Математика, 4 класс Система Л. Занкова .Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок математики в 4 классе по теме "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала." Система Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Филатова Елена Михайловна МБОУ ООШ № 2 г.Нерчинска
Предмет: Математика, 4 класс // 09.02.2017
Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: создать условия для повторения и закрепления навыка решения уравнений и их проверки, составления уравнений для решения составных задач.
Образовательная цель: совершенствовать умение находить способы решения сложных уравнений.
Задачи урока: формировать умение классифицировать уравнения по уровню сложности; совершенствовать навык подбора способа решения уравнений; развивать вычислительные навыки, познавательную деятельность обучающихся через развитие памяти, внимания, мышления; содействовать воспитанию культуры учебного труда, личностных качеств обучающихся.
Формируемые УУД:
предметные: знать понятия «уравнение» и «корень уравнения»; формировать навыки решения уравнения и его проверки; усвоить алгоритм проверки решения уравнения.
личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие; высказывать своё мнение.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
познавательные: уметь ориентироваться в новой системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент | Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мне. На уроке наши глаза смотрят и всё видят. Наши уши слушают и всё слышат. Наши головы хорошо думают. Одна хорошая минута Сделала одно хорошее дело, Десять хороших минут Сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел Можно сделать за целый урок? (40) – Молодцы! - Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. Но сначала я предлагаю вам оценить своё настроение на карточке с цифрой 1 | Настраиваются на урок. Оценивают своё настроение в начале урока смайликами: ☺ -хорошее, радостное; 😐 -я немного сомневаюсь в себе; ☹ - мне немного тревожно. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. |
2.Актуализация опорных знаний | Арифметический диктант«Таблица умножения»: -Произведение чисел 7 и 3?(21); -3 увеличили в 6 раз и получили? (18); -Самое маленькое натуральное число? (1); -27 уменьшить в 9 раз? (3); -Первый множ. 5,второй множ. 3. Значение произведения? (15); -Делимое 54,делитель 9,значение частного?(6); -45 уменьшить в 3 раза?(15); -Самое маленькое двузначное число?(10); -48 уменьшили в 8 раз?(6). Вспомните расположение букв в русском алфавите, составьте загаданное слово. | Считают, находят значение выражений. Записывают в тетрадь строчку из найденных чисел. Расшифровывают загаданное слово. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: выделение познавательной цели, проблемы. |
3.Постановка учебной задачи. | Какое слово получилось? Что знаете об уравнении? Что уже умеете? Чему хотите научиться? Можно сказать , что мы сегодня познакомимся с уравнениями? Почему? | Формулируют тему и задачи урока. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4.Построение плана выхода из затруднения | На доске записаны уравнения: 4х = 152 4х + 138 = 290 6 х +138 = 290 +2 х 6·(х+3)+120=290+2х Что вы можете сказать об уравнениях? Выскажите предположение, какое из трёх уравнений самое простое? Почему? Какое следующее по уровню сложности? Почему? Какое самое сложное? Почему? Как вы думаете, какие корни будут у этих уравнений? Итак, вы выдвинули гипотезу (от греч. предположение) об уровне сложности и о корнях уравнений. Как проверить гипотезу? (решить уравнения) А теперь оцените свои силы, выберите и решите одно уравнение. Анализ выполненной работы. Посмотрите на решённые уравнения. Подтвердилась ли наша гипотеза об уровне сложности и о корнях уравнений? | Сравнивают уравнения, анализируют степень их сложности. Определяют иерархию сложности. Выбирают одно из уравнений, находят его корень. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физкультминутка | Гимнастика для глаз 1)Часто поморгайте глазами несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5. Повторите. 2)Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. 3)Представьте, что у вас вырос длинный нос. Напишите носом в воздухе: Я молодец! | Выполняют упражнения для расслабления и отдыха. | |
5.Первичное закрепление | Работа со схемами. Продолжим работу над уравнениями. Посмотрите на схему: Составьте уравнение по этой схеме: ? 240 360 Попробуйте усложнить полученные уравнения. | Анализируют схему, составляют уравнения. х +240=360,240 + х = 360, 360-х = 240 | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы, умение осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные: контроль и оценка своих знаний. |
Физкультминутка | Приглашаю на зарядку! Мелкие шажки, Лёгкие прыжки, Вот и вся зарядка, Мягкая посадка! | Выполняют упражнения. | |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Работа над задачей: Из двух городов навстречу друг другу вышли одновременно два поезда и через 18 часов встретились. С какой скоростью двигался каждый поезд, если скорость второго поезда была на 10 км\ч больше чем у первого, а расстояние между городами составляло 1620 км. Что это за задача? Какой вид краткой записи выберем? Какой способ решения подойдёт? Почему? | Читают задачу, определяют её вид. Выбирают наиболее удобную форму краткой записи. Определяют способ решения. Составляют вспомогательную запись: Пусть х км\ч скорость первого поезда, тогда (х+10) км\ч скорость второго поезда, значит: 1)(х+х+10) ·18 = 1620 (2х +10)·18=1620 36х+180=1620 36х=1620-180 х=1440:36 х=40(км\ч)- скорость 1 поезда. 2)40+10=50(км\ч) – скорость 2 поезда. Ответ:40 км\ч,50км\ч. | Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено, осознание качества знаний и уровня их усвоения. Личностные : самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности | Над какой темой работали? Какие цели ставили перед собой? Как вы думаете, эти цели можно решить на одном уроке? Стало ли знаний по этой теме у вас больше? Оцените свою работу на уроке и нарисуйте соответствующий смайлик на обратной стороне карточки. ☺ - доволен, хорошо работал, много узнал нового. 😐 - средне, иногда было скучно. ☹ - работой не доволен. | Осуществляют самооценку. Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. | Коммуникативные: умение выражать собственные мысли. Личностные: смыслообразование. |
