Деление чисел
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мулявка Светлана Александровна

Деление чисел с нулем в середине частного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Тема: деление чисел с нулем в середине частного

Цель: формирование умений выполнять деление чисел, когда в середине частного нуль.

Задачи:

  • формирование умений выполнять деление чисел, в записи которых встречаются нули (случай, когда в середине частного получается 0)
  • учить строить высказывания, проверять, исправлять и оценивать результаты своей работы и работы товарища ;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • делать вывод о значимости данной темы;

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I Организационный момент

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, сегодня урок проведу у вас я. Садитесь, проверьте всё ли у вас готово к уроку. Не забудьте про посадку!

Здороваются, садятся

II Актуализация знаний

 

Игра «Молчанка».

А сейчас мы поиграем в игру. Я, не говоря вам ни слова, буду указывать на пример на доске, а вы должны будете с помощью вашего математического веера так же без единого звука показать мне ответ. Будьте внимательны!

2 * 3    3*3

3 * 8    4*8

2 * 4

32:8     24:3   9:3

8:2       6:2

А сейчас мы повторим состав чисел. Я буду говорить сколько в числе десятков и единиц, а вы мне должны сказать сколько единиц всего в числе.

2 десятка 6 единиц =

3 десятка 2 единицы =

1 десяток 8 единиц =

5 десятков 4 единицы =

6, 24, 8, 9, 32

4, 8, 3, 4, 3

26 единиц

32 единицы

18 единиц

54 единицы

III Изучение нового 1)Определение темы урока

Объясните мне решение этого примера.

- 648  2              -618   2

Чем эти примеры похожи?

Чем различаются?

А кто догадался какая тема нашего урока?

Объясняют, слушают

Похожи записью, количеством сотен в делимом, делителем

Различаются количеством дес. и ед. в делимом. В первом примере нет нулей в частном, а во втором есть.

Тема нашего урока «Деление чисел с нулем в середине частного»

Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять деление с нулем в частном.

Слушают

2)Знакомство с вычислительным приемом

3) Повторение изученного

4) Повторение ранее изученного

Посмотрите на пример, который записан у меня на доске.

324/3.

  1. Выделяю первое неполное делимое. Первое неполное делимое  3 сотни, значит, в частном будет 3 цифры; Ставлю 3 точки;
  2. Узнаю сколько сотен будет в частном, для этого разделю 3 на 3, получу 1.
  3. Умножу 1 на 3, получу 3.
  4. Вычитаю 3 из 3, получу 0.
  5. Проверю верно ли подобрана цифра частного, для этого сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3. Значит цифра сотен в частном подобрана верно.
  6. Образую следующее неполное делимое. Делю десятки. 2 не делится на 3, записываю в частное 0. 3 умножить на 0, получится 0.  Из 2 вычесть 0, получится 2.  Сравниваю остаток с делителем. 2 меньше 3, значит цифра десятков в частном подобрана верно.
  7. Делю единицы. 2 десятка и 4 единицы, это 24 единицы.
  8. Узнаю сколько единиц в частном. Для этого 24 разделю на 3, получу 8.
  9. Умножаю 8 на 3, получится 24
  10. Вычту 24 из 24, получится 0.
  11. Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3, значит цифра единиц в частном подобрана верно.
  12. Ответ 108.

Открываем тетради. Отступите 4 клетки вниз от предыдущей работы. Записываем число, классная работа. Отступили 2 клеточки.

Выполняем номер 74 на стр.15.  с объяснением.

832/4

  1. Выделяю первое неполное делимое. Первое неполное делимое  8 сотен, значит, в частном будет 3 цифры; Ставлю 3 точки;
  2. Узнаю сколько сотен будет в частном, для этого разделю 8 на 4, получу 2.
  3. Умножу 4 на 2, получу 8.
  4. Вычитаю 8 из 8, получу 0.
  5. Проверю верно ли подобрана цифра частного, для этого сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 4. Значит цифра сотен в частном подобрана верно.
  6. Образую следующее неполное делимое. Делю десятки. 3 не делится на 4, записываю в частное 0. 4 умножить на 0, получится 0. Из 3 вычесть 0, получится  3.  Сравниваю остаток с делителем. 3 меньше 4, значит цифра десятков в частном подобрана верно.
  7. Делю единицы. 3 десятка и 2 единицы это 32 единицы.
  8. Узнаю сколько единиц в частном. Для этого 32 разделю на 4, получу 8.
  9. Умножаю 8 на 4, получится 32
  10. Вычту 32 из 32, получится 0.
  11. Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 4, значит цифра единиц в частном подобрана верно.
  12. Ответ 208

924/3

  1. Выделяю первое неполное делимое. Первое неполное делимое 9 сотен, значит, в частном будет 3 цифры; Ставлю 3 точки;
  2. Узнаю сколько сотен будет в частном, для этого разделю 9 на 3, получу 3.
  3. Умножу 3 на 3, получу 9.
  4. Вычитаю 9 из 9, получу 0.
  5. Проверю верно ли подобрана цифра частного, для этого сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3. Значит цифра сотен в частном подобрана верно.
  6. Образую следующее неполное делимое. Делю десятки. 2 не делится на 3, записываю в частное 0. 3 умножить на 0, получится 0. Из 2 вычесть 0, получится  2.  Сравниваю остаток с делителем. 2 меньше 3, значит цифра десятков в частном подобрана верно.
  7. Делю единицы. 2 десятка и 4 единицы это 24 единицы.
  8. Узнаю сколько единиц в частном. Для этого 24 разделю на 3, получу 8.
  9. Умножаю 8 на 3, получится 24
  10. Вычту 24 из 24, получится 0.
  11. Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3, значит цифра единиц в  частном подобрана верно.
  12. Ответ 308

