ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Приёмы устных вычислений»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Технологическая карта урока математики

Тема: «Приёмы устных вычислений»

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_priyomy_ustnyh_vychisleniy_3_klass.docx37.52 КБ
Файл matematika_3_klass.pptx331.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                 Ф.И. студента:

Школа:                                                                                                                              Ф.И.О. учителя:

Класс: 3б                                                                                                                           Ф.И.О. методиста:

Кабинет: 105

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Приёмы устных вычислений»

Тип урока: закрепление

Цель деятельности учителя: создание организационных и содержательных условий для ознакомления учащихся с приёмами сложения и вычитания в пределах 1000

Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться складывать и вычитать трехзначные числа, решать текстовые задачи.
  • Личностные:  понимать значение математических знаний в собственной жизни.

Оборудование: учебник стр. 69, рабочая тетрадь стр.50, ИКТ

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Хронометраж

1.Организация начала занятия

1 МИНУТА

2.Подготовка к основному этапу занятия; целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

5 МИНУТ

3.Первичное усвоение(открытие) новых знаний способов деятельности(правил, понятий, алгоритмов)

10 МИНУТ

4. Физминутка

3 МИНУТЫ

5. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации

10 МИНУТ

6. Контроль усвоения и самопроверка знаний

5 МИНУТ

7. Подведение итогов

1 МИНУТА

8. Рефлексия

1 МИНУТА

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала занятия

Цель: подготовка детей к занятию

Задачи: подготовить детей к началу занятия;  проверить их готовность к уроку

- Тихонечко садитесь

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Римовна. Сегодня я проведу у вас математику.

-Проверьте всё ли у вас готово к началу урока (тетрадь, рабочая тетрадь, учебник, пенал).

-Здравствуйте. (проверяют свою готовность к уроку и садятся за парты)

Методы: словесный

Приёмы: « улыбка»

Средства: стихотворение

Формы: коллективная(фронтальная)

Целеполагание,

мотивация и

актуализация опорных

знаний

Цель: подготовка  к новой теме

Задачи: умение считать предметы; вспомнить пройденные цифры.

- Ребята, давайте сначала потренируемся и проведём устный счёт.

-Выполните вычисление. Сколько будет 630-90?

-Скажите, как вы решили этот пример

-Следующий пример. Сколько будет 270+80?

-Как вы решили этот пример?

-Молодцы

-Решите логическую задачу:

В летний полдень под сосной

Еж нашел сюрприз лесной

Две лисички, пять опят

Под сосной в лесу стоят

Ну, а дальше у опушки-

Сыроежки- все подружки

По три в три ряда стоят,

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?

-Скажите, как вы это узнали?

-Правильно, а теперь давайте поиграем в игру «Кто быстрее?». Итак, я вывешу примеры на доске. Каждый ряд по цепочке должен выйти к доске и решить примеры. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл. Но самое главное в примерах не должны быть ошибки, поэтому решайте внимательно

Примеры:

1 ряд

800+200

650-530

400+300

940-840

700+100

870-150

100+700

990-390

310+180

870-150

710+290

400-300

2 ряд

150+220

520-410

850+140

800-200

340+360

500-200

700+300

500-400

710+290

820+100

760-720

990-900

3 ряд

300+500

610-100

460+230

280-180

600+300

200+600

940-840

370+500

1000-500

700+100

600-200

570+420

-Молодцы, победила … ряд. Давайте проверим, правильно ли вы решили примеры

(На слайде появляются правильные ответы)

-Ребята, а сейчас посмотрите на слайд. Найдите примеры, в которых ошибся Незнайка. Решите их правильно.

1)460-430=890

2)770-520=250

3)650-530=120

4)590-320=270

5)750-240=990

6)790-370=420

7)740-420=310

8)950-810=140

-540

(630-30)-60=540

350

(270+30)+50

-Еж нашел 16 грибов.

-(2 лисички+5 опят)+3*3 сыроежки  получается 16 грибов

(По очереди каждый ряд решает выходит к доске и решает пример)

1000

120

700

100

800

720

800

600

490

720

1000

100

370

110

990

600

700

300

1000

100

920

40

1000

90

800

510

690

100

900

800

100

870

500

800

400

990

(Проверяют)

- В первом примере должно получиться не 890, а 30

-Во втором примере всё правильно

-В третьем примере всё правильно

-В четвёртом примере всё правильно

-В пятом примере должно получиться не 990, а 510

-В шестом примере всё правильно

-В седьмом примере должно получиться не 310, а 320

- В восьмом примере всё правильно

Л: смыслообразование.

П:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Р: выполнение пробного учебного действия; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Методы: метод формирования познавательных интересов

Приёмы: занимательные аналогии

Средства: презентация

Формы:  коллективная(фронтальная)

Первичное усвоение

(открытие) новых

знаний и способов

деятельности (правил,

понятий, алгоритмов)

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по решению поставленной задачи

Задачи: дать детям новое знание

Ребята посмотрите на эти примеры (430+210, 540-430). Сейчас, я объясню, как их решить.

-При сложении и вычитании второе слагаемое (вычитаемое) представляю в виде суммы разрядных слагаемых, а затем эти слагаемы последовательно прибавляют или вычитают.

Например: 430+210=430+(200+10)=(430+200)+10=640

-Чтобы сложить 430 и 210 нужно второе слагаемое, т.е. 210 представить в виде суммы разрядных слагаемых, т.е. 200 и 10. А уже потом последовательно прибавить эти слагаемые.

540-430=540-(400-30)=110

-Чтобы вычесть 430 из 540 нужно вычитаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых, т.е. 400 и 30. А затем последовательно вычитать.

-Для этих же случаев сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разрядную единицу используют также приёмы поразрядного сложения и вычитания.

430+210=(400+30)+(200+10)

-Чтобы сложить слагаемые можно представить каждое слагаемое в виде разрядного слагаемого, т.е. 430 разложить на 400 и 30, а 210 разложить на 200 и 10. А затем к сотням прибавить сотни, а к десяткам прибавить десятки.

540-430=(500-40)-(400-30)

-Также и при вычитание. Нужно представить числа 540 и 430  в виде разрядных слагаемых, т.е. 540 разложить на 500 и 40, а 430 разложить на 400 и 30. А затем из сотен вычесть сотни, а из десятков вычесть десятки

Откройте учебник на с.69

-А теперь попробуйте объяснить разные способы вычислений и закончите решение.

-Итак, первый пример 260+310, как его решить?

-Да, верно. Скажите, сколько получилось в примере?

-А как решить такой же пример, но другим способом

-А как решить пример 670-140?

-Сколько получиться?

-Объясните, как решить тот же пример, но другим способом.

-Молодцы!

-Посмотрите на номер 1. Вычислите с устным объяснение. Сначала первые два столбика - выполняем все вместе, с устным объяснением и записью на доске, последний столбик - самостоятельно.

-Как решить пример 570+240? И что получится?

-Как решить пример 360+170? И что получится

-Как решить пример 760-480? И что получится?

-Как решить пример 540+290? И что получится?

-Как решить пример 320-160? И что получится?

-Как решить пример 430+180? И что получится?

(Дети слушают учителя и смотрят на презентацию)

(Открывают учебники)

-Чтобы решить пример нужно 310 представить в виде разрядного слагаемого / разложить 310 на 300 и 10. А затем по очереди прибавить слагаемые

-570

-Чтобы решить пример нужно к сотням прибавить сотни и десятки прибавить к десяткам, т.е. 200+300 и 60+10. А затем сложить 500 и 70. Получится 570

-Нужно представить вычитаемое 140 в виде разрядного слагаемого/ разложить на 140 на 100 и 40. А затем по очереди вычитать.

-530

-Чтобы решить пример нужно из сотен вычесть сотни и из десяток вычесть десятки, т.е. 600-100 и 70-40. А затем сложить 500 и 30. Получится 530

-Нужно разложить число 240 на 200 и 40, а затем по очереди прибавить все слагаемые/ к сотням прибавить сотни (500+200), к десяткам прибавить десятки (70+40), а затем прибавить все слагаемые. Получится 810

- Нужно разложить число 240 на 200 и 40, а затем по очереди прибавить все слагаемые/ к сотням прибавить сотни (500+200), к десяткам прибавить десятки (70+40), а затем прибавить все слагаемые. Получится 530

- Нужно разложить число 170 на 100 и 70, а затем по очереди прибавить все слагаемые/ к сотням прибавить сотни (300+100), к десяткам прибавить десятки (60+70), а затем прибавить все слагаемые. Получится 530

- Нужно разложить число 480 на 400 и 80, а затем по очереди вычитать все слагаемые/ разложить все слагаемые. 760 разложить на 700 и 60, а 480 на 400 и 80. А затем из сотен вычесть сотни, а из десятков –десятки. Получится 280

- Нужно разложить число 540 на 200 и 90, а затем по очереди прибавить все слагаемые/ к сотням прибавить сотни (500+200), к десяткам прибавить десятки (40+90), а затем прибавить все слагаемые. Получится 830

