Проект урока математики в 3 классе "Симметрия на клетчатой бумаге"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Развитие прострамственного представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3_klass.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МБОУ Ельнинская СШ №1  1 им. М.И. Глинки

Проект урока математики

3 класс

программа «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф. Виноградовой

                    Тема урока : Симметрия на клетчатой бумаге.(Построение многоугольника, окружности) .

                    Тип урока: Ознакомление с новым учебным материалом.

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                                          Габелева Светлана Викторовна

                                                                         

Цель урока: Формировать понятие симметрии, познакомить с основным свойством симметричных точек, способами построения симметричных фигур.

Задачи урока:

1. Повторить понятия: «симметрия», «ось симметрии», «симметричные фигуры».

2. Строить симметричные точки (фигуры) относительно данной оси симметрии.

3.  Развивать пространственное воображение, мышление, внимание.

4. Воспитывать интерес к предмету, эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспроизводить способ построения точек, отрезков, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

Метапредметные: 

Познавательные универсальные учебные действия

- осознавать познавательную задачу; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; делать обобщения, выводы.

 Регулятивные универсальные учебные действия

 - принимать  сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

- формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном решении учебной проблемы.

Личностные универсальные учебные действия: проявлять интерес к учебному материалу,  познавательной деятельности.

Информационно-технические ресурсы: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, учебник «Математика», 3 класс, ч.1 (авт. Рудницкая В.Н. и др.), зеркала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.

Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

Девиз нашего урока:

«Мир освещается солнцем, а человек – знаниями»».

Давайте прочитаем его хором.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Читают хором.

2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности

Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Например, бабочка, кленовый лист, снежинка. Посмотрите, как они чудесны.  Сегодня мы с вами прикоснемся к одному прекрасному математическому явлению.  А как оно называется, вы скажете сами, когда справитесь с заданиями устного  счета.

Для этого проведем игру «Собери слово».

Посмотрите на слайд и догадайтесь, какое задание нужно выполнить?                           

Т  23+37                   М  49:7                            

И  56-36                   Р  32:4        

Е  7*8                           С  16*0        

           Я  19+81                                     

0

20

7

7

56

60

8

20

100

Прочитайте полученное слово и скажите, о каком прекрасном математическом явлении мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно. Понятие «симметрия» будет главным словом сегодня на уроке.

Рассматривают предметы на слайде.

Вычислить данные математические выражения. Значению каждого выражения соответствует буква. В результате получим слово.

Считают устно, говорят ответы вслух.

Мы будем говорить о симметрии.

3.Актуализация знаний.

Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей какого- либо предмета.

 Во 2 классе вы уже получили  знания об осевой симметрии.

Давайте попробуем вспомнить, какие  понятия вам знакомы.

Что вы можете рассказать об оси симметрии?

Посмотрите на слайд и скажите, под какими номерами фигуры являются симметричными и почему?

Молодцы! Все эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.

Симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры.

Ось симметрии делит фигуру на две одинаковые части.

Фигуры под № 1, 2, 5, так как одна половина похожа на другую.

4.Введение новых знаний

1) То, с чем вы познакомимся на сегодняшнем уроке – это следующий шаг в изучении геометрии.

Прочитайте тему нашего урока.

Что нам поможет в освоении новой темы?  

 Работа по учебнику стр.101

Откройте учебники на странице 101. Рассмотрим рисунок в середине страницы.  

Что изображено  на рисунке?

Какое задание предлагают выполнить авторы учебника?

2)  Чтобы справиться с ним, нужно  провести исследовательскую работу:

Посмотрите на рисунок. Какой предмет и какой способ построения предлагают использовать наши помощники Волк и Заяц?

Поработаем в парах.

Возьмём зеркала, поставим их на ось симметрии.

Что вы видите в зеркале?

Почему рисунок дан на клетчатом фоне?      

Теперь сосчитайте, сколько клеток от оси АВ до красной точки?

А сколько клеток от оси АВ до образа красной точки?  

Теперь определите расстояние от синей точки до оси АВ и расстояние от оси АВ до  ее образа?  

Теперь определите расстояние от зеленой точки до оси АВ и расстояние от оси АВ до ее образа?

Что вы заметили?  Какой можете сделать вывод?

