урок математики "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Аверина Анна Александровна

Конспект открытого урока, разработанного в рамках "Фестиваля открытых уроков", проводимых в лицее в феврале - марте 2023 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_23.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 3 классе.

Учитель: Аверина Анна Александровна

       Тема урока: Деление с остатком.

Цель урока. Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.

Ожидаемые результаты.

— Личностные: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать смысл самоконтроля и самооценки.

— Предметные: выполнять деление с остатком разными способами; выполнять проверку деления с остатком; решать текстовые задачи.

— Регулятивные: уметь организовывать, планировать свою деятельность; целеустремленно и настойчиво достигать поставленную цель.

— Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения.

— Познавательные: принимать и решать учебно-познавательные задачи урока – научиться способу деления числа с остатком; при решении арифметических задач уметь выделять главное, сравнивать данные, определять общие признаки, классифицировать, соотносить результаты разных моделей (текст, рисунок, схема).

Ход урока

I.  Организационный этап.

Сегодня у нас необычный урок математики – мы отправимся в путешествие. А куда – давайте узнаем!

Какое сегодня число? (1 марта) Март – это какое время года? Назовите весенние месяцы. Догадались, куда мы отправимся? Мы отправимся в гости к весне!

- Красавица Весна приготовила для вас сюрприз. Я по секрету вам скажу – это сказочный предмет.

Но чтобы к нему добраться – нам нужна карта. Осмотрите на неё. (слайд и карты на партах)

Чтобы узнать, кто нас будет сопровождать, нужно отгадать ребус! В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит, весна пришла!»                                                            

- Так вот, скворушка предложил свою помощь – сопровождать нас в пути, по карте указывать направление путешествия. Путь, ребята, наш не простой, он полон заданий и испытаний.                                                                                                                              –Девизом нашего путешествия будут слова: давайте прочитаем все вместе! В математике тропинки одолеем без запинки.

Итак, в путь! И первое место, куда мы попали – озеро чисел. 

У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы его закрашиваете.

 36  48     54  72      

 27  35  49 64 18  

25  28  42  56  81      

20  24  

Примеры: 8 х 6,   6 х 6,   3х9,   6 х 9,   4 х 5,  7x7 , 9х8,

                  3 х 8,   4 х 7,    9 х 9,   8 х 8,  7 х 6,   7x8 , 5х5, 6х3

Вот и озеро осталось позади! Только Скворушка удивлен. Никак не может понять, почему мы не пошли прямо через озеро? Ведь так было бы быстрее. Объясните Скворушке, почему мы выбрали такой путь. 
(Дети объясняют, правила поведения на водоеме весной)

2) Подведение итога разминки.

-Что вы заметили в нашем озере цифр?

- Одно число осталось незакрашенным

- Какое?

- 35

Дайте ему характеристику!

Это число 35. Оно нечётное, двузначное. Чтобы его записать    понадобились две цифры: 3 и 5.

число в виде суммы разрядных слагаемых. 35 = 30 + 5

Дети: 5   единиц, 3   десятка, соседи числа (34 и 36)

Посмотрите на правильное написание цифр  И мы оказались на каллиграфическом поле. 

Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа и пропишем это число.

Ребята! Пока мы с вами писали – оказались на поляне подснежников! Почему эти цветы так называются? Но мы их рвать не будем, потому что некоторые виды этого цветка занесены в Красную книгу, находятся под защитой государства. Но для выполнения следующего задания для нас специально осталось три подснежника.

Какое действие нам помогло на озере чисел? – умножение.

-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?

+ Да, это деление. Совершенно верно. Давайте назовём компоненты деления (дети называют, я размещаю их над поснежниками)                                                                                                                            

 3) Повторение знаний компонентов

посмотрите, здесь числа и математические знаки. Давайте составим выражение!

30:5=6 (на подснежниках)

- Как найти неизвестное делимое? (убираю число, дети проговаривают правило)

+ Надо делитель умножить на частное.

-А как  найти неизвестный делитель?

+ Надо делимое разделить на частное.

-Молодцы! Эти знания нам помогут на уроке!

Мы с вами оказались на необычной полянке! Красавица весна – та ещё модница! Любит разные украшения. Посмотрите, какие красивые бусы она для нас оставила!

  4) Подведение к теме урока. Поляна с украшениями

У вас на партах лежат бусы – сколько десятков бусин на них? (2)

Работаем в парах. Те, у кого получилось выполнить деление и лишних бусинок не осталось – сигналит зеленым цветом, а если не получилось – красным.

Один десяток синего цвета – с ним работает первый вариант; второй.десяток – красный, с ним работает второй вариант. 1 вариант – разделите с помощью бусин 10 на 2  - получилось 5.

2 вариант – разделите 10 на 3 – что получилось? – получилось 3 и одна бусина осталась.

1 вариант – попробуйте разделить 10 на 4 – получилось 2 и две бусины осталось.

2 вариант – разделите 10 на 5 – получилось 2.

Какие действия мы выполняли? - деление

Какие задания вызвали трудности? (10 : 3 и 10 : 4) – почему? – потому что не получается поделить на равные части, всегда какое-то количество бусин остается. Действительно, у вас остались бусинки, а в математике это называется остаток. Вы сами на практике подошли к теме нашего урока – деление с остатком!

Давайте сформулируем тему урока: Деление с остатком.

-Что нужно узнать, чтобы дойти до цели?

+узнать, что такое деление с остатком

+составить алгоритм деления с остатком

+выяснить, как называются числа при делении с остатком

+научиться находить значения данных выражений

В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется деление с остатком.