- Нужно разложить число 160 на 100 и 60, а затем по очереди вычитать все слагаемые/ разложить все слагаемые. 320 разложить на 300 и 20, а 160 на 100 и 60. А затем из сотен вычесть сотни, а из десятков –десятки. Получается 160

- Нужно разложить число 180 на 100 и 80, а затем по очереди прибавить все слагаемые/ к сотням прибавить сотни (400+100), к десяткам прибавить десятки (30+80), а затем прибавить все слагаемые. Получится 610

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; структурирование знаний;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Методы: словесный, наглядный  

Приёмы: работа с учебником

Средства: презентация, учебник

Формы: коллективная (фронтальная)

Физминутка

-Ребята, давайте немного отдохнём. Встаём со своих мест и повторяем за мной.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

(Встают из-за парт и повторяют за мной)

(Садятся)

Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации

Цель: создание условий для повторения ранее изученного материала

Задачи:

-Ребята, посмотрите на номер 3. Прочитайте задачу.

- О ком говорится в задаче?

- Что о них говорится?

- Что известно о количестве первоклассников?

- Что известно о количестве второклассников?

- Что нужно знать в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Давайте составим краткую запись, кто хочет записать?

Краткая запись:

3 класса по 24 чел.             на ? чел. больше  

2 класса по 28 чел.                

-Итак, нам известно, что 3 класса по 24 человек и 2 класса по 28 человек. Нам нужно найти, на сколько больше было первоклассников, чем второклассников.

-Кто хочет записать решение на доске?

-Сначала, что нужно найти?

-Правильно, а как нам это узнать?

-Сколько получится?

-Что дальше нужно узнать?

-Правильно, как нам это узнать?

-Сколько получиться?

-Что теперь нам нужно узнать?

- Как узнать, на сколько 1 число больше другого?

-Как мы это узнаем?

-Молодцы. Давайте сделаем следующее задание под номером 5. Вам нужно составить по таблице задачу и решить её.

-Что нам известно?

-Да, верно, скорее всего работали 2 человека, возможно это рабочие

-Что нужно найти?

-Да, верно. Кто уже составил задачу? Озвучите, пожалуйста

1 способ

-Первый рабочий за один час изготавливает 30 деталей, а сколько же за 3 часа? Каким действием вы будите решать?

-Второй рабочий за один час изготавливает 40 деталей? Сколько же он изготовит за 3 часа?

-Как найти, сколько всего деталей изготовили рабочие.

2 способ

-Можно сначала узнать, сколько деталей изготовили 2 рабочих вместе за 1 час. Как это найти?

- А дальше что нужно сделать?

(Один ученик читает задачу) 

-О первоклассниках и второклассниках

-Они посетили музей

-3 класса по 24 чел

-2 класса по 28 чел

-На сколько больше было первоклассников, чем второклассников

-Нет

(Один ученик записывает краткую запись на доске, остальные в тетрадь)

Решение задачи:

1) 3* 24=72(ч.)- первоклассников

2)2*28=56(ч.)-второклассников

3)72-56=16(ч.)- на столько больше первоклассников.

Ответ: на 16 человек больше

-Сколько было первоклассников

-Нужно умножить 3 класса на 24

-72 человек

-Сколько было второклассников

-Умножить 2 класса на 28 человек

-56 человек

- На сколько больше было первоклассников, чем второклассников

-Из большего вычесть меньшее

-Нужно из 72 человек(первоклассников) вычесть 56 человек(второклассников) получится 16 человек.

-Известно, что изготовили 30 деталей за 1 час и 40 деталей за 1 час

-Сколько всего изготовили деталей за 3 часа 

-Первый рабочий за 1 час изготавливает 30 деталей, второй 40 деталей в час. Сколько всего деталей они изготовят, если каждый будет работать 3 часа.

(Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадь)

-30*3=90(д.)-изготовил 1-й рабочий

-40*3=120(д.)- изготовил 2-й рабочий

-90+100=210(д.)-всего

(Другой ученик записывает 2 способ на доске)

-30+40=70(д.)- изготовили 2 рабочих за 1 час

- 70*3=210(д.)- изготовили всего

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; структурирование знаний;

К: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения.

Методы: словесный, практический

Приёмы:

Средства: доска, мел, учебник, презентация

Формы: фронтальная, индивидуальная

Контроль усвоения и самопроверка знаний

Цель: создание условий для выявления качества знаний, определения пробелов, установления их причины

Задачи:

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на с. 50. Выполните номер 9 самостоятельно. Потом все вместе проверим.

-Итак, давайте проверим. Как вы решили первый пример? На какие числа вы разложили число 70?

-Следующий пример. Сколько у вас получилось?

-Как вы решили следующий пример? Что у вас получилось?

