Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 4 класса
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся возраста 9-10 лет. Младший школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Актуальность выбора определена следующими факторами: в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_umniki_i_umnitsy.docx | 73.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол №1 от «29» августа 2022 г.
| УТВЕРЖДЕНО: Приказ №__ от «29» августа 2022 г. Директор МБОУ «СОШ № 6» ______________ Н.М.Кургузова |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы»
Общеинтеллектуальное направление
Возраст учащихся: 10-11 лет | |
Срок реализации: 1 год (34 часа) |
Составила: учитель начальных классов |
Цуканова Оксана Анатольевна |
|
Курчатов – 2022
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 №273-ФЗ.
- Приказ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28).
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
- Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. от 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013).
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области.
- Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №6» (утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №6» от 29.08.2022 №__ ).
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» является программой интеллектуальной направленности.
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся возраста 9-10 лет. Младший школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Актуальность выбора определена следующими факторами: в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» заключена в обязательном развитии личностных качеств обучающегося, также развивают познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.
Адресат программы
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся возраста 10-11лет.
Объем программы
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предусматривает групповую форму занятий, возможны занятия по подгруппам. Количество обучающихся: оптимальное - 10 человек. Возраст: 9- 10 лет. Набор детей свободный. Состав группы: постоянный. Срок реализации – 1 год (34 часа). Режим занятий: 1раз в неделю по 1 часу .
Форма образовательного процесса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предусматривает реализацию «базового» уровня – один год обучения. Формы проведения занятий – очная, групповая. В случае необходимости возможен переход на дистанционные и электронные формы обучения. Продолжительность одного часа групповых занятий для учащихся – 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Виды занятий:
• вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
• групповые занятия, на которых происходит ознакомление с новым материалом по программе курса, а также совершенствуют умения и навыки.
• комбинированное занятие, на котором работа надизученным материалом, обсуждением изученного материала, просмотром видеоматериалов.
• открытое занятие – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.
Дидактические принципы
Работа с обучающимися строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип добровольности в обучении;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности;
- принцип создания ситуации успеха.
При дистанционных формах обучения: консультации, видео-уроки, лекции, самостоятельная работа. Использование разнообразных форм организации образовательного процесса повышает продуктивность занятий, интерес обучающихся к учебному процессу.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Место занятий в учебном плане
Режим организации занятий по Программе внеурочной деятельности «Умники и умницы» определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28).
Начало занятий для всех групп 1 сентября. Окончание занятий – 31 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.
Объем учебных часов: 34 часа.
Режим работы: 2 раза в неделю по 1часу.
Календарно-тематический план является составной частью программы и составляется для каждой учебной группы. (Приложение )
1.2 Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ | Тематические блоки, темы | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Электронные(цифровые образовательные ресурсы) |
1. | Закономерности | 5 | Беседа, работа с карточками, с книжным текстом | Презентация учителя, |
2. | Геометрия | 6 | ||
3. | Комбинаторика | 6 | ||
4. | Логика | 7 | ||
5. | Нестандартные задачи | 6 | ||
6. | Математические игры | 4 | ||
Всего: | 34 |
Содержание программы.
Закономерности (5 ч) Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.
Геометрия (6 ч) Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (19 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;
Математические игры (4 ч) Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.
1.3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
1.4 Оценка планируемых результатов
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Оценка предметных результатов | |||
Учащиеся в основном усвоили: - технику безопасного поведения; - свойства предметов; - обобщение по некоторому признаку, нахождение закономерности; - сопоставление части и целого для предметов и действий; - как описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; - как приводить примеры истинных и ложных высказываний; - как приводить примеры отрицаний; - как проводить аналогию между разными предметами; - как выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; - как рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. . | Учащиеся в достаточной мере знают: - технику безопасного поведения; - свойства предметов; - обобщение по некоторому признаку, нахождение закономерности; - сопоставление части и целого для предметов и действий; - как описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; - как приводить примеры истинных и ложных высказываний; - как приводить примеры отрицаний; - как проводить аналогию между разными предметами; - как выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; - как рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. . | Учащиеся полностью представляют: - технику безопасного поведения; - свойства предметов; - обобщение по некоторому признаку, нахождение закономерности; - сопоставление части и целого для предметов и действий; - как описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; - как приводить примеры истинных и ложных высказываний; - как приводить примеры отрицаний; - как проводить аналогию между разными предметами; - как выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; - как рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. | |
Оценка метапредметных результатов | |||
Недостаточно развиты: -умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности; -умение пользоваться современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - учиться аргументировать, доказывать. | В достаточной мере развиты: - определение цели учебной деятельности с помощью педагога; - уважение к мнению собеседника; - продуктивное восприятие мнения людей в обучении, в жизни. | Уверенно развиты: - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности; -умение пользоваться современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - учиться аргументировать, доказывать. | |
Оценка личностных результатов | |||
Недостаточно развиты: - умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; - умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | В достаточной мере развиты: - умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; - умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | Уверенно развиты: - умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; - умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
Раздел № 2 «Комплекс организационно педагогических условий»
2.1. Материально-технические и кадровые условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение.
