Формирование математической грамотности
презентация к уроку по математике

презентация "Формирование математической грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование математической грамотности младшего школьника в соответствии ФГОС НОО

Слайд 2

Обновленный ФГОС НОО-2021 Методологическая основа осталась прежняя: • Системно- деятельностный подход • Развитие личности

Слайд 3

ФГОС НОО-2021: основные изменения Приоритет воспитания ! • Функциональная грамотность • Конкретизация требований • Планируемые результаты и темы разбили по годам • Предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом • Систематизация и изменения метапредметных результатов • Изменения в предметных результатах (и по математике )

Слайд 4

Сравнение содержательных линий по математике Рабочая программа. Структура курса. Блоки содержания Стандарт 2009 г. Стандарт 2021 г. Числа и величины Числа и величины Арифметические действия Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией Работа с информацией

Слайд 5

Изменения в предметном содержании. Геометрический материал Преемственность в представлении содержания и требованиях к их освоению. • Распределение содержания внутри блока: ориентировка в пространстве; фигуры и действия над ними; построения; измерения; решение проблем . • Развитие универсальных учебных действий. • Становление математической грамотности. Наблюдение поиск действие по алгоритму/правилу дополнение реализация замысла копирование характеристика различение моделирование конструирование установление связей

Слайд 6

Математическая информация – универсальный блок содержания Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира • Работа с утверждениями, решение логических задач • Информационные действия (составление формализованных описаний, организация процесса) • Правила поведения и работа с доступными электронными средствами обучения сбор информации/данных запись данных в определенной форме п реобразование интерпретация

Слайд 7

Математическая информация и мотивация учения Расширение и углубление знаний Расширение и углубление знаний Организация проектной деятельности Закрепление изученного Использование различных форм организации обучения Применение знаний в повседневной жизни

Слайд 8

Универсальные учебные действия. Пример . «Измерять» Первоклассники наблюдают действие измерительных приборов . Второклассники характеризуют назначение и используют простейшие измерительные приборы. Третьеклассники , работая совместно, определяют с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время. Четвероклассники способны определить с помощью цифровых и аналоговых приборов и их моделей массу предмета, температуру, скорость движения транспортного средства, вместимость.

Слайд 9

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах . Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке . В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Слайд 10

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;  потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);  способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;  совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.

Слайд 11

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например: • узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона); • сравнение двух чисел (в пределах миллиона); • ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.); • соотнесение ( знание соотношения ) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.);

Слайд 12

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например: • выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); • выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с бόльшими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста; • использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни; • решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др .)

Слайд 13

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 1.Соотнесение знаковой и словесной формулировки. 5+8 14-5 7+4 К пяти прибавить восемь Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5 Сумма чисел семи и четырёх Четырнадцать уменьшить на пять Четыре плюс семь 2.Выражение 25-12 Артем прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?

Слайд 14

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 3. Игра «Переводчик» . Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения. К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два. К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один. Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре. Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Слайд 15

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 4.Игра «Сюрпризный конверт» 11-9 12-8 16-7 8+7 5+6 9+4 Из одиннадцати вычесть девять. Сумма чисел восьми и семи. Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь. Число пять увеличить на шесть. Число шестнадцать уменьшить на семь. Четыре увеличить на девять. 5 . Задания на анализ предложенного способа решения Объясни , как нашли значение данного выражения. 17+6=17+3+3=20+3=23 6. По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением. 18+5= 14+7= 15+6=

Слайд 16

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: Игра «Верно ли что?» Двенадцать больше трёх на девять; с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов; сумма семи и восьми равна шестнадцать; шестнадцать меньше семи.

Слайд 17

«Противоположные слова» Прямая - Равенство - Четное - Много - Сложение – .

Слайд 18

На знание математических терминов: «Опрокинутые слова»: УМАСМ - СУММА. АЕМОСЛАГЕ- (слагаемое). ЧИТАВЫЕМОЕ- (вычитаемое). КРАТВАД- (квадрат). УГОТЬРЕНИК- (треугольник). РЕЗОТОК -(отрезок). Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация , выч_таемое , ед_ница , кил_грамм ; исправь ошибку в записи слов: вычисть , дилитель , слажить . (????)

