Конспект открытого урока по математике 4 класс "Решение нестандартных задач"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Нестерова Наталья Викторовна

Тема: Решение нестандартных задач.   Задачи деятельности учителя:  учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы. Личностные: стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи. Предметные: формировать умение работать с многозначными числами, решать нестандартные задач   Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД). Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; искать в тексте и выделять необходимую информацию; применять усвоенный способ действий к решению новой задачи. Моделировать текстовую задачу. Уметь осознанно произвольно строить речевое высказывание.Регулятивные:  ставить цель. Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения, работать в малой группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Решение нестандартных задач

                               Задачи деятельности учителя:  учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы.

                              Личностные: стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи.

                        Предметные: формировать умение работать с многозначными числами, решать нестандартные задачи.

                               Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

                                Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; искать в тексте и выделять необходимую информацию; применять усвоенный способ действий к решению новой задачи. Моделировать текстовую задачу. Уметь осознанно произвольно строить речевое высказывание.

                               Регулятивные:  ставить цель.

                               Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения, работать в малой группе.

                               Оборудование:  презентация.

                                                      Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем.

Урок математики начнем.

- Подумайте, ребята, и скажите, что понадобится для успешной работы на уроке математике?

- Я вам предлагаю формулу трёх «У» - уверенность, успех, удовольствие. Эти качества нам помогут успешно поработать. Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!

- Давайте запишем число, классная работа.

Личностные: готовность и способность обучающегося к саморазвитию, учебно –  познавательная мотивация учебной деятельности

2. Минутка чистописания.

- Запишите число, в котором 7сот. тыс., 5 тыс., 1 сот., 3 дес., 2 ед. Что можно сказать об этом числе.

- Сколько в этом числе всего единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч?

- Назовите соседей этого числа.

-Сколько нужно цифр для записи этого числа?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете с этими цифрами?

Это число 705 132. Оно нечётное, шестизначное.

В этом числе 705133 единицы, 70513 десятков, 7051 сотня, 705 тысяч, 70 десятков тысяч, 7 сотен тысяч.

Соседи: 705132 и 705134

Чтобы  записать это число   понадобилось 6 цифр.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного

Семь раз отмерь, один отрежь.

Один старый друг лучше новых двух.

У семи нянек дитя без глазу.

Коммуникативные – обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.

Познавательные:

общеучебные – используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

2. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.

Найдите  закономерность и продолжают цепочку, запишите ещё по 3 числа.

460007 → 460017 → ...

891000 → 892000 → ...

756200 → 756400 → ...

- Сейчас  проверим, как вы можете решать примеры.

Дома вы составили арифметический  диктант  на  увеличение и уменьшение числа в 10, в 100 и в 1000 раз

для своих одноклассников. Обменяйтесь заданиями. После решения составители задания проверяют и выставляют оценку за работу.

А теперь давайте проведём

Тест «Для любознательных».

Говения – что это такое?

А. Название страны – 170.

Б. Растение- 270.

В. Животное – 190.

Ответ на данный тест ты узнаешь, если найдешь правильно задуманное число. Запишите выражение.

Если третью часть наибольшего двузначного числа увеличить в 10 раз, а затем из полученного результата вычесть разность чисел наименьшего трехзначного и половину числа 80, вы узнаете задуманное число.

Какое числовое выражение вы записали?

Так что же всё-таки такое

говения?

В лесах Китая, Индии, Японии и Кореи растёт удивительное конфетное дерево – говения. Ножки, на которых держатся сухие невкусные плоды говении, необыкновенно сладкие. Эти коричневатые изогнутые веточки с удовольствием едят и дети, и взрослые. С одного дерева в год собирают до 30 килограммов «конфет». В нашей стране это конфетное дерево растёт в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.

Поставьте рядом с выражением

Зелёный смайлик– если не допустил ошибок, и довольны собой.

Жёлтый смайлик – допускали неточности.

Красный смайлик – надо стараться и успех придёт.

99:3*10-(100-80:2)=270

Познавательные: общеучебные – используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

2. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

3. - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

3.  Включение нового знания в систему знаний.

Чтобы задачи верно решать,

Необходимо думать, рассуждать,

И, конечно, без ошибок вычислять.

А для этого нужно внимание

И обязательно старание!

Сегодня мы с вами будем решать комбинаторную задачу. Комбинаторика – это область математики. Комбинаторные задачи могут иметь не только одно, но и несколько вариантов решений. Чтобы решить такую задачу, не обязательно выполнять какие – либо арифметические действия. Прежде чем мы приступим к решению задачи, посмотрите на репродукцию картины

 «Богатыри».

Кто автор данной картины?

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» это

Она  имеет

   внушительные размеры ширина

   295 см, а длина 446 см.

Переведите ширину и длину картины в метры и сантиметры.

   Почти 20 лет Васнецов работал над созданием этой картины. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи.

Когда Виктор Михайлович начал работу над картиной?

Есть сведения, что первые наброски были сделаны ещё в 1871 году.

Как зовут богатырей?

 Кто такие богатыри?

Какие всевозможные варианты расположения богатырей на картине. Сколько вариантов у вас получилось?

