Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России"
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Кривова Анастасия Алексеевна

Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России"

"Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта этапа открытия нового знания

Ф.И.О. участника: Кривова Анастасия Алексеевна

Тема урока: «Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц»

Класс: 1

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Задачи урока:

Образовательные: учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку; закрепить знания учащихся в решение примеров на сложение и вычитание, в составлении и решении задач с использованием действий сложения и вычитания;

Воспитательные формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; создавать условия для воспитания самостоятельности;

Развивающие содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ; развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, сравнение, классификацию, обобщение, нахождение закономерности, нахождение «лишнего».

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационно-мотивационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Словесные (беседа), наглядные

Приветствует, мотивирует обучающихся.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Мультимедийное оборудование, презентация по теме урока

П:формирование готовности к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,

Постановка учебной задачи.

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Словесные (беседа), наглядные

Создает проблемную ситуацию; наводит на тему урока; задаёт вопросы; сообщает тему урока

Ответы на вопросы учителя; узнают тему урока.

Фронтальная

Мультимедийное оборудование, презентация по теме урока

Знать состав чисел первого десятка.

Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

К: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование уважительного отношения к товарищам по классу; развивать личностную мотивацию к изучению математики

Учебное действие.

Продолжать учить выделять части задачи.

Способствовать усвоению понятий «уменьшить на», «увеличить на», закреплению умения пользоваться счетным материалом.

Словесные (беседа) наглядные, практические

Беседа по теме урока; побуждает к высказыванию; предлагает повторить понятия, части задачи; к решению задач

Отвечают на вопросы учителя; анализ произведений; повторение  понятия «задача», составные части задачи.

Фронтальная

Мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,

Фронтальный, наблюдение

Умение различать условие задачи, вопрос. Умение правильно оформлять решение

задачи.

Умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и

частей.

П: строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения); давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

Р: формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

К: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Действие контроля и самоконтроля.

Закрепить полученные на уроке знания.

Словесные (беседа), наглядные, практические

Закрепление знаний полученных на уроке.

Закрепляют полученный материал. Делятся своими впечатлениями.

Фронтальная, индивидуальная

Мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.

Фронтальный, индивидуальный

Р: формирование умения использовать речь для регуляции своего действия; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

К: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

формирование уважительного отношения к товарищам по классу; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Действие оценки и самооценки.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Словесные (беседа)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Слушают учителя.

Фронтальная

Мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,

Фронтальный.

Оценивание своей работы и её результата.



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

УМК: «Школа России», 1 класс

(Учебник «Математика» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова стр. 96-97)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Задачи:

Образовательные: учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку; закрепить знания учащихся в решение примеров на сложение и вычитание, в составлении и решении задач с использованием действий сложения и вычитания;

Воспитательные формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; создавать условия для воспитания самостоятельности;

Развивающие содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ; развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, сравнение, классификацию, обобщение, нахождение закономерности, нахождение «лишнего».

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • Формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения); давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; 

Предметные: 

  • Знать структуру текстовой задачи.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение

задачи.

  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и

частей.

  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика» 1 класс, часть 1, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова)

Содержательный компонент урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала урока;

У: Прозвенел звонок, все встали. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка. Теперь с отличным настроением мы начинаем урок. Присаживайтесь.

Слушают учителя.

Садятся за свои места.

Актуализация умений и знаний; открытие новой темы.

Итак, начнём. Сегодня на уроке мы побываем с вами и в роли конструкторов, и в роли строителей.

Но прежде, чем приступить к теме нашего урока, мы должны провести разминку для ума.

1. Найдите сумму если первое слагаемое 6, а второе-2?

2. Какими могут быть слагаемые если сумма равна 5?

3. Чему равно второе слагаемое если сумма равна первому слагаемому?

4. На столе стояли три стакана с чаем. Мальчик выпил один стакан чая. Сколько стаканов осталось на столе

5. Посмотрите на доску и ответьте, что вы видите? На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры? По каким признакам?  

У: Хорошо, молодцы! Послушайте 2 рассказа и сравните их.

1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?

2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»?

- Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики?

Отвечают на вопросы учителя.

  1. 8
  2. 2 и 3
  3. 0
  4. 3
  5. Геометрические фигуры. По форме, по цвету, по размеру.

Задача

Целеполагание; открытие новых умений, знаний;

Верно. На математическом языке этот рассказ называется задача. Какие составные части имеет задача?  

Да, правильно.

Положите 5 синих кругов, ниже положите столько же желтых.

Как вы положили круги?

Что нужно сделать, чтобы желтых кругов стало на 2 больше?

Добавьте 2 желтых круга. Каких кругов больше?

На сколько?

Что это значит?

Сколько желтых кругов?

Как вы узнали?

Я положила на одну тарелку 4 яблока, а на другую столько же груши. Положите столько красных кружочков, сколько яблок на 1 тарелке. Сколько кружочков вы положили?

Ниже положите столько зеленых кругов, сколько груш на второй тарелке. Сколько зеленых кругов вы положили?

Почему вы положили 4 зеленых кружочка?

 Как сделать так, чтобы груш стало на 1 меньше? 

Чего меньше яблок или груш? На сколько?

Что это значит?

Если яблок 4, а груш на 1 меньше, чем яблок, сколько груш?  Как вы узнали?

Условие, вопрос, решение, ответ.

Парами — под каждый синий круг положили желтый.

Добавить 2 желтых круга.

Желтых

На 2

Желтых кругов столько же, сколько синих, да еще 2.

7

5+2=7

4

4

Потому что груш столько же, сколько яблок.

Убрать 1 зеленый кружок.

Меньше груш. На 1.

Груш столько же, сколько яблок, но без 1.

3

4-1=3

Физкультминутка;

Давайте немного с вами отдохнем. Вставайте со своих мест.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Встают, выполняют упражнение.

Закрепление открытых умений, знаний;

Открываем учебник на стр. 96 №1. Прочитайте задачу.

Прочитайте только условие, только вопрос.

Как будете решать задачу?

Какие слова помогли выбрать действие?

Что значит “на 2 больше”?

Ответьте на вопрос задачи.

Запишите в тетрадь решение задачи и ответ.

№ 4 (с. 96).

Решите примеры. Проверьте себя по числовому ряду.

№ 6 (с. 97).

Рассмотрите монеты. Прочитайте задание.

Как набрать 8 руб.?

Как набрать 9 руб.?

Как набрать 10 руб.?

У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше, сколько тетрадей у Люси?

4+2

Стало на 2 больше.

Столько же, да еще 2.

У Люси стало 6 тетрадей.

2+2=4, 8+2=10, 10-2=8, 8-2=6, 7-2=5, 5-2=3, 6+2=8, 4-2=2.

5 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 2 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб., 2руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.

5 руб. + 2 руб. + 2 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.

5 руб. + 5 руб., 5 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.

Итог урока.

Что значит “больше на 3”?

Что значит “меньше на 5”?

Столько же, да еще 3.

Столько же, но без 5.

Рефлексия;

Если вы активно работали на уроке, вам было все понятно – похлопайте в ладоши. Если вы испытывали какие-либо затруднения в решении примеров и задач – потопайте. Если у вас есть какие-либо вопросы, я отвечу на них после урока. Всем спасибо, урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Конспект урока открытия новых знаний 1 класс

Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...

Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".

Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...