Этапы урока | Образовательная цель этапа урока | Формы, метода и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические и интерактивные средства |
I. Этап самоопределения к деятельности (15сек.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод: психологический настрой, беседа
| 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. - Здравствуйте ребята! - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание. | 1. Показывают готовность к уроку.
Приветствуют учителя и садятся. Эмоционально настраиваются на работу. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: слово учителя, беседа Практический: устный счет
| - Сейчас мы с вами потренируемся. Посмотрите на доску : Задание. - А сейчас, давайте выполним математический диктант, Я говорю задание, вы записываете только ответ, в строчку, через запятую. - Подберите такое число, чтобы от умножения его на 16 получилось 48. - Запишите только те числа, которые делятся на 5: 36, 40, 6, 15, 0, 72, 45. - На передних лапках у белки по 4 пальца, а на задних по 5. Сколько всего пальцев на лапках у белки? - Давайте проверим ваши ответы. У кого не было ошибок? Молодцы! - Ребята, сейчас я покажу вам геометрические фигуры, вы запомните их, а когда я их уберу, вы нарисуете их в своих тетрадях, в том порядке, в котором я их показала. 4. Как можно назвать числовые выражения, которые я записала? 6 · 2 4 · 5 Какой сумме соответствует произведение чисел 6 и 2, произведение 4 и 5 6+6 2+2+2+2+2+2 4+4+4+4+4 5+5+5+5
- А теперь, решим вот такие примеры, решите их самостоятельно. 27:7 35:8 42:16
Почему возникло затруднение? Какой возникает вопрос?
|
- Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое. - Это произведения
3(ост.6) 4(ост.3) Затрудняются ответить
- Не знаем способ как решить, трудно длиться | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
|
Презентация |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
| - Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить, поставьте буквы со слайда в правильном порядке. ЕМОТД ОПБДОРА - Сформулируйте тему урока. - Предположите тему урока. - Сегодня мы с вами узнаем о новом методе – методе подбора. Поставьте перед собой цели. | - О новом методе деления - Тема: Деление методом подбора Цели: Узнать о методе подбора Научиться решать методом подбора | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа |
Словесный: слово учителя, беседа
| - Итак, у нас возникли затруднения с некоторыми примерами.
- С каким?
- Сейчас мы будем работать над первым пунктом нашего плана.
- Итак, мы уже знаем, что для того, чтобы разделить число нужно вспомнить какое мое большое число делится без остатка.
- Но есть еще один способ разделить число.
- Разберем на примере 34:9
- Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти подбором частного
- Надо 34 разделить на 9. Пробуем в частном 2.
- Давайте проверим подойдет или нет. 9 умножаем на два получаем 18.
- Подходит ли 2 в частном?
- Почему?
- Давайте попробуем в частном 3. Проверим. 9 умножаем на 3, получаем 27.
- Подойдёт ли в частном 3?
- Теперь вернемся к нашему примеру.
- Надо 42 разделить на 16. Пробуем в частном 2.
- -Давайте проверим подойдет или нет. 1 умножаем на 2 получаем 32.
- Подходит ли 2 в частном?
- Как вы это поняли?
- Как же будем делить в тех случаях, когда трудно подобрать частное? - Давайте составим алгоритм. Как выполнить деление с остатком методом подбора.
- Вам дан алгоритм, ваша задача восстановить его в верном порядке. Сравниваем делитель и остаток Подбираем в частном цифру Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно Вычитанием найдем остаток Умножаем делитель на частное Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор.
-Что будет самым первым? -Что будет вторым? -Что будет следующим? - Что будет четвертым? - Что будет пятым? - Что будет шестым пунктом? Выполняют
|
- 42:16 Нет 18>9, Остаток сравнили с делителем и получили, что остаток больше, значит 2 мало. Да, 7<9, остаток меньше делителя, значит 3 подходит.
- Да - 10<16, остаток сравнили с делителем и получили, что остаток меньше, значит 2 подходит.
