Решение задач путём составления уравнения
методическая разработка по математике (3 класс)
Решение задач путём составления уравнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_putem_sostavleniya_uravneniya.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач путём составления уравнения
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения по УДЕ.
Одна из основных целей технологии УДЕ – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
В основу технологии УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий. В триадах задач реализуется фактор дополнительности подсознательных механизмов познания.
Триада означает выполнение учеником на одном уроке:
- готового упражнения;
- обращение этого задания и самостоятельное обобщение решенной задачи;
- составление новой задачи и её решение.
Этот приём даёт хороший эффект в обучении, так как он побуждает учащихся осмысливать и усваивать материал на основе более высокой степени обучения.
Вопрос преемственности между начальным и средним звеньями обучения очень актуален.
В среднем звене школы ученики, например, на уроках математики обучаются решению задач путём составления уравнения, и учителя сталкиваются с недопониманием учащимися этой темы. А решать задачи путём составления уравнения можно уже в начальной школе с использованием технологии УДЕ.
Сделаем срез методики обучения решению задач путём составления уравнения.
- Подготовительный этап
а) Выражение с окошечками: 3 + 1 = 4 + 1 = 4
3 + 1 = 3 + = 4
б) Знакомство с понятиями «слагаемое» и «сумма»:
3 + 1 = 4
3 и 1 – слагаемые. Числа, которые складываются, называются слагаемыми.
4 – сумма. Число, которое получается в результате сложения, называется суммой.
в) четверка примеров:
3 + 1 = 4 4 – 1 = 3
1 + 3 = 4 4 – 3 = 1
- Триада задач (на нахождение суммы и неизвестного слагаемого)
Прямая задача | Обратная задача | Обратная задача |
на нахождение суммы | на нахождение неизвестного слагаемого | на нахождение неизвестного слагаемого |
У Ромы 4 тетради в клетку, 3 тетради в линейку. Сколько всего тетрадей у Вити? | У Ромы 4 тетради в клетку, остальные в линейку. Всего 7 тетрадей. Сколько у Ромы тетрадей в клетку? | У Ромы 3 тетради в линейку, остальные в клетку. Всего у него 7 тетрадей. Сколько У Ромы тетрадей в клетку. |
4, 3, | 4, , 7 | , 3, 7 |
Решение: 4 + 3 = 7 (т.) | Решение: 7 – 4 = 3 (т.) | Решение: 7 – 3 = 4 (т.) |
- Решение задач путём составления уравнения
Решим пример: 5 + 3 = 8 Числа 5 и 3 – слагаемые. Результат сложения – число 8. | Пусть неизвестно второе слагаемое. Обозначим неизвестное слагаемое х (икс). Мы получили равенство – уравнение. 5 + х = 8 Требуется найти число х. используем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы (8) вычесть известное слагаемое (5) 5 + х = 8 х = 8 – 5 х = 3 Это задача на нахождение неизвестного слагаемого. |
Далее предлагается ребятам составить третью задачу из триады, но с другим неизвестным компонентом (3). Решив триаду задач, ученики рассмотрели взаимосвязь взаимно-обратных задач и научились составлять уравнения для решения задач. На таком же принципе строится знакомство с решением задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Начиная с таких простейших задач, закрепляя умение выделять неизвестное в задаче и обозначать его алгебраически, умение составлять уравнение, и, решив это уравнение, найти неизвестное, можно уже без затруднения в четвертом классе (1 – 4) начальной школы решать с детьми более сложные задачи путём составления уравнения.
Задача
Две швеи шили одинаковые платья. Первая сшила 5 платьев, а вторая – 3 платья. Они израсходовали 32 м ткани. Сколько метров ткани израсходовали каждая швея в отдельности?
Краткая запись задачи:
Расход на 1 платье | Количество платьев | Общий расход | |
I швея | ОДИНАКОВЫЙ | 5 | ? м ? м 32 м |
II швея | 3 |
Рассмотрим два способа решения задачи:
I способ:
5 + 3 = 8 (пл.)
32 : 8 = 4 (м)
4 · 5 = 20 (м) – I швея 4 · 3 = 12 (м) – II швея | II способ: Пусть на одно платье уходит х м ткани. (5 х) м ткани уходит на 5 платьев. (3 х) м ткани уходит на 3 платья. Всего на все платья уходит 32 м ткани. 5 х +3 х = 32 8 х = 32 х = 32 : 8 х = 4 (м) – ткани израсходовали на одно платье 4 · 5 = 20 (м) – израсходовала I швея 4 · 3 = 12 (м) – израсходовала II швея |
Обратная задача
Две швея сшили 8 одинаковых платье. Первая швея израсходовала 20 м ткани, а вторая – 12 м ткани. Сколько платьев сшила каждая швея?
Рассмотрим решение задачи с помощью составления уравнения.
Пусть на одно платье уходит х м ткани. На все платье ушло (8 х) м ткани.
20 +12 = 8 х
32 = 8 х
х = 32 : 8
х = 4 (м) – ткани израсходовали на одно платье
20 : 4 = 5 (пл.) – сшила I швея
12 : 4 = 3 (пл.) – сшила II швея
Я надеюсь, что различные способы решения задач, а также решение задач уравнением заинтересуют учителей начальных классов. Но это маленькая часть из методики укрупнения дидактических единиц, решающая проблему преемственности в обучении математики учащихся начального и среднего звеньев общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...
Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов....
конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония
Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: совершенствовать умение решать задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...
Урок математики по теме "Решение задач способом составления уравнения." 4 класс Гармония
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цель урока: совершенствовать умение решать задачи способом составления уравненийЗадачи: Образовательные: совершенствовать навык...
конспект урока математики 4 класс. Решение задач путем составления уравнения.
Совместная работа с учениками.Составление уравнения по задаче и решение уравнения....
Математика, 4 класс Система Л. Занкова .Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.
Урок математики в 4 классе по теме "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала." Система Л.В.Занкова...
Решение текстовых задач путем составления уравнения
Урок математики по теме: "Решение текстовых задач путём составления уравнений"...