Урок математики 3 класс Как измерить угол
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Методическая цель: создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с углами.
Содержательная цель: расширение знаний об углах за счет включения в нее новых элементов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_izmerit_ugol.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Алтайский край Троицкий район с. Троицкое
Учитель Шевцова Марина Викторовна
Урок математики
Тема «Как измерить угол"
3 класс (ПНШ)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Методическая цель: создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с углами.
Содержательная цель: расширение знаний об углах за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со способом измерения углов с помощью модели угла – «лепестка»; формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.
2. Способствовать развитию глазомера, логического мышления, внимания, умения сравнивать, обобщать;
3. Способствовать воспитанию дружелюбного отношения друг к другу, аккуратности.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение ставить цель, учебную задачу; осуществлять контроль по образцу.
Познавательные: умение сравнивать и измерять углы на глаз; измерять углы заданной величины при помощи измерительных инструментов; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь слушать других, умение задавать учебные вопросы; владение монологической и диалогической формами речи;
Личностные: оценивание собственной учебной деятельности по критериям, деятельности одноклассников.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с углами, транспортир, раздаточный материал.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся в деятельность на личностном уровне
Прозвенел уже звонок,
Мы должны начать урок.
Тихо за парты девочки сели,
Тихо за парты мальчики сели
И на меня все посмотрели.
- После перемены все здоровы?
- К работе все готовы?
- Замечательно. Начинаем урок математики.
- На моём рабочем столе находится волшебный сундучок.
- Красивый? А интересно узнать, что там внутри?
- Я вам обязательно скажу, что там, но чуть-чуть попозже. Договорились?
- А для этого вам надо хорошо потрудиться.
- Готовы? Желаю вам успехов. Пожелайте успеха друг другу!
- Итак, начинаем!
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений.
Игра «Найди лишнюю фигуру»
- Всё внимание на экран! Наши знакомые Маша и Миша нуждаются в вашей помощи. Поможете?
- Перед ними фигуры! Дети не могут определиться, какая фигура лишняя? Маша называет одну, а Миша – другую.
- Посовещайтесь в паре и найдите лишнюю фигуру! (Окружность, т.к. нет углов и сторон).
- А из оставшихся фигур можно найти ещё лишнюю фигуру? (Угол, т.к. остальные фигуры – многоугольники).
- Для нас сегодня одна их этих лишних фигур будет совсем даже не лишняя, а наоборот нужная и важная.
- Подумайте и скажите, о какой из этих фигур мы продолжим разговор на уроке? (О фигуре, которая называется угол).
- Почему? (Это тема прошлого урока).
- Да, ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в страну «ГЕОМЕТРИЯ» и продолжим разговор об углах.
- Давайте вспомним, что такое угол в математике? (Плоская фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.)
- Скажите, истинно или ложно моё высказывание: «Все существующие углы прямые» (Ложно). Слайд!
- Какие ещё виды углов вы знаете? (Острый, тупой, развёрнутый)
- А определять вы их умеете? (Да)
- Сейчас проверим!
- Посмотрите на фигуру. Как она называется? (Круг)
- Как называются линии, которые идут от центра до любой точки окружности? (Радиусы).
- Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?
- Какие знания об углах помогают вам определять вид угла? («Острый угол меньше прямого угла, а тупой больше прямого угла, развёрнутый угол равен двум прямым углам»).
- Итак, определять виды углов вы умеете. А что вы ещё умеете делать?
(Строить и сравнивать углы).
- Как вы умеете сравнивать углы? Какие способы знаете? (На глаз и наложением)
- Выявление места и причины затруднения
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения
- На ваших рабочих листах есть два угла.
- Что их объединяет? (Острые углы)
- Посмотрите внимательно и скажите, какой острый угол на ваш взгляд больше?
- Все согласны?
- Подумайте и скажите, на сколько угол А больше угла О?
- Затрудняетесь?
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, чему равен каждый угол, какому числу, т.е. какой величине).
- Построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации
- Как быть? (Надо найти это число, измерить)
- А вы умеете это делать? (Нет)
- Значит ваша задача сегодня на уроке? (Научиться измерять углы)
- Подумайте и скажите, чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны будем сегодня ответить?
- Давайте основные вопросы зафиксируем на слайде и на доске, чтобы они перед глазами. Слайд! На доску!!!
- Чем будем измерять?
- Какие меры измерения углов есть?
- Как измерить?
- На ваши вопросы, которые не вошли в данный список, мы тоже постараемся найти ответ сегодня на уроке. Так что не переживайте!
- А сейчас, исходя из цели и данных вопросов, как бы вы сформулировали тему урока? (Измерение углов) Слайд!