Техническое:
- наличие специального кабинета;
- компьютер, DVD-проигрыватель;
Методическое:
- демонстрационный фото- и видеоматериал.
- Кадровое обеспечение программы.
Занятия ведёт педагог, хорошо владеющий как общепедагогическими компетенциями, так и специальными знаниями.
Умеет ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Умеет осуществлять отбор содержания обучения, осуществлять отбор форм и методов организации самостоятельной и творческой деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.
Умеет организовывать образовательный процесс с учетом уровня здоровья обучающихся, обеспечить формирование у учащихся навыков учебной деятельности. Умет обеспечить у воспитанников формирование навыков самоорганизации.
Умеет обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса, поддержать обучающихся и коллег в работе, анализировать поступки и поведение обучающихся, организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей.
2.2. Информационные и методические условия.
Информационное обеспечение
Использование ресурсов библиотеки, Интернета для осуществления подборки литературы по темам, музыкального материала, аудио и видеозаписей исполнителей, художественной иллюстрации произведений. Для дистанционной работы с родителями и учащимися по оперативному информированию в период обучения по программе используются ресурсы социальных сетей.
Формы аттестации и контроля.
Для оценки результативности применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Беседа, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) | Опрос, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам разделов) | Опрос, наблюдение. |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация (опросы, участие в конкурсах)
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся, в призовых местах.
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью журнала посещаемости и материалов мероприятий текущего контроля: тестирования и анкетирования, наблюдений, аудио и видеозаписей, фотоматериалов, грамот, отзывов детей и родителей, статей на официальных сайтах.
По итогам текущей, промежуточной диагностики педагог составляет протоколы по каждой учебной группе, в которые заносит результаты каждого обучающегося.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Участие в конкурсах, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
Оценочные материалы
Критерии оценки эффективности результатов обучения:
- сформированность основных компетенций;
- наличие знаний теоретического материала и умение использовать их на практике;
- положительные результаты творческих достижений учащихся.
Уровень освоения учащимися образовательной программы:
- выше 80% - высокий уровень;
- от 60% до 80% - достаточный уровень;
- от 40% до 60% - средний уровень;
- ниже 40% - низкий уровень.
Диагностика результатов и контроль реализации образовательной программы:
- комплексы контрольных заданий и упражнений;
- опрос - беседы по терминологии курса;
- проведение открытых занятий и мастер-классов;
- участие в разработке и реализации социально-значимых проектах.
Вывод: показателями результативности деятельности педагога являются:
- успешное освоение обучающимися образовательной программы;
- увлечённое отношение учащихся к избранной деятельности;
- активное участие в концертных программах, достижения учащихся на различных конкурсах и фестивалях детского творчества;
- личный профессиональный рост.
Характеристика системы отслеживания результатов.
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Формы и виды контроля.
№ | Вид контроля | Сроки |
1. 2. | Отчет полугодовой, годовой Участие в конкурсах различного уровня | декабрь, май в течение года |
Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
- доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям обучающемуся;
- анализ трудностей и допущенных ошибок;
- указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами программы, полностью выполнил учебную программу.
На «достаточный» оценивается работа обучающегося, который по какому -то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.
Механизм оценки уровня освоения программы
1. Диагностика уровня Программы проводится с целью определения степени усвоения обучающимися теоретических знаний и сформированности практических умений в соответствии с данным периодом обучения.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1-4 балла) – обучающийся в процессе контрольного урока допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных Программой практических навыков, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.
Средний уровень (5-8 баллов) - обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном Программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков.
Максимальный уровень (9-10 баллов) – на контрольном уроке обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном Программой.
2.3. Особенности организации образовательного процесса
Обучение проходит в очной форме и ведется на русском языке.
Обучение проходит в очной форме и ведется на русском языке. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей.
Методы обучения
Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
В процессе реализации программы применяются следующие общепедагогические методы и приемы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение);
- наглядно-зрительный метод (просмотр и обсуждение видеоматериалов по темам);
- практический метод (приемы постановки голоса и ансамблевого пения, вокальные упражнения);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
- метод мотивации - формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приемы занимательности);
- метод самоконтроля, формирования ответственности в обучении (самостоятельная работа обучающихся, подготовка репертуара к выступлениям, анализ собственной работы);
- метод контроля (опрос, творческие задания);
-метод поощрения.