3) Давайте проверим, правы ли мы.

Прочитайте рубрику «Обрати внимание»  

Вы сами открыли  основное свойство симметричных  точек.

Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения пар симметричных точек без помощи зеркала, а с использованием клетчатого фона. Этим  же способом можно построить любые фигуры, симметричные данным.

4) Вернёмся к нашему заданию на странице 101. Перед нами стояла задача - построить точки, симметричные данным, относительно оси АВ.

Какое свойство симметричных точек вам поможет справиться с этим заданием?

Чтобы построить симметричные точки, я предлагаю вам составить алгоритм построения точек, симметричных данным.

Что вы предлагаете сделать сначала?

Что предлагаете сделать дальше?

Будем использовать данный алгоритм для рассуждения.

Выполните задание.

Кто желает объяснить?

Симметрия на клетчатой бумаге.

Учебник.

Прямая АВ, точки на клетчатой бумаге.

Нанести точки на чертёж.

Использовать зеркало.

Точки в другой стороне от оси симметрии.

Можно сосчитать клетки.

4 клетки.

4 клетки.

7 клеток и 7 клеток.

3 клетки и 3 клетки.

Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии

Основное свойство симметричных  точек.

Посчитать, на каком расстоянии от оси находится точка.

Отсчитаем столько же клеток в другую сторону и отметим точку.

Выполняют задание, объясняя вслух.

Физкультминутка

 Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться.

 Три – в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка.

  На четыре - руки шире,

  Пять – руками помахать,

  Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют упражнения.

5.Первичное закрепление

Работа по учебнику стр.102

Выполним задание №2 под цифрой 1 в учебнике.

Прочитайте  задание.

Скопируем рисунок в тетрадь.

Будем выполнять. Кто желает объяснить?

Выполним задание №2 под цифрой 2 в учебнике.

Читаем задание.

Какие фигуры изображены?  

Как построить отрезок,

симметричный данному?  Ваши предложения? Посмотрите на карточку-помощницу.

Как построить ромб, симметричный

данному?  

Посмотрите, из каких фигур состоит ромб?   Ваши предложения?

 

Ученик читает вслух.

Выполняют в тетрадях, объясняя вслух.

Читают.

Отрезок, ромб, ломаная линия.

Выполняют в тетрадях, объясняя вслух.

6.Самостоятельная работа

Какая фигура ещё не построена?

Попробуйте  построить её самостоятельно.

Подумайте, из каких фигур состоит ломаная.  

Кому нужна помощь?

Проверьте себя, сверив с образцом на

слайде.

Ломаная линия.

Строят самостоятельно

Выполняют самопроверку.

7. Включение в систему знаний

Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.

Как вы думаете, на каких уроках    можно   применить полученные  знания?

Людям каких профессий нужны знания о симметрии?  

Посмотрите на слайд.

Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры.

Ещё один пример использования человеком симметрии  – это техника.   Машины, поезда,  самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии.

 Интересно то, что  почти все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения,   маленькие  и большие животные, и конечно, человек.

Наблюдая за красотой природы, можно заметить, что при отражении предметов в лужах и озерах  тоже проявляется   симметрия.

Трудно даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена!         

Творческое задание.

Попробуйте применить полученные на уроке знания для выполнения творческого задания.

Р.Т.стр.48 №172 – выберите то

 задание, с которым вы сможете

 справиться.

ИЗО, технология,окружающий мир, геометрия.

Художникам, учёным, архитекторам.

Наблюдают примеры симметрии на слайдах.

Выполняют задание в рабочей тетради.

8. Итог урока

Рефлексия

Что новое вы узнали?

Где вам могут пригодиться новые знания?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Дети высказывают своё мнение.

Домашнее задание

Выучите основное свойство симметричных точек;

РТ. стр.48 №171-всем, а кому будет интересно – выполните  №172.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Проект урока математики во 2 классе по теме: «Вопрос как часть задачи» (по курсу «Математика» автора И. И. Аргинской)

Цели:  актуализировать понятие задачи, формировать представление о структуре задачи,развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенного мышление;воспит...

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»...

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа»  Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Разработка проекта урока математики с дидактической структурой урока

Урок математики во 2 классе. УМК "Школа России". Автор: М.И. Моро и др....