конспект урока 1 класс "Точка и линия"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект к презентации по математике на тему
«Точки и линии» 1 класс
Цели урока: создать представление о геометрических фигурах «точка», «прямая линия», «кривая линия», «ломаная линия». Повторять и закреплять полученные умения и навыки по теме «Нумерация».
Задачи: развитие внимания, памяти, мышления; развитие связной речи; формирование умения работать на уроке, умения работать в тетради.
Формировать УУД:
- познавательные: определение вида линий, изображение их в тетради, сравнение геометрических фигур.
- личностные: формирование самоконтроля, самостоятельности.
- коммуникативные: формирование умения слушать других, понимать их, отвечать на вопросы, формирование умения работать в группе, в паре, фронтально.
- регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемые результаты:
- уметь определять вид геометрической фигуры,
- уметь оценивать свои результаты,
- уметь работать на уроке – слушать, отвечать, сотрудничать с учителем и одноклассниками,
- уметь определять и формулировать цели в соответствии с задачей.
Оборудование:
Учебник «Математика» 1 часть Г.В. Дорофеев, презентация к уроку, компьютер, проектор, приложения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1
Прозвенел для всех звонок.
Начинаем наш урок!
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте!(Хором)
Вам условие понятно?(ДА)
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет.
II. Актуализация знаний
Начинаем устный счет. (Хором)
Устный счет
- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала? (4)
- Увеличьте 5 на 2? (7)
- Назовите предыдущее число, числу 10? (9)
- Из целого, которое равно 4, вычитаем часть, равную трем. Чему равна вторая часть? (1)
- Уменьшите 4 на 1? (3)
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое такое же. Чему равна сумма? (6)
- Назовите последующее число, числу 7? (8)
- Найдите разность чисел 3 и 1? (2)
- Какое число стоит между числами 4 и 6? (5)
- Какое число осталось, мы не использовали сегодня? (10) Почему его можно назвать лишним? (двухзначное). Отложите лишнее число в сторону.
- Расположите оставшиеся карточки так, чтобы числа шли в порядке убывания, и вы узнаете, в какую страну мы отправимся на сегодняшнем уроке. Слайд 2.
Т | О | Г | Я | Р | М | Е | И | Е |
4 | 7 | 9 | 1 | 3 | 6 | 8 | 2 | 5 |
ГЕОМЕТРИЯ. Слайд 3.
- А что такое ГЕОМЕТРИЯ? (Геометрия – это наука, которая изучает геометрические фигуры и их свойства.)
- Назовите жителей этой страны? (взять объемные геометрические фигуры у математиков)
(дети перечисляют геометрические фигуры)
СЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА В КОНВЕРТ!!!
III. Целеполагание
- Отгадайте, кто будет путешествовать вместе с нами по стране Геометрии:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу нарисовать я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)
Слайд 4.
- Сегодня Карандаш хочет познакомить вас с еще одними жителями страны Геометрии, а кто это, вы узнаете, поработав в парах.
Слайд 5.
- Давайте вспомним правила работы в паре.
- Когда пара будет готова нужно подать знак.
Задание: перед вами карточки, распределите их на 2 группы
|
|
|
|
- Какие 2 группы у вас получились?
Точки и Линии
- Так КАКАЯ БУДЕТ ТЕМА УРОКА?
Точки и Линии.
Слайд 6.
- Поработаем сначала с точками.
- Что же такое ТОЧКА? (мнения детей)
Слайд 7.
- Древнегреческий математик и создатель геометрии Евклид еще в 3 веке до н.э. дал четкое определение точки: «Точка – это то, что не имеет частей»
- Как вы это понимаете? (точка настолько мала, что ее нельзя разделить на более мелкие части)
Не имеет частей
Слайд 8.
- У точек есть имена. Нашу точку зовут точка А. В имени точки всегда только одна заглавная буква. Точку можно назвать любой буквой алфавита.
- Посмотрите на (№1 стр. 56) точки, изображенные на рисунке:
- Какая из точек самая верхняя? (Б)
- А самая нижняя? (Д)
- Какая из точек правее всех? (М) Левее? (А)
- Какие точки носят имена гласных букв? (А Е) Согласных? (Б Д В М)
- Где в природе можно встретить точки? (звезды на небе, капли дождя на стекле).
- Уберите карточки с точками в сторону. Распределите оставшиеся карточки еще на 2 группы.
- Что получилось?
Линии
- Прямые
- Кривые
Слайд 9.
- Послушайте сказку Карандаша о том, как родилась линия.
Слайд 10,11,12,13
Жила-была красная Точка в стране Геометрии. Скучно было точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идет. Точка и говорит, вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать, друзей искать. Через некоторое время встречают они еще одну точку, и идут дальше уже втроем. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия
- Когда точки идут прямо, то какая линия получается?… прямая,
- А когда неровно, криво, то какая получается линия?… кривая.
Слайд 14, 15
- Из чего же состоит линия? (из множества точек) Запомните это – в старших классах пригодится.
- Где в природе можно встретить линии? (веточки деревьев, тропинка)
- Какая линия показывает полет листа? (кривая) Слайд 16
- А какая след от самолета? (прямая) Слайд 16
Слайд 17.
