Конспект открытого урока по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности «Решение задач»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_reshenie_zadach_4_klass.docx | 448.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 4 классе с элементами
финансовой грамотности
«Решение задач» (открытый урок).
Тема: «Решение задач».
Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Планируемый результат:
Предметные : создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
– Самое удивительное явление в Мире – это доброта. Подарите улыбки друг другу. Подарите улыбки гостям, передайте своё хорошее настроение, ведь трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
-Видеть вас мы очень рады!
Спасибо, садитесь.
Настрой на урок: одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,
- десять хороших минут сделали десять хороших дел.
- а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?
- Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.
- С таким хорошим настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
-А урок мы начнём словами французского философа Ж.Ж. Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
Ребята, сегодня мы будем учиться решать задачи, содержащие жизненные ситуации.
Определите тему, отгадав загадку:
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (цирк)
- на какую тему будут предложены задания? (Задания будут связаны с темой «Цирк»)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Цирк»)
- Актуализация знаний.
-Вы готовы к работе? Тогда начинаем! Перед работой мы должны записать число и кл. работа.
- Итак, проведём небольшой блиц-опрос.
Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
- Назовите компоненты и результат действия сложения?
- Назовите компоненты и результат действия вычитания?
- Назовите компоненты и результат действия умножения? (множители, произведение)
- Назовите компоненты и результат действия деления? (делимое, делитель, частное)
- как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
- как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- как найти периметр?
- как найти площадь?
- что такое квадрат? ( это четырёхугольник, у которого все стороны равны).
- что такое прямоугольник? (это четырёхугольник, у которого все углы прямые).
- Если к числу прибавить 0, то... (то число не изменится)?
- Если из числа вычесть 0, то.. .(число не изменится)?
- Разность двух одинаковых чисел равна.. .(0)
- какое число получится при делении на 0? (на 0 делить нельзя).
- сколько дней в году? (365 или 366)
- сколько кг в 1 т.? (1000)
- Сколько часов в одних сутках? (24)
- Сколько квадратных см в одном квадратном метре? (10000)
- Сколько кг в одном центнере? (100)
- Сколько метров в одном километре? (1000)
1. Аукцион знаний (устный счёт)
-Проверим, кто умеет хорошо считать. Записываем только ответы..
(Ответы учащиеся записывают в тетрадях. Задания для устного счета отображаются на доске -из презентации урока).
1) 320*20 =6400 2) 10000 - 5100=4900 3) 10 000 : 2= 5000
4) 827+406+594=1827 5) 7200 : 90= 80 6) 36490 – 30400 + 10 = 6100
- Подведите итоги, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек.
- Закрепление и обобщение приобретённых знаний
- Возвращаемся к теме нашего урока. А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)
- Приглашаю вас заглянуть туда, где все начиналось.
Первый цирк появился в Риме. Но он был очень далек от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи гонок на колесницах.
Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке, причем изначально зарождались они также, на основе конного спорта.
Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ, поэтому программу стали постепенно расширять. В нее добавили многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее востребованными и считались «изюминкой» любой программы.
- Какую форму имеет цирковая арена?
-Как думаете, почему? обсудите вопрос в парах. Не забывайте о правилах работы в паре (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо).
( высказывают свои предположения).
-На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.
- А вы любите цирк? Почему?
-Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить, знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями.
- Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы.
- Познакомимся с 1 заданием ( учащиеся читают текст задания).
- Семья планирует посещение цирка.
-Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи)
- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)
-вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)
-Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.
-Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку).
- У кого так же, поднимите руку.
- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)
- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня)
- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)
-В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)
- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)
- Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя)
- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы).
- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)
-Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)
- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления).
-Какой вывод можно сделать относительно важности математических знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни?
V. Физминутка
-Перед тем, как приступить к работе по деловым бумагам, вам нужно отдохнуть.
Мы сделаем с вами зарядку для глаз. Сядьте удобно, вы уже взрослые, поэтому мы с вами делаем зарядку для глаз очень- очень часто. Итак:
глазки вверх, вниз, вправо, влево,
глазки вверх, вправо, влево, вниз,
глазки вверх, влево, вниз, вправо,
Зажмурьте глазки, молодцы, зажмурьте, зажмурьте,
расслабьте глазки, еще разочек: зажмурьте, расслабьте.
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели, И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
VI. Самостоятельная работа
- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание)
- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в парах. Для этого каждой паре предлагаю алгоритм выполнения задания.
Алгоритм выполнения задания 2:
- Прочитайте текст задания.
- Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?
- Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.
- Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.
- Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.
- Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.
- Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.
- Запишите решение в тетрадь.
- Подготовьте устное выступление о проведенном решении.
Подсказки, если возникнут затруднения.
Подсказка 1
- Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.
- Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.
- Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?
Подсказка 2
- Сколько денег запланировано на покупку билетов?
- Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.
- Узнайте цену билета.
Подсказка 3
- Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните, в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.
- Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.
- В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.
- Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.
Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в парах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы пар.
Решение:
- 1600-300=1300(руб.)-на билеты
- 1300:3=400(ост.100)- цена билета
- 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды
- Наилучшие места – желтый сектор
- Места: 37,38,39 на 10 ряду.
- Проверим результаты вашей работы. Каким образом подошли к такому результату? (Представитель одной из пар объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)
- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)
- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец занятия.
Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразы:
- Зеленый цвет – работа доставила мне удовольствие,
- Желтый цвет – у меня были ошибки в работе.
- Красный цвет – мне надо лучше работать.
(учащиеся подходят к корзинке, выбирают мяч)
- Ребята, спасибо за работу.
VIII. Домашнее задание: (раздаю карточки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике. Подготовительный класс.
Число 2 и цифра 2 . Закрепление....
Конспект открытого урока по математике 4 класс "Решение нестандартных задач"
Тема: Решение нестандартных задач. Задачи деятельности учителя: учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы. Личностные: стремиться к получе...
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....
Конспект открытого урока по математике 4 класс "Задачи на движение. Закрепление"
Конспект содержит упражнения на коррекцию знаний учащихся по теме "Задачи на движение. Закреплени". Конспект предназначен для учащихся 4 класса....
Конспект открытого урока по математике в классе-комплекте (3-4 ) с использованием современных технологий.Тема урока: «Повторение пройденного».
Конспект урока по математике в классе- комплекте(3-4) . Тема"Повторение пройденного"....
Конспект открытого урока по математике 2 класс" Решение задач и выражений"
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель урока: Создание условий для закрепления умений записывать и находить значение суммы и разности двузначных чисел столбиком...
Технологическая карта открытого урока по математике 2 класс по теме "Закрепление. Решение задач изученных видов".
Предоставляю технологическую карту открытого урока по математике во 2 классе. Тема урока "Закрепление и решение задач изученных видов. Урок интегрированный (окружающий мир) и содержит много интер...