Организационная информация. |
|
Тема урока. | Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы вариантов. |
Предмет. | Математика. |
Класс. | 4 |
Автор урока (ФИО, должность)
| Соловьёва Людмила Михайловна, учитель начальных классов. |
Образовательное учреждение. | МКОУ СОШ №11. |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Центральный федеральный округ Россия |
Республика/край. | Тульская область. |
Город/поселение. | Узловский район, посёлок Майский. |
Методическая информация. |
|
Тип урока (мероприятия, занятия). | Изучение нового материала. |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные). | Образовательные: ознакомить с новым видом оформления решения задач - составлением таблицы вариантов; формировать навыки в составлении таблиц по условию задачи; закреплять умения в определении истинности высказываний. Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать её математическими терминами, развивать словесно-логическое мышление. Воспитательные: прививать детям старание, терпение, любовь к труду, чувство товарищества, бережное отношение к природе. |
Задачи урока (мероприятия, занятия). | Обучать составлению таблиц к задачам на перебор вариантов. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы. | На уроке используются: словесный метод в сочетании с наглядным, самостоятельная работа, работа парами, дифференцированная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, беседа, обобщение, презентация. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия). | Закрепляются навыки в решении задач разных видов, умение читать графики, выполнять умножение и деление многозначных чисел. |
Необходимое оборудование и материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия). | Карточки с заданиями, рабочие тетради «Математика №2» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.), |
Список учебной и дополнительной литературы. | Учебник «Математика, 4класс, частьII» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.), «Математика, 4класс. Методика обучения», В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва, изд-во «Вентана - Граф», 2011г. |
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
|
Мотивация учащихся. |
|
I.Организационный момент.
|
Ну-ка, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят; Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять».
|
II.Проверка домашнего задания.
2 ученика выполняют аналогичное задание на построение прямоугольников, у которых площадь16 кв. см
| -Ребята, приготовьте части квадрата, которые вы вырезали дома. Смешайте их. А теперь сложите из них квадрат. Кто быстрее всех выполнит работу, поднимет руку. Проверим вашу ловкость. Начали. -А сейчас посмотрим, какие прямоугольники у вас получились. (№142 в учебнике.) Какой площади данный прямоугольник? -18 кв. см -С какими сторонами вы построили прямоугольники? -2см и 9см один прямоугольник. -1см и 18см другой прямоугольник.
|
III. Устный счёт.
1-ый слайд.
2-ой слайд.
3-ий слайд.
4-ый слайд. |
-Ребята, давайте посчитаем устно. Посмотрите на экран. - На территории Тульской области обитает некоторое количество видов птиц. 163 вида из них гнездятся на территории области, 8 видов встречается только в зимнее время, 60 – во время пролёта и сезонных миграций. 16 видов птиц области занесены в Красные книги бывшего СССР и РСФСР. Сколько всего видов птиц обитает на территории Тульской области? 163+8+60+16=247 (в.) - Дети, почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу? (Загрязнение атмосферы, истребление птиц браконьерами, загрязнение водоёмов.) - Действительно, чистый воздух уже становится дефицитным ресурсом во многих областях России, где загрязнение атмосферы представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только человека, но и животных. Основными источниками загрязнения атмосферы области являются выбросы промышленных предприятий, процессы испарения и сжигания топлива. На одного жителя области в 2000 году приходилось около 182кг вредных выбросов в атмосферу. Одним из основных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт. В 1999 году выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составили 155 тысяч тонн. Вот поэтому каждый человек, гражданин своей страны должен думать о том, как сохранить чистый воздух для себя и потомков. 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды.
Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель? (1200:3•2=800)
Летучая мышь за 6 суток съедает 300 мух. Сколько мух съедает летучая мышь каждый день? (300:6=50) Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83 года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт? (1681+83=1764)
Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей? (600:100=6) В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии? (40+30+170=240)
|
IV. Сообщение темы и целей урока.
|
- Дети, сегодня мы познакомимся с задачами нового вида. Чтобы их решить, нужно нарисовать таблицу.
|
V.Работа по изучению нового материала.
5-ый слайд.
6-ой слайд.
7-ой слайд.
Физкультминутка.
|
1.Работа с учебником. - Откройте учебники на стр.40. Найдите задачу № 144. Прочитайте условие задачи. - Какие варианты возможны для решения этой задачи? ( Менять расположение книг.) - Что нужно сделать, чтобы не пропустить ни одного варианта и не повторить дважды один и тот же вариант? - Правильно, нужно воспользоваться определённым способом. Рассмотрите таблицу в учебнике. - Какой способ предложен в данной таблице? (Каждая книга дважды стоит на первом месте, дважды на втором месте и дважды на третьем. Две другие книги в этот момент меняются местами. Так мы не ошибёмся при решении задачи.