- Давайте посмотрим, как ведут себя вместе точки и линии. Карандаш предлагает выполнить задание на листочках. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ БЕЛЫЙ ЛИСТ
1 ребенок у доски
- Поставьте в 1-м прямоугольнике точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку.
- Какую линию вы получили? (прямую)
- Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да)
- А у кого по-другому?
- Проделайте эту работу еще несколько раз.
- Итак, сколько прямых можно провести через одну точку? А можно их посчитать?? (бесконечное множество)
Слайд 18.
1 ребенок у доски
- Во 2-м прямоугольнике поставьте точку и от руки через эту точку проведите кривые линии.
- А у кого по-другому?
- К какому выводу вы пришли через своё исследование? (через одну точку можно провести бесконечное множество кривых линий).
Слайд 19.
1 ребенок у доски
- Поставьте в 3-м прямоугольнике 2 точки и проведите с помощью линейки линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (прямая)
- Попробуйте начертить еще одну линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (ничего не получается).
- К какому выводу вы пришли? (через 2 точки можно провести только одну прямую)
Слайд 20.
1 ребенок у доски
- – В 4-м прямоугольнике поставьте 2 точки и от руки проведите через них кривую.
– А у кого по-другому?
Проведите через эти точки еще несколько кривых.
- Сколько же можно провести кривых через 2 точки? (сколько угодно, множество)
- Давайте подведем итог нашего исследования:
- Сколько линий прямых и кривых можно провести через одну точку?
1. Через 1 точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.
- А сколько прямых линий можно провести через две точки? А сколько кривых через 2 т?
2. Через 2 точки можно провести только 1 прямую линию и множество кривых.
ФИЗМИНУТКА КОСМОС
Итак, мы в открытом космосе, давайте понаблюдаем, может быть и в космосе нам встретятся геометрические фигуры...
- ( На экране 2 созвездия (одно созвездие Кассиопеи – незамкнутое, другое - … замкнутое)
- Наш Карандаш отправился дальше и предлагает вместе с ним ненадолго отправиться в космос и послушать звуки в космосе и понаблюдать глазками за звездами. Слайд 21.
Слайд 22.
Итак, мы в открытом космосе, давайте понаблюдаем, может быть и в космосе нам встретятся геометрические фигуры...
Слайд 23.
-( На экране 2 созвездия (одно созвездие Кассиопеи – незамкнутое, другое - … замкнутое)
- Карандаш просит помощи, кто знает – что это?? Это созвездия. Определенное расположение звезд на звездном небосклоне называют созвездиями.
Слайд 24.
- Перед вами созвездие Большой Медведицы и царицы Кассиопеи.
- Люди на земле узнают эти созвездия по ярчайшим звездам, которые для удобства объединили в рисунки из геометрических фигур.
- И древним, и нынешним путешественникам, охотникам и морякам положение знакомых созвездий на небе помогает ориентироваться по сторонам горизонта и по времени.
Слайд 25.
- Чем похожи эти линии? (они кривые)
- А чем отличаются эти линии? (замкнутая / незамкнутая)
- А посмотрите (на экране движение звездочки по созвездию – ДЕТИ ПОВТОРЯЮТ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ ПО СОЗВЕЗДИЮ КАРАНДАШОМ В ВОЗДУХЕ)
Слайд 26, 27
- Если начать двигаться от какой-то точки по замкнутой линии, то обязательно вернешься в эту точку.
- Где в природе можно встретить такие линии? Дороги, реки, озеро, пруд. Земля вращается вокруг Солнца по замкнутой линии – орбите. Она обходит свою орбиту за 1 год.
Слайд 28.
- А теперь Карандаш предлагает поработать самостоятельно на листочках в 5-м прямоугольнике. Кто скажет, какое задание придумал для вас Карандаш? (№ 5, стр. 56)
Слайд 29.
- Проверка с доской: - Сравните свою работу с доской, кто сделал все правильно – поставьте себе +, кто ошибся – исправьте.
- Сколько замкнутых линий получилось? (4), незамкнутых? (3) Каких линий больше и на сколько?
Слайд 30.
- Рефлексия
- В какой стране побывали и с какой наукой познакомились?
ГЕОМЕТРИЯ
Слайд 31.
- Найдите в буквах этого слова незамкнутые линии? Замкнутые?
- Какое открытие сделал каждый из вас на сегодняшнем уроке?
- Спасибо за урок. Карандаш благодарит за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Замкнутые ломаные линии. Многоугольники 1 класс ПНШ
Объяснение нового материала используя работу в парах и групповую работу....
Конспект урока на тему: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева"
Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева...
Конспект урока математики "Сети линий. Пути." (2 класс)
Цели деятельности учителя: Повторение и закрепление знаний о сети линий и пути.Планируемые результатыПредметные:-знать способы перемещения по сетям линий;-уметь перемещаться по путям разными способами...
Конспект урока изобразительного искусства «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами худ...
Конспект урока изобразительного искусства: «Линия как средство выражения: ритм линий» (УМК "Школа России", 2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Линия как средство выражения: ритм линий»Цели деятельности учителя: формирование знаний о графики, графических материалах, их выразительных ...
Конспект урока изобразительного искусства "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева".(УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...
Конспект урока по теме "Линия – как средство выражения. Характер линии" 2 класс
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...