- Здравствуйте, дети! Садитесь. Меня зовут Евдокия Васильевна, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике. - Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость общения друг с другом. - Ребята! Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы наше занятие пошло каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | - Приветствуют
- Слушают
| ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: - формировать мотивацию на учебную деятельность Метапредметные: 1. регулятивные: - развивать умения планировать своё высказывание. 2. познавательные: - формировать умение отвечать на простые вопросы учителя 3. коммуникативные: - развивать умения формулировать ответы на вопросы.
|
- Сейчас мы с вами выполним задания – решим задачи. Читаем с экрана по 1 задаче, объясняем решение и называем ответ. 1) У красного кораблика не зелёный флажок, а у синего кораблика не жёлтый. Покажи, какого цвета флажок у каждого кораблика. 2) Клоун в рыжем колпачке выступал не с мячиком, а клоун в синем колпачке выступал не с цветком. С какими предметами выступали клоуны в рыжем и синем колпачках? - А теперь у нас блиц-опрос. Ответьте на вопросы: 1) Сколько хвостов у двух ослов? 2) Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? 3) Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? 4) Задумали число. Когда его увеличили на один стало три. Какое число задумали?
| - Решают задачи, объясняют решение. 1) У красного кораблика желтый флажок, а у синего зеленый.
2) Клоун в рыжем колпаке выступал с цветком. Клоун в синем колпаке – с мячом. Отвечают на вопросы учителя. 1) У двух ослов два хвоста. 2) Сделали три разреза. 3) Сделали два разреза. 4) Задумали число 2.
| Регулятивные УУД: Метапредметные: 1. регулятивные: - развивать умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил - развивать умение планировать своё высказывание - умение формулировать совместно с обучающимися темы внеурочного занятия. 2. познавательные - формировать умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя. - развивать умения находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий. 3. коммуникативные: - развивать умения формулировать ответы на вопросы. - развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
- Ребята, как вы думаете, что такое логические задачи? Верно! Это такие задачи, которые помогают развить вашу память, умение думать и рассуждать. - Сегодня на занятии вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. (Спрашиваю несколько учеников) Правила: - Говори тихо и спокойно;
- К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра;
- Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца;
- Делай замечания тактично, не груби;
- В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю
- Посмотрите на карточку, которая лежит у вас на партах. На ней представлены задания, которые вам необходимо будет совместно выполнить. - Посмотрите на задачу 1. Сейчас я её прочитаю, слушайте внимательно. Задача: Три котенка - Мурка, Том и Барсик - съели ерша, окуня и карася. Мурка не ела ни ерша, ни окуня. Том не ел ерша. Какую рыбку съел каждый котенок? - Логические задачи мы будем решать с помощью таблицы. Для начала давайте познакомимся с таблицей.
| Мурка | Том | Барсик | ерш |
|
|
| окунь |
|
|
| карась |
|
|
|
- Как называются эти горизонтальные клеточки в таблице? - Как называются вертикальные клеточки в таблице? - Что записано в первом столбце? - Что записано в первой строке в столбцах? - Прочитайте задачу про себя еще раз. - Давайте подумаем, что мы знаем о каждом котёнке. - Итак, Мурка. Что мы знаем про Мурку? - Верно, Мурка не ела ни ерша, ни окуня. Значит на уровне1первого и второго места мы у Мурки ставим «-». - Что мы знаем про Тома? - Значит, мы у Тома ставим «-» напротив ерша. - Давайте рассуждать дальше. Если Мурка не ела ни ерша, ни карася. Значит, Мурка съела карася. Поставим знак «+» напротив карася. - Если Тома не ел ни ерша, и как нам уже стало известно, ни карася, значит, Том съел окуня. Напротив окуня у Тома ставим знак «+». - Карася и окуня съели уже Мурка и том, значит, Барсик съел какую рыбу? - Верно, напротив ерша у Барсика ставим знак «+».
| Мурка | Том | Барсик | ерш | - | - | + | окунь | - | + |
| карась | + |
|
|
- Ребята, как звучал вопрос в задаче? - Мы ответили на вопрос в задаче? - Какую рыбу съела Мурка? - Какую рыбу съел Том? - И какую рыбу съел Барсик? - Теперь давайте запишем ответ. Клички котят (Мурка, Том и Барсик) мы будем записывать только первые буквы (М, Т и Б), а рыбу, которую они съели, будем записывать полностью (карась, окунь и ёрш). - Запишем ответ: М-карась, Т-окунь, Б-ёрш. - Ответ записан, задача решена. - Посмотрите внимательно на знаки в каждой строке. Что интересного заметили? (Сколько знаков «+»?) - Посмотрите внимательно на знаки в каждом столбце. Что интересного заметили? (Сколько знаков +?). | - Логические задачи - это задачи, которые помогают развить вашу память, умение думать и рассуждать.
- Повторяют правила работы в паре (озвучивают несколько учеников)
- Строки. - Столбцы. - Названия рыб. - Клички котят.
- Мы знаем, что Мурка не ела ни ерша, ни окуня.
- Про Тома мы знаем, что он не ел ерша.
- Барсик съел ерша. - Вопрос в задаче: Какую рыбку съел каждый котенок? - Да. - Карася. - Окуня. - Ерша.
- Один знак «+».