-(У меня – большие бусы, демонстрирую) Итак, мы 10: 3 =3 (ост1) (на доске, с названием компонентов, это же записываем в тетрадь) 3 – частное, а оно состоит из неполного частного и остатка

Из чего состоит частное?

+Нет. Значит - это неполное частное. А то, сколько осталось - это остаток. Слово остаток в математике принято писать сокращённо: ост. - Давайте вместе подумаем, какой алгоритм деления с остатком у нас должен получиться.

- Можем мы по таблице умножения это выполнить?

+Нет

1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 3 и меньше 10

+Это число 9

2) Разделю это число на делитель и найду частное.(9:3=3)

3) Вычесть это число из делимого и получить остаток 10-9=1

4) 1https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%3C%5C+ 3

-Следовательно, можно ли разделить 1 на 3

+Нет.

Какой мы сделаем вывод?

+Остаток всегда меньше делимого. 

Давайте выполним ещё одно вычисление – разделим 17 на 3 (один выполняет на доске, пишем, я демонстрирую на бусах, проговариваем правила деления с остатком) )

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить пример на деление с остатком и решить его. (двое у доски с оборотных сторон)

Просигнальте, когда закончите. Теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга.

- Давайте вместе подумаем, какой алгоритм деления с остатком у нас должен получиться.

- Можем мы по таблице умножения это выполнить?

+Нет

1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 3 и меньше 10

+Это число 9

2) Разделю это число на делитель и найду частное.(9:3=3)

3) Вычесть это число из делимого и получить остаток 10-9=1

4) 1https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%3C%5C+ 3

-Следовательно, можно ли разделить 1 на 3

+Нет.

Какой мы сделаем вывод?

+Остаток всегда меньше делимого. 

Давайте найдем в учебнике этот вывод. Откройте страницу 27 и найдите выделенное правило. (читаем вместе)

Итак, мы с вами оказались на следующей точке нашего маршрута. Скворец мне подсказывает, что нужно немного отдохнуть!

Физминутка «Весна – красна»

Отдохнули? Теперь пора двигаться дальше, и вот мы оказались на поляне бабочек!

-Ой, ребята, кажется, ветерок поднимается.                                                              

3.Решение примеров .                                                                                                                                      они –то и помогут нам пройти дальше. Давайте рассмотрим ;2 на стр. 26

выполним №2 несколькими способами – будем делать рисунки, а также записывать пример под рисунком. А за каждый правильный ответ бабочки будут вставать в нужном направлении и помогут нам пройти!

Почему-то у нашей бабочки крылышки сложены! Скворушка сказал, что нужно составить и решить задачу, и тогда бабочка раскроет крылышки и полетит. Давайте ей поможем! Скажите, что очень любят бабочки? Цветы! И мы их видим (размещаю на доске) составьте задачи про цветы или про бабочек, но чтобы в ответе был остаток (одну задачу выбираем и записываем)

Сделаем рисунок и решим эту задачу.

Давайте теперь немного отдохнём, расслабимся и понаблюдаем за облаками! – гимнастика для глаз «Облака»

Мы почти пришли! Вот мы и добрались до дворца Весны-Красны, и наше путешествие заканчивается.

А вот и сюрприз Весны-Красны!

Учитель: На шкатулке лежало письмо от Весны-Красны.

(Учитель открывает письмо и предлагает детям зачитать послание. Один из учащихся читает письмо Весны-Красны)

Послание Весны-Красны.

Добрый день, мои юные друзья! Я очень рада, что вы добрались до моего дворца, преодолевая трудности на своём пути. Вы очень хорошо считали, писали, решали и составляли задачи. Поздравляю вас с завершением путешествия и желаю новых открытий в мире знаний. За вашу работу, я приготовила для вас весенние подарки, которые вы найдёте в волшебной шкатулке.

Ребята, на шкатулке замок, к которому необходимо подобрать нужный ключик, и замок откроется. Посоветуйтесь друг с другом и подберите нужный ключ.

Тест «Верно или неверно».        

-Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный .

 Выполним тест:

- Первое число при делении с остатком – делитель (-)

- Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя (+)

- Результат деления с сотатком называется остаток (-).    

         Проверка

- Проверьте тест по ключу. 

- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком.

Если всё правильно – улыбающееся

Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное

Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко.

-Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.

-А теперь, кто серьёзное солнышко.

-Молодцы.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Итак, наш урок подходит к концу.

- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.

- Какую цель ставили? (научиться делить с остатком)

- С каким затруднением столкнулись? (не знали деления с остатком)

- Как  вы, считаете, мы,  достигли  цели?

+ Да.

Докажите.

+ Мы выяснили, как можно делить примеры с остатком.

+Работали с алгоритмом деления

+Называли названия чисел при делении с остатком

+Находили значения выражений данного вида

-Шкатулка открылась! Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же самый важный и нужный на нашем уроке. (подхожу к ученикам  и в зеркальце, которое лежит на дне сундучка , каждый видит себя)                                           - Вы удивлены? Без каждого из вас наш урок не состоялся бы!                                           - Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным на нашем уроке?

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Деление с остатком".

В презентации представлена вся структура урока....

Конспект урока "Деление с остатком".

Конспект открытого урока математики в 3 классе школы VII вида....

Конспект урока "Деление с остатком"

Урок математики "Деление с остатком"...

Тема урока: Деление с остатком

Анализ урока математики  в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока "Деление с остатком"

Тема урока "Деление с остатком"...

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....