Математика сопровождает нас повсюду и её изучают и в школе и в университетах. Послушайте стихотворение о горе студенте. Я надеюсь, что таких эмоций математика у вас не будет вызывать.

Виктор Михайлович Васнецов

295см = 2 м 95 см

446 см = 4 м 46 см

1898 – 20 = 1878

Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Герои русских былин. Люди, наделённые большой силой, мужеством, защитники слабых и угнетённых.

Составление модели решения

    А         И            Д

И     Д    А    Д   А   И

Д     И    Д    А   И   А

Познавательные УУД: общеучебные-

искать в тексте и выделять необходимую информацию; логические- осуществлять поиск необходимой информации из материалов задания; составлять схемы-опоры.

коммуникативные – обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.

Личностные УУД  патриотическое

воспитание, отношение к социальным

ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны.

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№183 стр. 41.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

- Те, кто не допустил ошибок, поставьте на полях +;

-Те, кто допустил ошибки, поставьте знак -;

- Те, кто сомневался - ?

Все высказывания верны.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью выявления отклонений от эталона

8. Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Какие были трудности?

- Над чем надо поработать?

-Оцените свою работу.

Зелёный смайлик – не допустил ошибок, доволен собой.

Жёлтый смайлик – допускал неточности.

Красный смайлик – надо стараться и успех придёт.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Уметь осознанно произвольно строить речевое высказывание.

9. Домашнее задание.

Учебник   стр. 41 № 182.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок математики 4 "Б" класс

Слайд 2

Прозвенел звонок для нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём. Урок математики начнём.

Слайд 3

Форомула трёх У Уверенность! Успех! Удовольствие!

Слайд 4

Минутка чистописания Запишите число, в котором 7сот. тыс., 5 тыс., 1 сот., 3 дес., 2 ед. Что можно сказать об этом числе.

Слайд 5

Найдите закономерность и продолжают цепочку, запишите ещё по 3 числа. 460007 → 460017 → ... 891000 → 892000 → ... 756200 → 756400 → ... Арифметический диктант

Слайд 6

Тест «Для любознательных». Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190. Ответ на данный тест вы узнаете, если найдёте правильно задуманное число.

Слайд 7

Если третью часть наибольшего двузначного числа увеличить в 10 раз, а затем из полученного результата вычесть разность чисел наименьшего трехзначного и половину числа 80, вы узнаете задуманное число. Запишите полученное выражение

Слайд 8

Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190.

Слайд 9

Если в числовом выражении получили ответ -270, вы узнаете о необычном конфетном дереве!

Слайд 10

Говения В лесах Китая, Индии, Японии и Кореи растёт удивительное конфетное дерево – говения. Ножки, на которых держатся сухие невкусные плоды говении, необыкновенно сладкие. Эти коричневатые изогнутые веточки с удовольствием едят и дети, и взрослые. С одного дерева в год собирают до 30 килограммов «конфет». В нашей стране это конфетное дерево растёт в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.

Слайд 11

Оценим свою работу 99:3*10-(100-80:2)=270 - не допустил(а) ошибок, доволен(а) собой; - допускал(а) неточности; - надо стараться и успех придёт.

Слайд 12

Чтобы задачи верно решать, Необходимо думать, рассуждать, И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание И обязательно старание!

Слайд 13

Комбинаторная задача Комбинаторика – это область математики. Комбинаторные задачи могут иметь не только одно, но и несколько вариантов решений. Чтобы решить такую задачу, не обязательно выполнять какие – либо арифметические действия.

Слайд 14

«Богатыри»

Слайд 15

Виктор Михайлович Васнецов Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» имеет внушительные размеры ширина 295 см, а длина 446 см. Почти 20 лет Васнецов работал над созданием этой картины. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

Слайд 16

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 17

Богатырь - Герой русских былин и сказок. - Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. - Рослый, крепкого сложения, сильный человек. - перен. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.

Слайд 18

Откройте учебник на странице 41.

Слайд 19

Самостоятельная работа № 183 стр. 41

Слайд 20

Шагай по ступенькам знаний смело! Помни, ученье – это серьезное дело!

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике во 2 классе. Решение примеров и задач. Таблица умножения на два. Олимпиада в Сочи 2014.

Цель работы учителя начальных классов – дать ученикам разносторонние, глубокие знания,  развить познавательные способности, учить детей свободно мыслить и формировать умение четко, правильно и бы...

Конспект открытого урока по математике во 2 классе по теме: «Решение задач»

Конспект открытого урока по математике во 2 классе по теме: «Решение задач»Цели урока:Образовательная: формирование приёма умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) при решении ...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

Конспект открытого урока по математике.Тема: Решение составных задач.

Цель урока:- ознакомить учащихся с задачей в 2 действия;- формировать вычислительные навыки;- развивать умение сравнивать, рассуждать....

Конспект открытого урока по математике 4 класс "Задачи на движение. Закрепление"

Конспект содержит упражнения на коррекцию знаний учащихся по теме "Задачи на движение. Закреплени". Конспект предназначен для учащихся 4 класса....

Конспект открытого урока по математике. 3 класс. Тема урока: "Решение задач. Закрепление"

Цель урока:Образовательная: закреплять навыки решения задач, примеров.Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,; развивать внимание, логическое мышление; разв...