Слайд 19

На правильное применение математических терминов: 1.Озаглавьте каждый столбец: 23 4 18 100 96 55 Миллиметр Сантиметр Дециметр Метр Километр Сложение Вычитание

Слайд 20

На правильное применение математических терминов: 2.«Терминологическая викторина»: 1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая) 2. Оценка плохого ученика? (два) 3. Часть прямой, но не луч. (отрезок) 4. Ребус: в букве О число 7. (восемь) 5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат) 7. В треугольнике их 3. (углы) 8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка) 9. Форма Солнца, часов …. (круг) 10. Результат сложения. (сумма )

Слайд 21

На правильное применение математических терминов: 3.Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной. Сантиметр Метр Километр Рубль Час Килограмм Расстояние между городами Стоимость покупки Длина указательного пальца Время, которое уходит на сон Вес своего тела Длина класса

Слайд 22

На правильное применение математических терминов: 4. Соедини знаковую математическую запись с её названием. 8+9 4+5=9 56 6 5+6  7+5 3 Равенство Неравенство Выражение Двузначное число Четное однозначное число Нечетное однозначное число

Слайд 23

Различные формы работы над задачей:

Слайд 24

Восстановление задачи из «деформированного» текста: Текст задачи разделён на части и записан на доске. -На вешалке висят -Шляп – 9 штук -Сколько шапочек на вешалке? -а шапочек на 5 меньше, чем шляп. -шляпы и шапочки -Сколько всего головных уборов на вешалке? На вешалке висят шляпы и шапочки. Шляп - 9, а шапочек на 5 меньше, чем шляп. Сколько шапочек на вешалке? Сколько всего головных уборов на вешалке?

Слайд 25

Задача МГ «Аптека. Выгодная покупка» В гoрoде рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами от простудных и инфекционно-воспалительных заболеваний в аптеку. Это была пятница, так как в некоторых аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин , ринза , терафлю (смотри таблицу). Пoблизoсти нахoдились аптеки, сo следующими ценами на интересующие лекарства. Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгoдную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой) Название аптек «Гармония здоровья» 0% скидка «Мелодия здоровья» + 5 % «Губернские аптеки» + 10 % Аптека.ру 1 Ацетилсалициловая кислота 40 рублей 45 рублей 48 рублей 2 Парацетамол 45 рублей 50 рублей 53 рубля 3 Ибуклин 145 рублей 140 рублей 146 рублей 4 Ринза 140 рублей 137 рублей 147 рублей 5 ТераФлю 295 рублей 300рублей 310 рублей Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?

Слайд 26

Задача МГ «Любимое блюдо» Бабушка решила приготовить манты. Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах, составила таблицу, куда выписала цены по каждому наименованию продукта . Определите в каком супермаркете Бабушке экономично сделать закуп продуктов. Название супермаркетов Продукт «Хороший» «Магнит» «Пятерочка» Мясо (говядина) 460 450 440 Мука (1 кг) 47 51 50 Картофель 33 35 35 Лук 20 24 24 Соль 21 30 23 Масло 1л. (подсолнечное) 119 117 110

Слайд 27

Задача МГ «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки». Папа решил сделать ремонт в ванной комнате и выложить кафельной плиткой стену над раковиной. Размеры стены – 1 м х 1 м (100 см х 100 см). Он решил купить плитку квадратной формы со стороной 20 см. Сколько таких плиток ему надо купить?

Слайд 28

Методическая копилка по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики. 1.Математическая разминка . 2.Корзина понятий 3.Решение логических задач табличным способом 4.Задачи на логику 5. Сюжетные задачи 6. Зачеркивание, превращение, отгадывание чисел

Слайд 29

Внеурочная деятельность «КОМБИНАТОРИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по формированию математической грамотности

ЦЕЛЬ : ПОЗНАКОМИТЬ СО СПОСОБАМИ ЭКОНОМИИ ДЕНЕГ В СЕМЬЕ...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Я конструирую задание, направленное на формирование математической грамотности

Содержание задачи направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 3-4 классов на уроках математики. Задание позволит учителю использовать его на разных этап...

Формирование математической грамотности

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.Ситуация требует осознанного выбора модели поведения....