- А если быть более точным, ведь математика – наука точная, тема так звучит: «Как измерить угол?»
- Зачем вам нужно научиться измерять углы?
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни и где? (На уроках технологии при изготовлении поделок, в архитектуре, в строительстве, при раскрое ткани, во время путешествия…) Слайд 8
Знания нужны инженеру,
Моряку и землемеру,
Путешественнику, астроному,
Строителю и агроному.
Без угла и самолет не взлетит.
Так что угол — важная штука,
И любая на свете наука
Эту важность всегда подтвердит.
- Итак, сделаем вывод: тема урока – важная?
- Да, тема важная! Тогда ушки на макушку, глазки по шире, чтобы ничего не пропустить на уроке!
- К кому вы можете обратиться за помощью? (Учебник, учитель, одноклассники, родители могут помочь, презентация…).
- Как построим работу? С чего начнём? (С работы по учебнику).
- Реализация построенного проекта
Цель: построение и фиксация нового знания
1) Работа по учебнику.
- Давайте обратимся к нашему помощнику - учебнику.
- Найдите по содержанию учебника страницу, на которой находится новый материал. (с. 121 № 407)
- Что нам известно? Маша и Миша делали аппликации веера из одинаковых бумажных лепестков. Слева нарисована аппликация, которую сделал Миша, вторую сделала Маша.
-У кого из детей получился веер, раскрытый на больший угол?
- Как узнали? (На глаз и посчитали количество лепестков)!
- Вы с уверенностью можете сказать? (Да, потому что лепестки одинаковые).
- Подумайте и скажите, чем является в данном случае отдельный лепесток?
(Специальной меркой).
- Что вы делали при помощи этой мерки? (Измеряли угол)
- Что вы по-другому делали? (Узнавали, сколько раз мерка укладывается в угол, т.е. узнавали величину угла)
- Так что значит «Измерить угол?» (Узнать величину угла при помощи единой мерки)
- Можно ли точно определить величину угла, если каждый воспользуется своей меркой? (Нет, если мерки будут разные, то и величина угла у всех будет разная).
- Давайте сейчас это докажем.
- Откройте, пожалуйста, ТПО с. 77. №166
- Посмотрите внимательно и скажите перед вами те же самые веера? (Нет)
– Представьте, что это ваши веера! Слева девочек, а справа мальчиков.
- Измерьте, пожалуйста, каждый свой веер с помощью любой мерки, которая лежит у вас на столах.
Практическая работа!
- Проверяем! Сколько поместилось лепестков в веере девочек?
- У всех такой результат? (Нет).
- Проверяем! Сколько поместилось лепестков в веере мальчиков?
- У всех такой результат? (Нет).
-Как же получилось так, что мальчики и девочки измеряли один и тот же угол, а результаты получились разные? (Лепестки разного размера, т.е. разные мерки).
- Доказали, что нужна единая мерка для измерений углов? (Да)
- Вернитесь к учебнику на с. 122. № 409.
- Что вы видите?
- А сейчас, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: таким способом удобно измерять величину угла? (Долго, т.к. много шагов приходиться совершать, а если приложить неровно, в результате будет не совсем точный результат).
- На уроках технологии мы делали с вами единую мерку - шаблон угла и определяли с помощью этой модели величину прямого угла.
- Вспомните, к какому результату вы пришли? (Те, кто вырезал аккуратно и правильно уложил шаблон, у тех в прямой угол вошло одинаковое количество шаблонов, а те кто, кто не постарался, то результат получился неверный).
- Вот поэтому, такой способ не очень понравился людям, и они решили изобрести специальные приборы (инструменты), которые помогли бы им очень быстро и точно проводить измерения углов. Таких приборов много, самый простой из них называется…?
- Кто-нибудь знает? (Транспортир).
2) Знакомство с транспортиром и единицей измерения углов
- Транспортир – это инструмент, который позволяет легко и быстро измерить любой угол в градусах. Слайд!
- Значит градус – это что? (Тоже мерка для измерения углов) Слайд!
- По - другому, это единица измерения углов. Слайд!
- Как она появилась, узнаем чуть позже, а сейчас скажите, на каком уроке мы уже встречались с такой меркой измерения? (На уроке окружающего мира при изучении темы «Температура»).
- Вспомните, что такое градус? (Одна из равных частей, на которые делится шкала термометра).
- В геометрии градус – это тоже одна из равных частей, которая получается, если шкалу транспортира разделить на 360 равных частей или прямой угол разделить на 90 равных частей. Слайд!
- Так вот одна такая часть будет иметь величину - 1 градус (10).