-Что у вас получилось в следующем примере?

-Самостоятельно решите примеры, которые даны ниже, позже проверим

-Давайте проверим

-Молодцы. Решите примеры в столбик под номером 10 самостоятельно

-Давайте проверим

(Решают самостоятельно)

350+70=350+(50+20)=(350+50)+20=400+20=420

35дес.+ 7дес.=42дес.

-720-60=720-(20+40)=(720-20)-40=700-40=660

72дес.-6дес.=66дес.

(Решают самостоятельно)

230+90=320

640+80=720

930-50=880

350+60=410

470-90=380

560-70=490

130-80=50

810-40=770

(Решают самостоятельно)

-54-26=28

43+18=61

70-31=39

35+49=84

82-25=57

П: ориентируются в своей системе знаний.

Р: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

Методы: практический

Приёмы:

Средства: рабочая тетрадь

Формы: фронтальная, индивидуальная

Подведение итогов

- Что нового вы узнали на уроке?

-Мы продолжили знакомиться с новыми приёмами сложения и вычитания в пределах 1000

Рефлексия

Продолжите предложения:

- Мне понравилось…

- Я испытывал трудности…- Я научился…

-решать задачи/примеры

-при решение задач -новым приёмам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполните вычисление Сколько будет 630-90? Сколько будет 270+80?

Слайд 2

Решите логическую задачу В летний полдень под сосной Еж нашел сюрприз лесной Две лисички, пять опят Под сосной в лесу стоят Ну, а дальше у опушки- Сыроежки- все подружки По три в три ряда стоят, На ежа они глядят. Кто ответ нам дать готов, Сколько еж нашел грибов?

Слайд 3

Решите логическую задачу В летний полдень под сосной Еж нашел сюрприз лесной Две лисички, пять опят Под сосной в лесу стоят Ну, а дальше у опушки- Сыроежки- все подружки По три в три ряда стоят, На ежа они глядят. Кто ответ нам дать готов, Сколько еж нашел грибов? Ответ: 16 грибов

Слайд 4

800+200= 1000 650-530= 120 400+300= 700 940-840= 100 700+100= 800 870-150= 720 100+700= 800 990-390= 600 310+180= 490 870-150= 720 710+290= 1000 400-300= 100

Слайд 5

150+220= 370 520-410= 110 850+140= 990 800-200= 600 340+360= 700 500-200= 300 700+300= 1000 500-400= 100 710+290= 920 820+100= 40 760-720= 1000 990-900= 90

Слайд 6

300+500= 800 610-100= 510 460+230= 690 280-180= 100 600+300= 900 200+600= 800 940-840= 100 370+500= 870 1000-500= 500 700+100= 800 600-200= 400 570+420= 990

Слайд 7

Найдите примеры, в которых ошибся Незнайка 1)460-430=890 2)770-520=250 3)650-530=120 4)590-320=270 5)750-240=990 6)790-370=420 7)740-420=310 8)950-810=140

Слайд 8

Найдите примеры, в которых ошибся Незнайка 1)460-430= 30 2)770-520=250 3)650-530=120 4)590-320=270 5)750-240= 510 6)790-370=420 7)740-420= 320 8)950-810=140

Слайд 9

430+210 540-430 10 200 30 400

Слайд 10

430+210 200 4 00 3 0 1 0

Слайд 11

540-430 500 4 00 40 3 0

Слайд 12

Продолжите предложения: Мне понравилось… - Я испытывал трудности… - Я научился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики. Тема: «Приёмы вычислений для случаев 30-7». 2 класс

Тема урока: «Приёмы вычислений для случаев 30-7»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: обучающийся получит возможность усвоить прием  вычисления примеров вида 30-7.Учебные задачи...

Технологическая карта урока математике Тема: "Приемы устных вычислений"

Цели деятельности учителя: формировать умения письменного вычитания и  сложения трёхзначных чиселПланируемые результатыПредметные: знать; способы устных вычислений деления и умножения трехзначных...

Конспект урока математики. Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 180 ∙ 4; 900: 3" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об устных приёмах умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; закрепление вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые...

Конспект урока математики. Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 240 ∙ 4; 203 : 4; 960 : 3" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об устных приёмах умножения и деления трехзначных чисел, основанными на свойствах умножения и делении суммы на число; закрепление вычислительных н...

Конспект урока математики. Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50; 800 : 400" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о приёмах устного деления трехзначных чисел методом подбора; закрепление вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приёмы письменных вычислений».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Приёмы письменных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о приемах письменных вычислений; отработка вычисл...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приемы устных вычислений , умножение и деление».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Приёмы устных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепл...