Технологическая карта внеурочного занятия по математике для 4 класса. Тема: "Магические квадраты"
план-конспект занятия по математике (4 класс)
Данное тематическое занятие разработано в соотвествии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya_matematika.docx | 197.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Выполнила: Огаркова Ольга Александровна
Тема: «Магические квадраты»
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 4 «Е»
Цель: расширение знаний о магических квадратах;
Задачи:
- Воспитывающие: воспитывать ответственность за результат учебного труда; воспитывать культуру общения и взаимопонимания;
- Развивающие: развивать наблюдательность, память, внимание; развивать умение систематизировать и применять полученные знания;
- Образовательные: учить составлять и заполнять магические квадраты 3 порядка; совершенствовать навык устного и письменного счёта в пределах 100;
Предполагаемые результаты:
Личностные: развитие способностей самоанализа и самоконтроля; развитие интереса к математике;
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать свою деятельность, взаимодействовать с
учителем и одноклассниками во время внеурочной деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Предметные: формирование умения в составлении магических квадратов;
Оборудование: наглядный материал, презентация.
Информационные ресурсы: компьютерная презентация.
Предварительная работа: подготовка раздаточного материала ученикам.
Ход занятия:
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
(3 минуты) | Словесный метод (вводная беседа). | Приветствие учащихся, проверка готовности, мотивация на деятельность при помощи цитаты. (Приложение 1) | Приветствие учителя, проверка готовности. | Регулятивные: способность к организации своей деятельности. Познавательные: развитие познавательных интересов. Коммуникативные: Умение слушать и слышать другого. Личностные: уважение личности и ее достоинства. формировать чувство доброжелательности, приветливости. |
(5 минут) | Словесный метод (объяснение). Практический метод (выполнение задания). | Актуализация имеющихся знаний детей, подготовка к предстоящей работе. Выполнение устного задания на слайде. (Приложение 2) | 1) а)14; б)15; 2. В строчку увеличивается на 3 в столбик на 1 и так далее. | Познавательные: актуализировать полученные знания ранее. Коммуникативные: взаимодействие учащихся с учителем во время фронтальной беседы; умение слушать и слышать другого. Познавательные: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности. |
(4 минуты) | Словесный метод (беседа). | Определение темы занятия, с которой дети познакомятся в ходе мероприятия. (Приложение 3) | Отгадывают загадку. Формирование учащимися темы занятия для дальнейшей её реализации. | Познавательные: формулировать и ставить познавательные задачи. Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. |
(29 минут) | Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение). Наглядный метод (иллюстрация, показ образца,). Практический метод (создание магического квадрата, выполнение заданий с повышением уровня сложности) | Знакомство с историей возникновения магического квадрата. Разбор квадрата Дюрера. Выполнение ряда практических заданий в группе и парно и индивидуально. (Приложение 4) | Слушают учителя. Работают группой, в парах, индивидуально. Выполняют задания. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: умение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Предметные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: организовывать сотрудничество. Работать в группе. |
(4 минуты) | Словесный метод (беседа). | Подведение итога занятия, рефлексия проделанной работы с помощью мишени. (Приложение 5) | Самоанализ проделанной работы, подведение итогов. | Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение о полученных знаниях, вести беседу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 Организационный момент
Приветствие учителя, подготовка к занятию.
Знаменитый учёный математик Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979) сказал: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели".
А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам поверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.
Приложение 2 Актуализация знаний
В начале нашего занятия мы проведем разминку. Будем тренировать свой мозг.
Много с числами хлопот,
Уж такой они народ.
Ну, а если встанут в ряд
То с тобой заговорят.
1. Ты видишь ряд чисел, который составлен по определенному правилу. Догадайся, в чем состоит это правило, и назови следующее число:
а) 2, 5, 8 , 11 …(14)
б) 12, 13, 11, 14, 10 … (15)
2. Найти правило размещения чисел в клетках квадрата:
34 | 37 | 40 | 43 |
35 | 38 | 41 | 44 |
36 | 39 | 42 | 45 |
37 | 40 | 43 | 46 |
Приложение 3 Формулировка темы занятия
Звучит китайская музыка, которая перенесет нас на 2000 лет назад в Древний Китай. Как вы думаете почему она звучит?