Узкоспециальные методы:
- метод индивидуального подхода к каждому учащемуся. Индивидуальные анатомические, физиологические и психологические особенности каждого человека требуют индивидуального подхода в обучении.
- метод активного и интерактивного обучения. Учащиеся активно участвуют в ходе занятия. Поощряется взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом, так как в основе интерактивного метода обучения лежит доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Формы организации образовательного процесса
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
По согласованию с педагогом в работе объединения могут принимать участие родители, другие педагоги.
Формы организации учебного занятия
Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия могут быть организованы в форме игры, лекции, рассказа с элементами беседы, викторины. Занятия по изучению нового материала используется аудиовизуальное оформление. Ввиду того, что наилучшим образом в младшем школьном возрасте материал воспринимает визуально, на каждом занятии используется широкий спектр иллюстративного материала: фотографии, рисунки, коллекционный раздаточный материал и т.п.
Практические занятия могут входить в состав комбинированных с теоретическими занятиями или представлять собой самостоятельную форму занятий. Большая часть практических занятий проводится в форме тематической игры, что позволяет наиболее полно проверить усвоение материала. Так же практические занятия проводятся в форме практической работы.
Занятия проходят в самых разнообразных формах:
1. Беседа.
2. Практические занятия.
3.Заключительное занятие, завершающее тему. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированные; технологии продуктивного обучения; здоровье сберегающие технологии; технологии развивающего обучения, игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии.
Алгоритм стандартного учебного занятия
Стандартные занятия по программе всегда начинаются с организационного момента – подготовки рабочего места учащимися, проверки присутствующих учащихся, контроля выполнения правил безопасности.
Приветствие – важная часть занятия, выполняющая воспитательную, организующую роль.
Сообщение темы или постановка проблемы, когда тема определяется по ходу обсуждения.
Теоретическая часть занятия, если она есть, достаточно краткая, чтобы не утомить детей, настроенных на практическую работу.
Практическая часть занятия – наиболее продолжительная, значимая.
Завершающая часть – окончание работы, обсуждение результатов, уборка рабочего места, рефлексия.
2.4. Литература
Список нормативно-правовой документации:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 №273-ФЗ.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
- Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. от 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013).
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области.
- Положение о программе внеурочной деятельности (утверждено приказом директора).
Список литературы для педагога
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
8.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
9.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
Электронные интернет-ресурсы, рекомендованные для педагога и обучающихся
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы » в 4 «В» классе
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Наименование темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Виды, формы контроля | |
По плану | По факту | |||||
Закономерности(6ч) | ||||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Нестандартные задачи. (вводный урок) | 1 | 06.09 | Без задания | Беседа | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 13.09 | Без задания | Беседа | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 20.09 | Без задания | Беседа | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 27.09 | Без задания | Беседа | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 04.10 | Без задания | Беседа | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 11.10 | Без задания | Беседа, тестирование | |
Геометрия (6ч) | ||||||
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 18.10 | Без задания | Беседа | |
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Нестандартные задачи. | 1 | 25.10 | Без задания | Беседа | |
9 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 08.11 | Без задания | Беседа | |
10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 15.11 | Без задания | Беседа | |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 22.11 | Без задания | Беседа | |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Нестандартные задачи. | 1 | 29.11 | Без задания | Беседа, тестирование | |
Комбинаторика (6ч) | ||||||
13 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 06.12 | Без задания | Беседа | |
14 | Развитие концентрации внимания. Нестандартные задачи. | 1 | 13.12 | Без задания | Беседа | |
15 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 20.12 | Без задания | Беседа | |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 10.01 | Без задания | Беседа | |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 17.01 | Без задания | Беседа | |
18 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 24.01 | Без задания | Беседа, тестирование | |
Логика (7ч) | ||||||
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 31.01 | Без задания | Беседа | |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 07.02 | Без задания | Беседа | |
21 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 14.02 | Без задания | Беседа | |
22 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 21.02 | Без задания | Беседа | |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 28.02 | Без задания | Беседа | |
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 07.03 | Без задания | Беседа | |
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 14.03 | Без задания | Беседа, тестирование | |
Нестандартные задачи(5ч) | ||||||
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 21.03 | Без задания | Беседа | |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 04.04 | Без задания | Беседа | |
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 11.04 | Без задания | Беседа | |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 18.04 | Без задания | Беседа | |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. | 1 | 25.04 | Без задания | Беседа, тестирование | |
Математические игры(4ч) | ||||||
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 02.05 | Без задания | Беседа | |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 16.05 | Без задания | Беседа | |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | 23.05 | Без задания | Беседа, итоговое тестирование | |
34 | Анализ работ | 1 | 30.05 | Без задания | Беседа | |
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"
Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...