Технологическая карта урока математики. Тема: Устные приёмы вычислений для случаев: 30-7
план-конспект урока по математике (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Технологическая карта урока математики

Класс: 2 «Б»                                                                                                                                                    

Предмет: математика                                                                                                                                     .

Тема: Устные приёмы вычислений для случаев: 30-7                                                                               

Тип урока: открытие нового знания                                                                                                          

Цель: познакомить с приёмом вычислений вида 30-7; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Задачи:

Образовательная: познакомить с устным приёмом вычитания вида 30-7, совершенствовать вычислительные навыки;

Развивающая: развивать логическое мышление, умения анализировать, классифицировать, рассуждать по аналогии.

Воспитательная: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, формировать коммуникативные качества личности.

Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; применить оздоровительный эффект: условия для улучшения работы сосудов, предупреждения устранения близорукости, плоскостопия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ustnye_priyomy_vychisleniy_dlya_sluchaev_30-7.docx878.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Класс: 2 «Б»                                                                                                                                                    

Предмет: математика                                                                                                                                     .

Тема: Устные приёмы вычислений для случаев: 30-7                                                                              

Тип урока: открытие нового знания                                                                                                          

Цель: познакомить с приёмом вычислений вида 30-7; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Задачи:

Образовательная: познакомить с устным приёмом вычитания вида 30-7, совершенствовать вычислительные навыки;

Развивающая: развивать логическое мышление, умения анализировать, классифицировать, рассуждать по аналогии.

Воспитательная: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, формировать коммуникативные качества личности.

Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; применить оздоровительный эффект: условия для улучшения работы сосудов, предупреждения устранения близорукости, плоскостопия.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные:

Знают, как решать примеры на вычитание вида 30-7;

Умеют производить устные вычисления; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи.

Метапредметные:

Регулятивные: Развивать умения обнаруживать и формулировать учебную проблему; самостоятельно формулировать цели урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: контролировать свою деятельность, планировать ход решения

Познавательные: Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы; сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; могут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; самостоятельно планируют и выполняют свои действия по учебному материалу, в сотрудничестве с учителем

Межпредметные связи: окружающий мир

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы урока: Электронная презентация, учебник математики 2 класс 1 ч. Моро М.И. УМК "Школа России".


Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте.

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

- Сядьте ровно, руки на стол. Посмотрите все ли у вас на столе приготовлено к уроку математики.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Л: положительный настрой на работу

II. Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке вы сможете проверить свои знания то, как вы усвоили темы предыдущих уроков. Всем  желаю, на уроке не зевать, внимательно слушать и быстро считать!

- В качестве разминки я предлагаю вам посчитать устно:

- Чему равна сумма чисел 4 и 50

- Если из 70 вычесть 30, то получится …

- Сколько будет если 20 увеличить на 4 единицы

- Какова разность чисел 59 и 0

- Найдите сумму чисел 40 и 50

- Уменьшите 37 на 7

- Чему равна разность чисел 46 – 2

- Какое число меньше 15 на 5

- На слайде записаны равенства. Заполните пропуски.  

50= … + 10              70= 10 + …         100= 10 + …

60= … + 10              90= 10 + …         40= … + 10

- Переходим к решению задачи. Машенька собирала грибы. Она нашла 18 лисичек и 20 маслят. Сколько грибов собрала Маша?

- Проверим вашу смекалку. Один петух разбудил двух человек, спящих на сеновале. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек?

- Летела стая гусей, а навстречу им гусак. – Здравствуйте, 10 гусей! – Нет, нас не 10. Если бы ты был с нами, да ещё 2 гуся, тогда нас было бы 10. Сколько в стае гусей?

Микроитог. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с устным счетом. На экране записаны примеры.

- Посмотрите на слайд. Найдите значения выражений.

56 – 4 =                     47 + 2 =                      81+9 =

99 – 70 =                   67 + 20 =                   30 – 7 =

(С решением последнего примера учащиеся затрудняются).

- Какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?

- Кто догадался решением примеров какого вида мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Проверим наше предположение в учебнике на с.61

- Тема урока: Устные приёмы вычислений для случаев вида 30-7. Вычитание однозначного числа из круглого

- Какую цель поставим перед собой?

Ответы учащихся

  • 45
  • 40
  • 24
  • 59
  • 90
  • 30
  • 44
  • 10

50 = 10+40     70 = 10+60

100=10+90     60 = 10+50

90 = 10+80     40 = 10+30

- 38 грибов

- это – задача шутка, поэтому 1 петух может разбудить и 10 человек

- 7 гусей

52,     49,      90

29     87       ?

Ответы детей

- узнать, как решать примеры вида 30-7

П: перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы

К: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л: самоопределение (внутренняя позиция ученика).

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование.

III. Изучение нового материала

- Дети, запишите в тетрадях число 23 ноября, классная работа.

- Вернемся к нашему примеру 30 – 7. Нужно 7 ед. вычесть из 3дес.

- Предположите, как будем решать данный пример.

- Сколько единиц в одном десятке?

- А сколько единиц в трёх десятках?

Работа с палочками – пучками (десятками).

- Один пучок – это 1 десяток. Положим на стол 3 пучка

- Чтобы убрать 7 палочек, нужно ли для этого развязывать все пучки?

- Сколько достаточно развязать?

- Сколько палочек из 10 осталось?

- А сколько осталось пучков?

- Какое получили в результате число?

- Запишите в тетрадь (на слайде):

Объяснение. C:\Users\я\OneDrive\Изображения\Снимки экрана\2022-11-17 (3).png

- Итак, для того чтобы из 30 вычесть 7, надо из 30 выделить десяток, т.е. разложить на удобные слагаемые 20 и 10, затем из 10 вычесть 7, и прибавить разность к 20.

- На столах у вас лежат памятки, которые помогут при вычитании однозначного числа из круглого.

 

Записывают число

Ответы детей

- 10 единиц

- 30 единиц

- Нет

- только один пучок

- 3 палочки

- 2 пучка

- 23

Работают в тетрадях пишут 30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 23

Р: 

позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность

П: перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом.

IV. Первичное закрепление

- Посмотрите на №1 на с.61 выполним его устно.

- Первый пример уже выполнен, посмотрите, из круглого числа 50 выделили десяток, значит 50 – это 40 и 10.

Все остальные примеры с такими же рассуждениями.

50 – 6 = (40 + 10) – 6 = 40 + (10 – 6) = 44

70 – 4 = (60 + 10) – 4 = 60 + (10 – 4) = 66

90 – 3 = (80 + 10) – 3 = 80 + (10 – 3) = 87

100 – 9 = (90 + 10) – 9 = 90 + (10 – 9) = 91

Устное проговаривание решения примеров 

- Чтобы из 50 вычесть 6, нужно разложить число 50 так, чтобы выделить 1 десяток. 10 ед. - 6 ед. = 4 ед., да еще 4 дес. Будет 44 и т.д.

П: перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы

V. Физкульт-минутка

- Пора немного отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться) 

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) 

Вот и стали мы сильней, (показать «силу») 

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Выполняют движения по тексту

Л: 

учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

VI. Закрепление ранее изученного

- Прочитайте задачу №4 стр. 61 про себя.

- О чём говориться в задаче?

- Что известно?

- Что нужно узнать?

- Составим краткую запись задачи.

- Можем сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- А можно это узнать?

- Составим план решения задачи

- Что узнаем в первом действии?

- Каким действием?

- Что узнаем во втором действии?

- Каким действием?

- Запишите ответ в тетрадь.

- Проверим, как вы усвоили новый материал, выполним примеры на с. 61 внизу учебника.

- Решите примеры в тетрадях самостоятельно.