1. Подбираем в частном цифру 2. Умножаем делитель на частное 3. Вычитанием найдем остаток 4. Сравниваем делитель и остаток 5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор 6. Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
Учебник
Презентация
|
Первичное закрепление (3-4 мин)
| Первичное закрепление изученного материала | Словесный: учебный диалог
| - Переходим ко второму пункту плана.
- Итак, на странице 29 найдите номер 1.
- В тетрадях запишите число, классная работа, номер 1.
- Кто хочет выполнить задание у доски?
- На слайде представлен алгоритм
- Читаю первое выражение, 53 разделить на 8.
| Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8*2=16. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-16=37, 37>8, значит частное 2 не подходит. Пробуем в частном 3 Проверим 8*3=24. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-24=29, 29>8, значит частное 3 не подходит. Пробуем в частном 4. Проверим 8*4=32. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-32=21, 21>8, значит частное 4 не подходит. Пробуем в частном 5. Проверим 8*5=40. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-40=13, 13>8, значит частное 5 не подходит. Пробуем в частном 6. Проверим 8*6=48. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-48=5, 5<8, значит частное 6, а остаток 5. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | Карточки |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: слово учителя, беседа Практический: упражнение
| Самостоятельная работа. - Теперь выполним самостоятельную работу. - Вам представлены примеры с окошками, в которые вам надо вставить цифру. После того, как вы выполните задание, вместе проверим.
Задание выполняем на листочках. ПРИМЕРЫ: 42:12 = … (ост. …) 61:24 = … (ост. …) - Проверьте друг друга в парах по эталону на доске. |
Выполняют задание самостоятельно | П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область | ТПО |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Словесный: учебный диалог Практический: упражнение
| - Прочитайте про себя.
- Что нас просят сделать?
- Хорошо. Давайте попробуем решить эту задачу. - О чем задача?
- Что нам известно?
- Что нам требуется узнать?
- Как мы можем оформить кратко?
- Назовите тройку величин. Расход муки за 1 день | Количество дней | Общий расход муки |
|
|
|
|
|
- Поставьте в тетради номер 2.Оформите таблицу в тетради.
- Что нам известно о ежедневном расходе муки?
- Значит в первый столбик мы запишем одинаковый
- Что мы можем записать во второй столбик? Что нам известно?
- А сколько мешков израсходовали за 3 дня?
- Значит в третий столбик запишем 48 мешков
- Какое данное нам еще известно?
- Куда мы его запишем?
- А нам известно на сколько дней хватит 80 мешков муки?
- Значит, поставим знак вопроса во второй столбик
- Внимание на слайд:
Расход муки за 1 день | Количество дней | Общий расход муки | Одинаковый | 3 дн. | 48 м. | ? | 80 м. |
- Что требуется найти в задаче?
- Что нам для этого надо знать? - Нам известен общий расход муки?
- Нам известен расход муки за 1 день?
- А что нам сказано?
- Как тогда мы можем найти расход муки за 1 день, зная какие данные?
- Знаем расход изначально?
- Знаем количество дней?
- Запишите решение в тетради. Проверьте по эталону. Объясните решение. | - Составить задачу обратную данной и решить ее
- О мешках с мукой
- За 3 дня израсходовали 48 мешков. Ежедневный расход муки один и тот же
- На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится
- Таблицей
- Расход муки за 1 день, количество дней, общий расход муки
Один и тот же - 48 - 80 мешков - в третий столбик - нет - На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится
- Общий расход муки и расход муки за 1 день
- Да, 80 мешков
- Зная общий расход муки сначала и количество дней
1) 48:3=16 (м.) - расходуют за 1 день 2) 80:16=5 (дн.) Ответ: на 5 дней хватит 80 мешков муки На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится
| П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | - - Что мы сегодня нового узнали на уроке?
- - Чему научились?
- - У всех ли это хорошо получалось?
- Как вы сегодня поработали на уроке? - Если вы считаете, что вы поработали на отлично – нарисуйте на кружочках верхний смайлик. Если вы считаете, что вы поработали хорошо – нарисуйте на кружочках средний смайлик. Если у вас не все получилось так, как хотелось – нарисуйте на кружочках нижний смайлик. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Запишите д/з__________ |
- отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.
| К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Карточки |