8.Итог урока. Домашнее задание. | Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали. Я думаю, что знания, полученные на уроке, помогут вам справиться с домашним заданием без труда. Дома нужно будет выполнить №367 . Посмотрите на задания, всё ли понятно? | Записывают домашнее задание, оценивают его сложность. |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс: 4 –а, учитель Филатова Е.М.
Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.
Тип урока и его структура: Урок общеметодологической направленности.
Урок по данной теме
В классе 19 обучающийся, на уроке присутствовало , по итогам 2 четверти по математике имеют оценку «5» – 2 обучающихся, «4» - 7 обучающихся, «3» - 9 обучающихся, неуспевающих по предмету - 1
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме была поставлена цель и задачи, направленные на решение этой цели.
Деятельностная цель: создать условия для повторения и закрепления навыка решения уравнений и их проверки, составления уравнений для решения составных задач.
Образовательная цель: совершенствовать умение находить способы решения сложных уравнений.
Задачи урока: формировать умение классифицировать уравнения по уровню сложности; совершенствовать навык подбора способа решения уравнений; развивать вычислительные навыки, познавательную деятельность обучающихся через развитие памяти, внимания, мышления; содействовать воспитанию культуры учебного труда, личностных качеств обучающихся.
Формируемые УУД:
предметные: знать понятия «уравнение» и «корень уравнения»; формировать навыки решения уравнения и его проверки; усвоить алгоритм проверки решения уравнения.
личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие; высказывать своё мнение.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
познавательные: уметь ориентироваться в новой системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, небольшие трудности с концентрацией и переключением внимания, устойчивая эмоционально- волевая сфера, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала у некоторых обучающихся.
Урок опирался на УУД, сформированные ранее.
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде арифметического диктанта, вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. При работе с уравнениями использовались разноуровневые задания. Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.
На уроке реализованы следующие принципы:
1. Принцип адаптивности ( каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития .
2. Принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников.
3. Принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков)
4. Принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).
5. Принцип психологической комфортности (создавалась атмосфера творчества и доверия.)
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий .Упражнение для глаз по схеме «зрительно-двигательных траекторий», организация обучения в режиме «динамических поз». Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя». Главным здесь являлось не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой ,т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Умножение трёхзначного числа на однозначное число. Решение задач с помощью уравнения". ФГОС
Данный материал содержит методическую разработку урока и мультимедийную презентацию...
Презентация к уроку математики "Решение задач с помощью уравнения"
Алгебраический способ решения задач.Цель презентации: развивать мышление и логику;научить переводить условие задачи с родного языка на язык алгебры;научить правильно оформлять решение задач уравнением...
Урок математики по теме "Решение задач с помощью уравнений".
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, системно-деятельностный подход; технология сотрудничества.В ходе урока учащимся предлагаются задания разного уровня, решение о выборе...
Тема: «Решение задач с помощью уравнений».
P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема: «Решение задач с помощью уравнений». Основные цели:1) тренировать умение решать задачи, составляя уравнения по данному условию и решать их, умножать и дели...
Конспект урока по математике 3 класс «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений....
Технологическая карта по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока: "Решение уравнений и составных задач"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: расширение знаний обучающихся о решении уравнений и составных задач. Задачи урока:Дидактические:закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание, ...
Технологическая карта урока математики УМК "Школа 21 века" 1 класс. Тема урока: "Решение уравнений и составных задач"
Цель урока: расширение знаний обучающихся о решении уравнений и составных задач. Задачи урока:Дидактические:закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание, составные задачи на нахожден...