- В зависимости от величины угла градусы могут быть разные, например: 30, 400, 900, 1200 . (Это значит угол разделён на 3, 40, 90, 120 равных частей по 1°.)
- История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне много тысяч лет тому назад. (Древний город в Месопотамии, столица Вавилонии).
Слайд «Виды транспортиров»
- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает!
- Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Но какой бы формы они не были, из какого материала бы не изготавливались, он схожи!
- Внимательно рассмотрите транспортиры! Слайд!
- Что заметили в верхней части всех транспортира? (Линейку в виде полукруга, которая разделена на одинаковые части и имеет числа, т.е. шкалу).
- Любой транспортир чаще всего имеет 2 шкалы: внутреннюю и внешнюю, они как раз и служат для измерения углов. Поэтому их так и называют - угломерные: внешняя слева 0 – 1800, внутренняя справа 0 – 1800.
В круглых моделях – от 0 до 3600.
- Как вы думаете, с какой целью отсчёт градусов идёт в двух направлениях от 0° до 180° слева направо и справа налево. (Для удобства измерения).
- Что ещё видите на всех транспортирах, кроме делений? (В нижней части транспортира есть точка.)
- С какой целью она нужна? (Точка, с которой нужно совместить вершину угла).
- Центр транспортира – центр круга, в круглом транспортире это видно хорошо.
3) Открываем волшебную шкатулку
- А сейчас я предлагаю вам рассмотреть транспортир поближе.
- Как вы думаете его можно взять?
- Настало самое время открыть волшебную шкатулку и вручить каждому из вас транспортир! Раздать транспортиры!
- Рассмотрите ваши транспортиры. Найдите центр, рассмотрите шкалу!
- На ваших транспортирах есть ещё одна шкала: снизу обычная линейка.
- Посмотрите внимательно и скажите, она тоже разбита на градусы? (См)
- Т.е. транспортир можно использовать и в качестве простой линейки для измерения длины.
3) Практическая работа
- А сейчас давайте вернёмся к нашим вопросам. На какие вопросы мы уже знаем ответы?
- Что значит измерить угол? (Узнать величину угла)
- Чем будем измерять?
- Какие единицы измерения углов есть? (Углы – лепестки и градус)
- Как измерить?
- Какой вопрос остался без ответа? (Самый главный вопрос).
- Давайте посмотрим, как Маша и Миша измеряли угол.
- Одинаково или по-разному прикладывали транспортир? (По-разному)
- Как вы думаете, одинаковые или разные у них получились ответы?
- Действительно, ответы у них получились разные: угол, который измеряла
Маша, равен 800, а Миша – 820 .
- Это о чём говорит? (Нужно знать, как пользоваться транспортиром!)
3) Составление алгоритма измерения углов
- Работая в паре, попробуйте самостоятельно определить порядок работы с транспортиром. Если вы внимательно слушали меня, то с чего нужно начать я чуть ранее озвучила.
- Два ученика у компьютера!!!
Расположи по порядку алгоритм измерения углов транспортиром.
___ Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета (00) на шкале транспортира.
___ Совместить вершину угла с центром транспортира.
___ Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.
___ Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.
___ Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду.
- Давайте сверим свои результаты с результатом Любы и Егора!
- Кто сделал так же, как ребята?
- Кто по-другому?
- Сейчас проверим, кто из вас прав!
4) Знакомство с алгоритмом измерения углов (закрепление) Слайды!!!
Таблица 1 «Алгоритм измерения углов»
(определённый порядок действий)
(на экране)
!!! (После 4 правила)
- Что это значит? Давайте разберёмся!
- Посмотрите внимательно и скажите, чему равен прямой угол? (900)
- Если мы с вами знаем, что острый угол меньше прямого, значит он меньше 900, а тупой больше прямого, то, это значит, что он больше 900.
- Это, ребята, очень важно! От этого будет зависеть, по какой шкале: внутренней или внешней будем измерять угол!
- Давайте подведём итог! Слайд!
-У кого такой же порядок? Немного другой?
- Можете поставить себе «5», после урока подойдёте с дневником!
- Верите ли вы, что может существовать такой способ измерения углов, когда ни одна из сторон угла не проходит через начало отсчёта. Достаточно только приложить вершину к центру транспортира? Слайд!
- Таким способом тоже можно измерять углы, но с ним мы познакомимся на следующем уроке. Договорились?
Физминутка
- А сейчас встаньте, потянитесь! Давайте потренируемся в определении типа угла по его градусной мере: если градусная мера соответствует острому углу, то руки домиком, если тупому, то руки разводим чуть в стороны!
- Первичное закрепление во внешней речи
Цель: применение нового знания в типовых заданиях
1) Самостоятельная работа
- На все вопросы мы ответили?