- Один знак «+». стершиеся числа. | Предметные: - формировать представление о логических задачах, учить решать их с помощью таблицы. Метапредметные: 1. регулятивные: - развивать умение планировать своё высказывание; - умение формулировать совместно с обучающимися задач внеурочного занятия. 2. познавательные - развивать умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; - развивать умения находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий. 3. коммуникативные: - развивать умения формулировать ответы на вопросы; - развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
- Из этого следуют правила заполнения таблицы. Я начну, а вы продолжите первое правило заполнения таблицы. В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять... - Второе правило. Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим... - Третье правило. Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком... - Ребята, если у нас в каждом столбце и каждой строке стоит один знак плюс, может он еще где – то стоять? - Если у нас в столбце или строке все места, кроме одного заняты знаком минус, может ли быть еще минус? - В течении нашего занятия вам понадобятся эти правила, поэтому у вас на партах будут лежать правила заполнения таблиц к логическим задачам. 1. В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять только один знак "+". 2. Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим знак (+). 3. Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком (-). | - В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять только один знак "+". - Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим знак (+). - Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком (-). - Нет. - Нет. |
|
- Всем понятно, как нужно решать логические задачи? - Если у вас возникнут трудности, поднимите руку, я подойду к вам и помогу. (Если же дети не понимают, как решать логические задачи мы разбираем ещё одну задачу) - Итак, решаем задачи на карточках. Работаем в парах, напоминаю про правила работе в паре. Задача 2. В соревновании по прыжкам белка, заяц и мышка заняли первые три места. Белка заняла не первое и не третье место. Заяц занял не третье место. Какое место занял каждый зверь? - Давайте проверим, ученик выходит к доске и решает задачу, остальные учащиеся проверяют своё решение на своих местах. - Проверка. Итак, белка. Что мы знаем про белку? - Значит, куда мы поставим знак «-»? - Что мы знаем про зайца? - Как мы заполним таблицу? - Верно. Давайте рассуждать дальше. Если белка заняла не первое и не третье место, а это значит… - Хорошо! - Заяц занял не третье и не второе место, потому что второе место уже заняла белка. Напротив второго места ставим знак "-". Значит заяц занял … - Первое и второе место уже заняли заяц и белка, значит для мышки остается какое место? - Как звучал вопрос в задаче? - Мы ответили на вопрос в задаче?
| белка | заяц | мышка | 1 место | - | + | - | 2 место | + | - | - | 3 место | - | - | + |
- Запиши ответ. Карточка: (учащиеся, также решают третью задачу и проверяют её вместе с учителем) Задача 3: Мальчики занимаются плаванием, шахматами и рисованием. Матвей не умеет рисовать. Коля не умеет плавать, а Саше папа подарил новую шахматную доску. Чем занимается каждый мальчик? - Если ученики справились с решением всех логических задач, учитель предлагает решить им ряд, также логических задач, но которые не требуют оформления в таблице. Данные задачи также представлены на карточках.
| - Да.
- Мы знаем, что белка заняла не первое и не третье место. - Значит, на уровне первого и третьего места мы у белки поставим"-". - Мы знаем, что заяц занял не третье место. - Значит мы у зайца ставим "-" напротив третьего места. - Значит, белка заняла второе место. Поставим знак "+" напротив второго места. - Значит, заяц занял первое место. Ставим знак "+" напротив первого места. - Третье место. Ставим знак "+" напротив третьего места. - Какое место занял каждый зверь? - Да.
- Решают 3 задачу, проверяют с учителем. |
|
Логические задачи: 1. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. (Одно число - 100, другое – 1000000.) 2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы в году имеют 28 дней.) 3. Собака была привязана к 10-ти метровой веревке, а прошла 200 метров. Как ей это удалось? (Ее веревка не была ни к чему привязана.) 4. Как спрыгнуть с 10-ти метровой лестницы и не ушибиться? (Нужно прыгать с последней ступеньки.) 5. Что можно видеть с закрытыми глазами? (С закрытыми глазами можно видеть сны.) 6. Что в огне не горит и в воде не тонет? (В огне не горит и в воде не тонет - лёд.) 7. Кого называют морской осой? ( Медузу называют морской осой.) 8. Что тяжелее: 6 пакетов крупы по 2 кг или 2 листа железа по 6 кг? (Крупа и железо весят одинаково 12 кг.) 9. В подъехавший трамвай без пассажиров села свадьба - жених, невеста и 7 гостей. Сколько человек оказалось в трамвае? (10 человек оказалось в трамвае.) 10. На столе лежало 6 конфет. Половина детей взяла себе по одной конфете, а вторая половина - по две. Сколько было детей? (- 10 человек оказалось в трамвае.) | - Если осталось время на занятии, решают данные логические задачи (на карточках) |
|
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Что мы сегодня делали на занятии? - Что такое логическая задача? - Каким способом мы решали задачи? -Достигли ли мы всех задач, которые ставили в начале занятия? -Понравилось ли вам их решать? -Пришло время оценить свою работу на занятии. - Приём «Лесенка успеха». На карточках, которые вам раздали, вы видите лесенку успеха. На ней 3 уровня. Вам надо нарисовать звёздочку на ту ступень, которая соответствует вашей работе на занятии. Если на занятии вам было тяжело и ничего непонятно, то поставьте звёздочку на 1 саму низкую ступень. Если вам было понятно, но осталось много вопросов, то на вторую ступень. А если занятие вам понравилось, вам было всё понятно, то поставьте на 3 ступень. - Поднимите ваши карточки с заполненной лесенкой успеха, чтобы я смогла увидеть ваши результаты. - Итак, я вижу, что большинству всё было понятно, им понравилось решать логические задачи. Это хороший результат! Я вам желаю дальше развиваться и решать логические задачи, ведь они бывают разные. -Спасибо за вашу работу! До новых встреч! | - Решали логические задачи. - Логическая задача - это задача, которая развивает память, умение рассуждать. - С помощью таблицы. - Понравилось.
Оценивают свою работу на занятии. | Метапредметные: 1. регулятивные: - развивать умение оценивать учебные действия.
2. познавательные: - учить делать выводы в результате совместной работы.
3. коммуникативные: - развивать умение принимать участие в диалоге.
|