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте решение примеров. (по слайду)

C:\Users\я\OneDrive\Изображения\Снимки экрана\2022-11-17 (5).png

- Прочитайте задачу №8 с. 61 про себя

- Вслух прочитает…

- О чём говориться в задаче?

- Что известно?

- Что требуется узнать?

- Составим краткую запись задачи в виде схематического чертежа.

- Можем сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- А можно это узнать?

- Что мы можем узнать в 1м действии? Как?

- Что во 2м действии? Как?

- Что мы можем узнать в 3м действии? Как?

- Посмотрите на чертеж как другим способом можно решить задачу?

- Запишите ответ задачи в тетрадь. 

Работа в парах

- Посмотрите на поля учебника. Вместе со своим соседом вам нужно вставить пропущенные цифры и знаки. Запишите в тетрадь готовые вычисления. C:\Users\я\OneDrive\Изображения\Снимки экрана\2022-11-17 (6).png

- Давайте проверим задание (по слайду).

- О покраске дверей

- Маляр покрасил за 1 день -10 дверей, а ученик - на 3 меньше.

- Сколько всего дверей они вместе покрасили за 1 день

один ученик у доски

- не можем

- не знаем, сколько дверей покрасил ученик

- да

- Сколько дверей покрасил ученик за день

- Вычитанием 1) 10 – 3 = 7(д.) - покрасил ученик,

- Сколько всего дверей они вместе покрасили за 1 день

- сложением 2)10+7=17(д.) - всего

- Ответ: всего 17 дверей

80 - 8 = 70 + (10 - 8) = 72

100 - 7 = 90 + (10 - 7) = 93

40 - 4 = 30 + (10 - 4) = 36

70 - 2 = 60 + (10 - 2) = 68

Взаимопроверка

- Об игрушках Пети

- Шаг обезьяны 15 см, утка на 10 см короче, а слона на 20 см длиннее, чем обезьяны

- На сколько см шаг утки короче шага слона;

один ученик у доски

- не можем.

- не знаем шаг утки и слона

- да

- Шаг утки 15-10=5(см)

- шаг слона 15+20=35(см)

- 35 − 5 = на 30 (см) − шаг утки короче шага слона.

10 + 20 = на 30 (см) − шаг утки короче шага слона.

Ответ: на 30 см

50 − 43 = 7

48 − 8 = 40

9 + 90 = 99

80 + 0 = 80

      или

80 − 0 = 80

Р: 

позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность

П: 

Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы

Р: анализировать собственную работу.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Итог урока.

Рефлексия Домашнее задание

- Что больше всего понравилось?

- Возникли ли у вас затруднения?

- Продолжи предложение:

На уроке я научился…

На уроке мне было интересно…

На уроке мне было трудно…

Мне нужна ещё помощь

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.61 № 3, 5

- За урок получили оценки…

Ответы детей

Открывают дневники и записывают домашние задание.

Л. проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики. Тема: «Приёмы вычислений для случаев 30-7». 2 класс

Тема урока: «Приёмы вычислений для случаев 30-7»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: обучающийся получит возможность усвоить прием  вычисления примеров вида 30-7.Учебные задачи...

Технологическая карта урока математике Тема: "Приемы устных вычислений"

Цели деятельности учителя: формировать умения письменного вычитания и  сложения трёхзначных чиселПланируемые результатыПредметные: знать; способы устных вычислений деления и умножения трехзначных...

Технологическая карта урока математики. Тема: Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

Цель: Знакомство с приемами сложения и вычитания с трех­значными числами, основанными на знании разрядных слагае­мых;закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов.Ти...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Приёмы устных вычислений»

Технологическая карта урока математикиТема: «Приёмы устных вычислений»3 класс...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приёмы письменных вычислений».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Приёмы письменных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о приемах письменных вычислений; отработка вычисл...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приемы устных вычислений , умножение и деление».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Приёмы устных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепл...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: «Устные вычисления», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о свойствах сложения....