Отгадав загадку, вы сможете определить тему нашего занятия:
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Тема нашего занятия «Магические квадраты»
Сформулируйте цель нашего занятия.
Чему ты хочешь научиться на занятии?
Я хочу научиться…
Магические квадраты привлекали людей с самых древних времен. И сегодня мы с вами узнаем, что же представляют собой магические квадраты и как их составляют.
Приложение 4 Основной этап
Магический квадрат - древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (ок. 2200 до н.э.) из вод Хуанхэ (Желтой реки) всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы (рис. 1,а), и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату, изображенному на рис. 1,б. В 11 в. о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии, где в 16 в. магическим квадратам была посвящена обширная литература. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 в. византийский писатель Э. Мосхопулос. Первым квадратом, придуманным европейцем, считается квадрат А.Дюрера (рис. 2), изображенный на его знаменитой гравюре Меланхолия 1. Дата создания гравюры 1514 указана числами, стоящими в двух центральных клетках нижней строки.
«Магия» этого квадрата 4×4 заключается в том, что сумма чисел любой строки, столбца и диагонали равна 34.
Эта сумма также получается:
· во всех угловых квадратах 2×2
· в центральном квадрате 2×2
· в квадратах из угловых клеток (16+13+4+1)
· в квадратах построенных ходом коня (2+12+15+5 и 3+8+14+9)
· в вершинах прямоугольников, параллельных диагоналям (2+8+15+9 и 3+12+14+5)
· в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12)
Большинство симметрий обусловлено тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Магический квадрат 3x3
Для квадрата размера 3x3 минимально возможная магическая константа будет равна: 15
5 - это не единственно возможная магическая константа для квадрата 3x3, а константа, меньше которой других констант для этого квадрата быть не может.
Важное правило, которое вам пригодится при построении магического квадрата 3x3:
Число в центре квадрата 3x3 всегда в три раза меньше магической константы.
То есть, если у нас магическая константа M = 15, то в центре квадрата 3x3 будет стоять
15:3 = 5.
Для дальнейшего составления магического квадрата с магической константой M=15 расставьте по углам чётные числа 2,4,8,6.
Как видим, то сумма чисел на диагоналях квадрата равна 15, то есть магической константе.
Зная магическую константу и по два числа в ряду и столбце, мы можем вписать третье число в ряд и столбец. Определить это число очень просто - надо из магической константы вычесть два числа из ряда или столбца.
Применив этот метод, мы получим полностью заполненный магический квадрат:
Физминутка
Практическое задание.
К числам в нашем магическом квадрате с M=15 прибавим 3 и 5.
1 группа. Постройте магический квадрат с магической константой 39. В центре того квадрата, который мы должны построить - число 13.
2 группа. Достройте магический квадрат.
Парная работа. Задумайте двухзначную магическую константу. Вставьте числа, после этого пустыми квадратами с магическими константами обменяйтесь с одноклассником.
Приложение 5 Рефлексивный анализ
О какой математической головоломке мы сегодня говорили? Кто первый разработал магический квадрат?
Мишень настроения. Скука, равнодушие, удовлетворение, уверенность, наслаждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по математике
Форма работы: интеллектуальная играЦель: углубление знаний по математике; создать условия для совершенствования вычислительных навыков учащихся.Планируемые результаты:•...
Технологическая карта внеурочного занятия по математике
тема:многоугольники, стороны, классификация....
Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Арифметические ребусы"
Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Арифметические ребусы"...
Технологическая карта внеурочного занятия "Законы математики", 3 класс
Название, автор: «Законы математики», Гилязова Марьяна Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работ...
Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс
Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс. Тема "Морское путешествие". Можно сделать блок занятий, сделать в книге путешествия много страниц и защитить с ученикам...
Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс
Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс...
Технологическая карта внеурочного занятия по математике 1 класс
Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме «Цифры»...