Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр.
Класс: 1 система Л.В. Занкова
Учебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть 2 , с 24-26,28
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_s_eor.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКА НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр
Мильцен Валентина Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г.Балашова
Предмет: математика
Класс: 1
Учебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть 2 , с 24-26,28 рабочая тетрадь№ 3(Е.П.Бененсон) с.29
Тема урока: «Практическая работа «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. » ( Урок исследование)
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Образовательные - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);
- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;
Развивающие: - развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;
- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Методы: проблемный, частично- поисковый
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;
Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности -Релаксационная игра « Дерево» Цель игры: данная игра проводиться для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Встаньте. Ноги на ширине плеч. Руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим. Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно « колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получится! Откройте глаза и садитесь. - К какому уроку вы приготовились? Девиз урока: Математика нужна! Математика важна! В жизни пригодиться! Изучая математику , Не следует лениться! | Подготовка класса к работе - К математике | Учитель начинает урок с оргмомента «урока» - то есть с оргмоментом» служит конкретное задание. Которое направлено и на актуализацию знаний. Личностные:самоопределение;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового | - Сегодня на уроке вас встречает Царица математики. Она просит вас ответить на некоторые вопросы. - Какое сегодня число? - Что знаете о числе 22 ? - Ответьте на следующий вопрос. - Что можете сказать о данных числах в рядах? - Рассмотрите примеры и скажите, сколько шагов по натуральному ряду вам придётся сделать для определения значения суммы и разности? -Используя расположение чисел в натуральном ряду, найди значения сумм и разностей. 2+6 9-6 3+6 7-6 4+6 1+6 8-6 8+1 - Проверка: 1) проверьте работу в паре; 2) Сверьте значения сумм и разностей с Царицей математики. - Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. - Великий Аристотель родился в Стагире в 384 году до нашей эры. Был учёный математик. Занимался логикой, экономикой и политикой. Более подробно вы о нём узнаете в старших классах. - Аристотель говорил: « Сравнение -это акт мышления» На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения. - Какие фигуры мы с вами видим? - Почему это прямоугольники? - Что можно о них сказать? - А теперь скажите, какой прямоугольник больше? - Как вы догадались? Как проверить? ( Наложить один квадрат на другой) - Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнить, а какие нет, и почему. - Такие свойства называются величинами. ( слайд) ( А сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше) | Это число двузначное, т.к. при записи этого числа используется две цифры. – Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на двадцать втором месте. – Оно чётное, т.к. его можно разделить на две равные части. – Не круглое, т. к. число не оканчивается 0. – Соседи числа 22 – это числа 21 и 23. 1) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … -0 – не натуральное число. 0 меньше любого натурального числа. Работа в паре листочки у каждого с примерами) Проверка! (8 3 9 1 10 7 2 9) Прямоугольники.- У прямоугольника противоположные стороны равны. Прямоугольники, имеют розовый и красный цвет, имеют одинаковые размеры- Сравнить можно- по форме. цвету. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные задачи Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН); учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра ( ком); У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ( ЛИЧН); учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН); | |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Создание проблемной ситуации. – Какие фигуры мы с вами видим? - А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной?
Следовательно, цвет нас интересовать не будет. - Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? - А чей размер ноги меньше: мой или …. - Как догадались? - Как доказать? - Будет ли размер являться величиной? - Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются на ваш взгляд величинами. | - Сравнить нельзя - Нет. - Нет - Нет - Да - Размер, рост, температура, длина | Осуществляют поиск нужной информации , высказываются в устной форме, ( ПОЗН); в ходе этого этапа урока развивается мотивация к учебе(ЛИЧН); формулируют собственное мнение и контролируют действия партнёра(КОМ); | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. - Какая из них самая длинная? - Вывод: является ли длина величиной? - Перед вами известный мультфильм, который называется… - Какие животные мерили длину удава? - Эти мерки были: одинаковы или разные? - Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок? - А мартышка? - А в попугаях длина удава? - Что вы заметили? - Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается | Практическая деятельность Накладывают полоски друг на друга - 38 попугаев - Попугай, мартышка, слонёнок -2 -5 -38 | На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ). | |
5. Реализация построенного проекта | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e14f5ac7-2465-4e89-b297-7fd4d235ff6d/index_listing.htmlhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5769129d-1e22-4e21-be40-71226dd15a54/index_listing.html | - Ребята, Царица математики вас познакомит со старинными единицами измерения длины. - Дорогие знатоки математики, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счёте люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. ( Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли « лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами. - Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике с.24 и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания - 1 группа- Измеряет длину подоконника ладонями и локтями -2 группа – Измеряет ширину класса шагами и метровой линейкой. - 3 группа- Измеряет длину парты вершками и пядью -Отчёт групп о результатах работы. - Зависит ли результат от мерки ? - Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. - Ребята, а кому знакомы эти измерительные приборы? - А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника ( стр. 26) - Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? ( сантиметр) - Определите тему нашего урока? -Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина 1 сантиметр Слово сантиметр после числа пишут кратко см (слайд) - Ребята. Кто из вас знает как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков? - Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. - А чтобы получить нужный результат, как правильно ей пользоваться. | Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят ( ПОЗН); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД); | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Найдите № 69 на странице учебника 28. Даны отрезки АО и КМ - Какое задание вы предложили бы выполнить? - Измерьте линейкой длину отрезков АО и КМ и запишите результат измерения над отрезком | \Работа в паре - стр. 28 № 69 - Проверка ( веер) 9см, 4 см . | В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке ( ЛИЧН); | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a01-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и определите длину отрезков Наблюдает за работой учащихся | Выполняют работу самостоятельно | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) |
8. Включение в систему знаний и повторение | ||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Узнали…… - Затруднились…. - Понравилось… | Отвечают на вопросы | Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.; |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Длина. Сантиметр. Дециметр | Мультимедийный Информационный | Интерактивное упражнение на основе иллюстраций | ||
2 | Словарь "Старинные меры длины" | Информационный | Текст, иллюстрации | ||
3 | Оцени расстояние на глаз | Мультимедийный, Практический | Интерактивное задание | ||
4. | Измерение длины отрезка с помощью линейки | Мультимедийный, Практический | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a01-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по метемтике на тему: "Единицы длины. Сантиметр. Дециметр"
Урок содержит видео-фрагметы обучающего характера, позволяющие более наглядно на разных примерах освоить новые единицы измерения длины....
Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"
Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...
Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")
Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...
урок математики во 2 классе "Изучаем длину. Сантиметр"
открытое мероприятие...
Конспект урока по математике КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР И КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР
Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока: КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР И КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТРЦели урока: познакомить с новой единицей измерения площади (квадратным дециметром); учить измерять площадь фигуры в к...
Конспект урока на тему"Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр" (УМК"ПНШ"3 класс)
Цель:-познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным миллиметром;-установить соотношение между квадратным миллиметром и квадратным сантиметром.Планируемые результаты предметные:-познакоми...
План-конспект урока по математике в 1 классе .Тема:"Сантиметр."
План-конспект урока по математике в 1 классе на тему :"Сантиметр"...