- А теперь мы можем вернуться к проблеме урока?
- Теперь вы сможете сказать, какой угол больше и на сколько?
- Снова положите перед собой рабочий лист!
- Что нужно сначала сделать? (Измерить, а потом сравнить величины.)
- Пользуясь алгоритмом, измерьте величину углов и сравните углы. Слайд!
- Даша рассказывай вслух, как ты будешь измерять величину 1 угла!
- Второй угол измерьте самостоятельно.
ВЗАИМОПРОВЕРКА!
Эталон на экране:
< А = 600, < О = 400
600 - 400 = 200
Ответ: < А на 200 больше < О
- У кого всё верно? Поставьте «5»!
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
-А сейчас давайте закрепим наши знания.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно измерить величину угла каждого лучика солнышка. Слайд!
- Измерять будете по очереди. Пока один измеряет, другие наблюдают и помогают, если ваш товарищ нуждается в помощи.
- Для этого вы и образовали группы, чтобы быстро можно попросить помощи!
- У каждой группы у вас есть памятка «Правила работы в группе» и «Лист учёта каждого ученика в группе».
- После проверки вашей работы каждый себя оценит!
- На всю работу вам 3 минуты!
1) Тренировочные упражнения по измерению углов. Работа по группам.
Проверка по эталону! Слайд 18, 19
- Какая группа верно определила величину не менее 5 углов?
- Давайте им похлопаем!
- А есть в группах ребята, которые без помощи товарищей определили верно величину угла?
- Можете поставить себе «5»
- Кому на данном этапе не удалось получить «5», не расстраивайтесь, вы потренировались, а сейчас я вам предоставляю такую ещё одну такую возможность.
- Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
!!! Самостоятельная работа на рабочих листах (Сдать для оценки)!
а) Измерьте и запишите величину углов лепестков у цветка. Слайд!
Проверка по эталону. Слайд!
- Те, кто правильно определил величину углов у всех 5 лепестков, можете поставить себе «5»!
- Если только у 4, то поставьте себе «4»!
- «3» и «2» я вам сегодня ставить не буду, не переживайте!
- Рефлексия учебной деятельности
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
- Подведём итог урока.
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы ставили?
- Достигли ли мы этой цели?
- С помощью, каких мерок мы научились измерять углы?
(Углов – лепестков и градусов).
- С помощью какого прибора учились измерять углы в градусах?
- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла? Слайд!
- Знать алгоритм измерения углов.
- Следует ли еще тренироваться в измерении углов?
- Где вы можете потренироваться? (Дома)
- Домашнее задание: (Уч. стр. 156-157)
По желанию:
- Составить синквейн на тему «Угол».
- Самооценка работы на уроке
- А сейчас, вспомнив всю работу на уроке, оцените себя, продолжив предложения, которые вы видите на слайде.
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным
- Всё, что вы подробно написали, я предлагаю не озвучивать, вы мне сдадите листочки вместе с вашими ответами, я проанализирую и сделаю вывод.
- А сейчас вы лишь коротко расскажите о сегодняшнем уроке и о вашей работе.
- Поднимите руки, кто сегодня получил за урок «5»?
- Молодцы, похлопаем!!!
- Если не получили «5», не расстраивайтесь, у вас всё впереди. Завтра у нас ещё 1 урок! ИЛИ: я проверю самостоятельную работу, и возможно у вас там будет «5»!
- А сейчас обратитесь к своему соседу и попробуйте оценить его работу с помощью фраз на экране.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
- Волшебный сундучок!
- А сейчас я хотела бы ещё раз заглянуть в волшебный сундучок.
- Не смотря на то, что у некоторых сегодня на уроке не всё получалось, я всё равно говорю вам «Спасибо за работу!» Слайд!
- И вручаю всем вам вот такие Смайлики!
- Урок окончен, подравняйтесь! (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".
План урока по математике в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...
Конспект урока математики по теме "Измеряем длину в сантиметрах". 1 класс
Конспект урока математики по теме "Измеряем длину в сантимерах". 1 класс. "Начальная школа XXI века". В архиве представлены конспект урока, презентация, дидактический материал....
Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. Класс: 1 система Л.В. ЗанковаУчебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть...
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Урок математики по теме «Координатный угол. Координатные точки»
Урок математики в 4 классе разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока математики по теме "Измеряем длину в сантиметрах"
Конспект урока математики в 1 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Измеряем длину в сантиметрах"...
Конспект урока математика 2 кл. Тема: Угол
Тип урока: освоение нового материала.методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная.Предметные: обучаемый научиться - выполнять модель угла...