Вариант. | Левая книга. | Средняя книга. | Правая книга. | 1. | А | Б | М | 2. | А | М | Б | 3. | Б | А | М | 4. | Б | М | А | 5. | М | А | Б | 6. | М | Б | А |
- Давайте определим истинность следующих высказываний, используя данную таблицу: 1) В середине стоит книга Г.Х.Андерсена. (3, 5.) 2. Книга В.Бианки стоит левее книги С.Михалкова. (1, 3, 4.) 3. Крайняя книга – это книга Г.Х.Андерсена. (1, 2, 4, 6.) 4. Неверно, что справа стоит книга В.Бианки. (1, 3, 4, 6.) - А теперь прочитайте условие задачи №145 и рассмотрите её решение. - Какие условные обозначения используются в решении данной задачи? (Буквы П, М, Ч.)
Вариант. | Стакан. | Кружка. | 1. | П | М | 2. | М | П | 3. | П | Ч | 4. | Ч | П | 5. | М | Ч | 6. | Ч | М |
2.Самостоятельная работа в парах. - А теперь попробуйте составить и заполнить другую таблицу для решения этой же задачи.
(Дети работают парами, таблица будет выглядеть следующим образом.)
Вариант. | Простокваша. | Молоко. | Чай. | 1. | С | К | - | 2. | С | - | К | 3. | К | С | - | 4. | К | - | С | 5. | - | С | К | 6. | - | К | С |
- Определите истинность высказываний, используя составленную таблицу.
1.В стакан налит чай. (4, 6.) 2.В кружку налито не молоко. (2,3, 4, 5.) 3.В стакане чай или простокваша. (1,2, 4, 6.) 4.Молоко в кружке или в стакане. (1, 3, 5, 6.) 5.Чай в стакане или в кружке. (2, 4, 5, 6.) 6.Чай в кружке или в стакане. (2, 4, 5, 6.) 7.Простокваша в кружке и в стакане. (Высказывание ложное.) 8.Если в стакане чай, то в кружке молоко. (6.)
Солнце спит, небо спит, Даже ветер не шумит… Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок И деревья раскачал. Дождь по крыше застучал. Барабанит дождь по крыше. Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик. |
VI.Работа над пройденным материалом.
2 ученика решают задачи у доски (за ширмой)
2 ученика работают по индивидуальным карточкам.
8-ой слайд. |
1.Решение задач №150, 151. (самостоятельно, с последующей проверкой)
1) 85 • 64 = 5440 (кв. м) – площадь участка 2) 5440 – 160 = 5280 (кв. м) – остальная площадь 3) 5280 : 2 = 2640 (кв. м) Ответ: 2640кв. м занимает сад. (Ученик объясняет своё решение.)
1) 23 • 2 = 46 (м) – ткани отрезали от куска 2) 46 + 32 = 78 (м) Ответ: 78метров ткани было в куске. (Ученик объясняет своё решение.)
2.Ребята, перед вами на слайде график движения грибника. Пользуясь этим графиком, ответьте на вопросы. 1)Что обозначают числа на каждой из осей? (На оси ОХ – время движения грибника; на оси ОУ – пройденный путь.) 2)Сколько километров прошёл грибник: за первый час движения; через 2 часа после выхода из дома? (4км; 8км.) 3)За сколько часов грибник прошёл 10км? (За 5 часов.) 4)Как время отдыха грибника обозначено на графике? Сколько времени он отдыхал? (По графику можно определить, что с двух до четырёх часов от начала движения пройденное расстояние не изменялось, значит, именно в этот период грибник 2 часа отдыхал (4 – 2 = 2)). -Вычислите, с какой скоростью шёл грибник до остановки на отдых и с какой скоростью он шёл после отдыха. (До остановки грибник был в пути 2 часа и прошёл за это время 8км, следовательно, можно вычислить скорость его движения за это время: 8 : 2 = 4 (км/ч) После остановки грибник был в пути 1 час (5 – 4 = 1) и за это время прошёл 2км (10 – 8 = 2), следовательно, скорость его движения после остановки 2км/ч (2:1=2).
|
VII.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии). 9-ый слайд. | -Ребята, мы хорошо потрудились с вами на уроке. Отметьте своё настроение от работы с помощью вот таких цифр: 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться!
|
VIII.Домашнее задание (если это необходимо на уроке). 10-ый слайд. |
- Ребята, я предлагаю вам необычное задание: попробуйте составить свою задачу на перебор вариантов при её решении. Для этого вы можете объединиться в группы по своему усмотрению. Не беда, если у вас не всё получится. На следующем уроке мы все вместе подумаем над решением этих задач. |
Дополнительная необходимая информация. | Для детей, успешно выполнивших работу, дополнительное задание в рабочей тетради «Математика. 4 класс.№2». |