Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. УМК "Школа 2000".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Широкова Вера Геннадьевна

Предлагаемый Вашему вниманию урок разработан в технологии деятельностного метода, автор учебника Л.Г.Петерсон. Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок-исследование. форма урока: групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vvedenie_ponyatiya_zadacha.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Широкова Вера Геннадьевна, АНО «Павловская гимназия», учитель начальных классов, Московская область, д. Веледниково.

Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»»  с презентацией для учащихся 1 класса.

Математика. 1 класс

Тема урока: Введение понятия «ЗАДАЧА».

Цели урока. Создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:

  • Личностные: навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Метапредметные: поиск необходимой информации в справочных источниках для выполнения учебного задания; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  
  • Предметные: представления об основных математических понятиях: «задача», «условие», «вопрос», «известное число», «неизвестное число».

Оборудование: фигурки сказочных персонажей (Винни Пух, Буратино, Знайка, Заяц, Лягушка, Енот, Медвежонок), карточки с текстами высказываний героев, карточки для моделирования («задача», «условие», «вопрос», «известные числа», «неизвестные числа», «связь по смыслу», «вопросительные слова»), маркеры синего и красного цвета, текст «Что такое задача?».

Ход урока

этапы

учитель

учащиеся

доска

Актуализация знаний

- Какой сейчас урок?

- Какие виды работ выполняют школьники на уроках математики?

- Урок математики.

-Считают, сравнивают числа, решают задачи…

Постановка проблемы

побуждение

проблема

- Вот и в сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у героев известных вам сказок получилось.

- Рядом с карточкой «Задача» прикрепите фигурки персонажей, чьи высказывания вы считаете задачей.

- Что вы заметили?

- Смогли ли вы выполнить задание?

- В чём затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Читают фразы, записанные рядом с изображением сказочного персонажа:

Винни Пух: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»

Буратино: «У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня останется?»

Знайка: «Внутри Луны при остывании внешней оболочки образовалась полость, которая могла постепенно заполниться… Чем?»

Заяц: «Кто в теремочке живёт?»

Лягушка: «На кочке сидели 4 лягушки. Я прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»

Енот: «На ветке сидели 5 рыб, прилетели ещё 2. Сколько рыб плавает в реке?»

Медвежонок: «1 + 1 = 2 (ромашки)»

- У нас разные мнения о работе одного героя…

- Мы не согласны друг с другом…

- Мы не знаем, кто из нас прав…

- Что такое задача?

- Как узнать задачу?

Рядом с изображениями сказочных персонажей помещены тексты высказываний (содержание: вопрос, задача, проблема, реплика и т.п.)

Рядом с карточкой «задача» учащиеся помещают фигурки героев. Мнения расходятся.

Рядом со знаком «?» фиксируются проблемные вопросы детей.

Поиск решения

Групповая работа по решению проблемы

- Каким образом обычно можно получить ответы на вопросы?

-Действительно, мы воспользуемся названным вами способом. К нам на помощь приходит наш друг «Словарик». Он приготовил тексты, в которых можно найти ответы на ваши вопросы.

- Познакомимся с планом работы:

1.Прочитать текст «Что такое задача?»

2.Назвать составные части задачи и их признаки.

3.Прочитать высказывание выбранного сказочного героя и определить, является ли оно задачей. Ответ обосновать.

-Давайте вместе определим правильность выполнения задания, например, Винни Пухом. А затем в группах вы проверите высказывания одного из сказочных героев самостоятельно.

- Всю полезную информацию о задаче, которую нам сообщил «Словарик», запишем в модель-помощницу.

- Как называются части задачи?

- Что содержит условие?

- Что ещё нам сообщил «Словарик» об этих числах?

- Что содержит вопрос задачи?

- Смотрим на схему-помощницу и исследуем высказывание Винни Пуха.

- Есть ли в нём условие?

- По каким признакам вы узнали условие?

- Есть ли в высказывании вопрос?

- Сделаем вывод. Является ли высказывание Винни Пуха задачей?

- Как поработали остальные сказочные герои, вы определите в ходе групповой работы.

Учитель курирует работу групп. Предлагает в высказываниях персонажей выполнять подчёркивание условия синим цветом, вопроса – красным.

- Спросить у родителей или учителя.

- Прочитать в книге.

- …

Читают текст «Что такое задача?»:

«Задача – математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.

Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ»

Например…

- Условие и вопрос.

- Известные числа.

- Они связаны друг с другом.

- В нём есть вопросительные слова.

- Неизвестные числа.

- Есть: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного».

- В нём есть известные числа 3 и «ни одного». Они связаны – говорится об одних и тех же горшочках.

- Вопрос есть, но он не про горшочки.

- Здесь ничего считать не надо. Винни проголодался…

- Нет.

Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. В группе – фигурка героя. Подчёркивание условия и вопроса (при наличии) выполняется в тексте высказывания на листе.

План работы.

        

воспроизведение

- Какие вопросы возникли у нас в начале урока?

- Можем ли мы теперь дать ответ на какой-либо из этих вопросов?

- Что такое задача?

- Как узнать задачу?

- Да.

Учащиеся представляют результаты своей работы над высказыванием отдельных сказочных персонажей. Доказывают своё мнение о наличии частей задачи – вопроса и условия, опираясь на характеристики текста «Что такое задача?»

Вновь появляются фигурки сказочных персонажей и их высказывания с пометками детей (условие подчёркивается синим цветом, вопрос - красным)

рефлексия

- Сможем ли мы теперь оценить правильность  выполнения домашнего задания сказочными героями?

- Почему сейчас у нас всё получилось без сомнений и спора?

- Каким образом мы получали знания?

- Кто из вас сможет убедительно рассказать своим близким (другу, который был болен и отсутствовал на уроке) о том, как узнать задачу среди прочих высказываний?

- Спасибо за работу на уроке! Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе.

- Да. Задача была у Буратино, потому что …

(доказывают с опорой на модель)

- У нас есть необходимые знания.

- Мы работали вместе в группе. Проводили исследование.

- Нам помогал «Словарик».

Дети отвечают.

Карточку «задача» помещают к фигурке Буратино.

применение

(домашнее творческое задание)

- Придумайте задачу. Если возможно, сделайте к ней рисунок. Докажите, что это задача (разметка цветом частей задачи).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок по теме "Введение понятия умножения", 2 класс.

Урок разработан в соотвествии с требования фГОС по развивающей программе Л.В. Занкова....

Конспект урока по математике на тему: "Задача" (урок – исследование)

Конспект урока по математике на тему: "Задача" (урок – исследование)...

Конспект урока по математике Решение текстовых задач 2 класс

Данный  конспект урока  по математике предначначен для учителей начальных классов, работающих по программе Перспективная начальная школа....

План-конспект урока на тему:"Введение понятия"выражение".

План-конспект урока на тему :Введение  понятия "выражение"....

Конспект урока по математике на тему: "Задачи в 2 действия" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Задачи в 2 действия" 1 класс...

Конспект урока по математике "Учимся решать задачи с помощью уравнений" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: создание условий для развития умений решать арифметические сюжетные задачи с помощью уравнений; совершенствование навыка нахождения корня уравнения.Планируемые результатыПре...