?
(Ответы детей сопровождаются показом карточек с названием терминов. Карточки крепятся на доску.)
- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их. Формулы запишите в паре.
-Как найти скорость, если известно расстояние и время?
-V= s : t
-Как найти расстояние, если известно скорость и время?
-S= v • t
-Как найти время, если известно расстояние и скорость?
-t= s : v
Над какой темой мы будем работать на уроке, вы узнаете, решив задачи. В тетрадь записывайте только решение с наименованием, ответ не писать. Реши задачи найдя пару в классе.
- Скорость акулы 40 км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120км? (120: 40 = 3ч)
- Как узнали время?
- Прекрасные пловцы дельфины могут развивать скорость до 60 км/час. За сколько часов они преодолеют расстояние в 120км? (120 : 60 = 2ч)
- Как узнали время?
- Скумбрия может развивать скорость до 20км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120км? (120 : 20 = 6часов)
- Как узнали время?
-Что одинаково в этих задачах?
-Во всех задачах требование одинаково. Нужно найти время.
-Ещё что вы заметили?
-Длина пути - расстояние в задачах одинаковое.
3. Работа над новой темой.
А) постановка учебной проблемы
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
Когда длина пройденного пути одинаковая.
- Наша цель: выяснить, в какой зависимости друг от друга, находятся скорость и время при одинаковой длине пройденного пути. Это проблема урока, которую мы должны разрешить.
Б) поиск решения проблемы.
1)- Откройте учебники на с. 41 №141.
- Рассмотрите таблицу:
Вид транспорта | Скорость | Время | Длина пути (расстояние) |
Автомобиль | 80км/ч | 3ч | 240км |
Мотоцикл | 60км/ч | 4 ч | 240км |
Вертолёт | 240км/ч | 1 ч | 240км |
Скоростной поезд | 120км/ч | 2ч | 240км |
- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)
- Дополните таблицу недостающими данными.
- Проверим.
2) - По таблице определите, скорость какого транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)
-Определите, время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла? (поезда)
- Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же транспортном средстве?
- Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств: автомобиля и вертолёта.
- Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля?
- Сравните время вертолёта и автомобиля.
- Какой вывод можно сделать? КАРТОЧКИ
(Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)
4. Воспроизведение. Решения проблемы
1) - Откройте учебник стр.41, найдите № 142. У ДОСКИ
Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись в виде таблицы и решите задачу.
Решение: 1) 2 ч = 120 мин.
2) 120 : 30 = 4 (раза) – быстрее едет автомобиль.
Ответ: в 4 раза больше.
2).с.42, найдите №143. Прочитайте первое предложение.
-Во сколько раз увеличилось время, затраченное пловцом на втором километре дистанции?
- Почему это могло произойти?
- Как изменилась скорость пловца на втором километре дистанции?
- Во сколько раз она уменьшилась?
- Сформулируйте правило, показывающее зависимость между скоростью и временем при постоянной длине пути.
3) – Откройте тетрадь на печатной основе с.31, №58. Прочитайте первое предложение.
- Что вы знаете о велосипедисте? (данные записать на доске: t = 2ч, V = 8кч/ч)
- Прочитайте первый вопрос: во сколько раз велосипедисту надо увеличить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние, затратив в 2 раза меньше времени?
(скорость потребуется увеличить, в 2 раза тоже, значит, она станет: 8 · 2 = 16км/ч)
- Прочитаем второй вопрос: во сколько раз уменьшится скорость велосипедиста, если он проедет то же расстояние, затратив в 4 раза больше времени? (тоже в 4 раза, но она уменьшится, значит, станет: 8 : 4 = 2км/ч)
- Прочитаем третий вопрос: во сколько раз велосипедисту нужно уменьшить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние за 8 часов? (во столько же, во сколько изменится время: 8 : 2 = 4 раза; раз время увеличилось, то скорость наоборот уменьшится в 4 раза, значит станет: 8 : 4 = 2км/ч)
- Каким правилом вы пользовались, отвечая на вопросы?
Б) представление нового знания
1) игра «Составь правило» (работа в группе)
- Составьте правило, которое мы вывели сегодня на уроке, в какой зависимости друг от друга находятся времени и скорости при постоянной длине пути.
Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.
Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.
2) формулировка общего вывода.
- Вы сейчас услышали правило в нескольких вариантах формулировок. Выражения «в несколько раз», «во столько же раз» можно заменить буквенным выражением, например, буквой а – «в а раз». В данном случае мы сможем сократить число формулировок.
-Задание: собрать из карточек правило.
- Прочтём, что получилось: Если время уменьшится в а раз, то скорость увеличится в а раз.
Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.
- При каком условии эта зависимость действительна?
(при постоянной длине пути)
ФИЗМИНУТКА Что у вас было постоянное? Почему ?
Работа в группах.
Задача
В таблице указано время, за которое четвероклассники пробежали 1 км на лыжах.
Учащиеся | Время | |
Ксения | 8 мин 50 сек | |
Карина | 8 мин 40 сек | бронза |
Настя | 8 мин 50 сек | |
Елисей | 8 мин | бронза |
Ульяна | 7 мин 30 сек | золото |
Мадина | 7 мин 30 сек | золото |
Аймир | 8 мин 30 сек | |
Сабина | 8 мин 50 сек | |
Анастасия | 8 мин 30 сек | бронза |
Кто из девочек пробежал быстрее всех? УЛЬЯНА и МАДИНА
Кто смог выполнить нормы ГТО?
Какое было расстояние?
Сформулируйте вывод. Если время уменьшилось, то скорость увеличилась и это помогло одержать победу.
Что такое ГТО?
Всероссийский физкультурно - портивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.
Предложение ввести всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» поступило в 1930 году, а ещё через год был сформирован первый комплекс ГТО, включавший 21 норматив.
Возродили комплекс «Готов к труду и обороне» в 2014 году. Был утвержден новый перечень испытаний, разработаны нормативы, а также дизайн знаков отличия. Их три: золотой, бронзовый, серебряный.
5.Закрепление.
1) Задание 144. Запишите формулу, в которой скорость υ выражается через пройденный путь S и время t. υ = S : t.
– Как изменится значение частного, если делитель увеличить в 3 раза, а делимое не менять? (Частное уменьшится в 3 раза.)
– Проверьте справедливость этого правила для делимого 120 и двух делителей 20 и 60.
120 : 20 = 6 120 : 60 = 2
– Как изменится скорость, если тот же самый путь пройден за время, в 3 раза большее, чем ранее? (Скорость уменьшится в 3 раза.) Проверьте свой вывод на примере пройденного пути 180 км и времени 2 ч.
180 : 2 = 90 (км/ч). 180 : 6 = 30 (км/ч).
– Как должна измениться скорость, чтобы тот же самый путь был пройден за время, в 4 раза меньшее, чем ранее? (Скорость должна увеличиться в 4 раза.)
– Проверьте свой вывод на примере пройденного пути 240 км и времени 8 ч. 240 : 8 = 30 (км/ч). 240 : 4 = 60 (км/ч).
Резерв: Задание 145. Расстояние 160 км автобус преодолел за время на 2 ч больше, чем автомобиль. С какой скоростью он двигался, если его скорость была в 2 раза меньше, чем у автомобиля?
Ответ: скорость автобуса 40 км/ч, скорость автомобиля 80 км/ч.
6.Подведение итогов урока. Оценивание.
- Что вы нового узнали на уроке?
- В какой момент урока вам было трудно?
- В какой момент урока вы испытали чувство удовлетворения, радости?
- Достигли ли мы цели урока?
(оценивание было представлено образно: панно «Новое созвездие»)
7.Домашнее задание.
- Тетрадь на печатной основе: с.32, №59(1, 2, 3), №60.
Приложение
Если время увеличилось в а раз, то скорость …………………….. в а раз.
Если время уменьшилось в а раза, то скорость …………………….. в а раза
Вид транспорта | Скорость | Время | Длина пути (расстояние) |
Автомобиль | 80км/ч | 240км | |
Мотоцикл | 4 ч | 240км | |
Вертолёт | 1 ч | 240км | |
Скоростной поезд | 120км/ч | 240км | |
1.Скорость акулы 40 км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120км? ___________________________________________________
2.Прекрасные пловцы дельфины могут развивать скорость до 60 км/час. За сколько часов они преодолеют расстояние в 120км? ______________________________________________
3.Скумбрия может развивать скорость до 20км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120км? ___________________________________________________
Задача
В таблице указано время, за которое четвероклассники пробежали 1 км на лыжах.
Учащиеся | Время |
Ксения | 8 мин 50 сек |
Карина | 8 мин 40 сек |
Настя | 8 мин 50 сек |
Елисей | 8 мин |
Ульяна | 7 мин 30 сек |
Мадина | 7 мин 30 сек |
Аймир | 8 мин 30 сек |
Сабина | 8 мин 50 сек |
Анастасия | 8 мин 30 сек |
Кто из девочек пробежал быстрее всех?_____________________________________
Кто из ребят смог выполнить нормы ГТО?____________________________________
Всероссийский физкультурно - портивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) —это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.
Предложение ввести всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» поступило в 1930 году, а ещё через год был сформирован первый комплекс ГТО, включавший 21 норматив.
Возродили комплекс «Готов к труду и обороне» в 2014 году. Был утвержден новый перечень испытаний, разработаны нормативы, а также дизайн знаков отличия. Их три: золотой, бронзовый, серебряный.
Самостоятельная работа
Ф.И._________________________________
1. Заполни пропуски в таблице
транспорт | скорость | время | расстояние |
Велосипед | 40 км\ч | …….. ч | 120км |
Катер | ……. км\ч | 3 ч | 120км |
Машина | 60 км\ч | …….. ч | 120км |
Закрась, скорость чего в 3 раза больше, чем у катера . Отметка- 3
2. Зная, что велосипедист едет 2 ч со скоростью 8 км/ч, ответь на следующие вопросы.
1) Во сколько раз велосипедисту нужно увеличить скорость движения для того, чтобы проехать то же расстояние, затратив в 2 раза меньше времени? Отметка -4.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Во сколько раз уменьшится скорость велосипедиста, если он проедет то же расстояние, затратив в 4 раза больше времени? Отметка-5.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Тема: «Когда объем выполненной работы одинаковый» 4 кл.
формирование умения решать задачи на "объём работы, время и производительность" , установить зависимость между производительностью, временем при одинаковом объёме работы, формирование умения раб...
Конспект урока математики "Когда длина пройденного пути одинаковая", 4 класс, ПНШ
Конспект урока математики...
Конспект урока по математике в 1 «А» классе (I отделение) на тему: «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»»
Конспект урока разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (1 отделение)...
Урок математики по теме "Когда время движения одинаковое"
Представлен конспект урока по математике по ПНШ для 4 класса....
Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» для детей с ЗПР....
Математика 1 класс УМК "Школа России" урок на тему: "Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине""
На данном уроке дети вместе с Ёжиком познакомятся с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Вместе с нашим героем дети научатся измерять отрезки сравн...
Презентация к уроку математики на тему: "Когда время работы одинаковое ".
Презентация к уроку математики на тему: "Когда время работы одинаковое ". 4 класс. УМК Перспективная начальная школа....