618/2

  1. Выделяю первое неполное делимое. Первое неполное делимое 6 сотен, значит, в частном будет 3 цифры; Ставлю 3 точки;
  2. Узнаю сколько сотен будет в частном, для этого разделю 6 на 2, получу 3.
  3. Умножу 2 на 3, получу 6.
  4. Вычитаю 6 из 6, получу 0.
  5. Проверю верно ли подобрана цифра частного, для этого сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 2. Значит цифра сотен в частном подобрана верно.
  6. Образую следующее неполное делимое. Делю десятки. 1 не делится на 2, записываю в частное 0. 2 умножить на 0, получим 0. Из 1 вычесть 0, получится  1.  Сравниваю остаток с делителем. 1 меньше 2, значит цифра десятков в частном подобрана верно.
  7. Делю единицы. 1 десяток и 8 единиц это 18 единиц.
  8. Узнаю сколько единиц в частном. Для этого 18 разделю на 2, получу 9.
  9. Умножаю 9 на 2, получится 18
  10. Вычту 18 из 18, получится 0.
  11. Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 2, значит цифра единиц в частном подобрана верно.
  12. Ответ 309

603/3

  1. Выделяю первое неполное делимое. Первое неполное делимое 6 сотен, значит, в частном будет 3 цифры; Ставлю 3 точки;
  2. Узнаю сколько сотен будет в частном, для этого разделю 6 на 3, получу 2.
  3. Умножу 3 на 2, получу 6.
  4. Вычитаю 6 из 6, получу 0.
  5. Проверю верно ли подобрана цифра частного, для этого сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3. Значит цифра сотен в частном подобрана верно.
  6. Образую следующее неполное делимое. Делю десятки. 0 не делится на 3, записываю в частное 0. 3 умножить на 0, получим 0. Из 0 вычесть 0, получится  0.  Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3, значит цифра десятков в частном подобрана верно.
  7. Делю единицы. 0 десятков и 3 единицы это 3 единицы.
  8. Узнаю сколько единиц в частном. Для этого 3 разделю на 3, получу 1.
  9. Умножаю 1 на 3, получится 3
  10. Вычту 3 из 3, получится 0.
  11. Сравниваю остаток с делителем. 0 меньше 3, значит цифра частного подобрана верно.
  12. Ответ 201.

Решим задачу номер 75 на стр. 15.

Прочитайте внимательно задачу. А теперь глазки на меня.

Анализ задачи:

- О ком говорится в задаче?

-В чем они ехали?

-В скольких автобусах они ехали? Обозначим автобусы цифрами.

 -Что обозначает число 48? Запишем это

-Что мы знаем о количестве пассажиров во  втором автобусе? Запишем

1 автобус  – 48 пассажиров        

2 автобус – ?, в 3 раза больше

-А известно сколько пассажиров ехали во втором автобусе? Обозначим это знаком вопроса.

-Сколько вопросов в задаче?

-Расскажи задачу по краткой записи.

Поиск решения и её запись:

- Зная, что в первом автобусе было 48 пассажиров, а во втором в 3 раза больше, что мы можем найти?

Каким действием? Запишем решение

-Зная что в первом автобусе было 48 пассажиров, и узнав сколько пассажиров было во втором автобусе, можем ли мы ответить на вопрос задачи? (На сколько человек в первом автобусе меньше, чем во втором?)

Каким действием? Запишем решение

1) 48x3=144 (п.) – во втором автобусе

2)144-48=96 (п.)- меньше чем в первом автобусе.

Ответ: на 96 пассажиров в первом автобусе меньше чем во втором.

С задачей вы справились, молодцы!

 А сейчас мы закрепим прием письменного деления. Решите самостоятельно, кто сколько успеет примеры из номера 78. Отступите от предыдущей работы 2 клеточки.

1)837:9 = 93 2) 658:2=329  3)726:3=242  4)568:8=71 5)136:4=34

Слушают объяснение

Решают у доски

832/4, 924/3, 618/2, 603/3

О пассажирах

В автобусах

В двух автобусах они ехали

Сколько пассажиров в первом автобусе

Их в 3 раза больше чем в первом автобусе

Сколько было пассажиров во втором автобусе

Умножением

Вычитанием

Подведение итогов

Чему мы с вами сегодня научились?

Что вам понравилось?

Что нового узнали?

Вы очень хорошо поработали.

Наводят порядок.
отвечают на вопросы

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Номер 79

Записывают

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение и деление чисел", 2 класс

Тип урока: комбинированный. Цели:Закрепить смысл действия умножения, закрепить знание таблицы умножения на 2,3,4,5 составить таблицу умножения и деления на 6.Способствовать развитию умения решать...

урок математики в 3 классе специальной( коррекционной) школы 8 вида на тему: "табличное умножение и деление чисел 2,3,4,5,6".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся . Имеется презентация с различными заданиями и упражнениями, а так же разнообразным наглядным материалом из истории вычислительной техники....

Тема: деление чисел

Урок составлен по теме "Деление чисел" для 1 класса к УМК "Начальная школа XXI  век" с учётом ФГОС  второго поколения....

ПроектУрок-сказка "Умножение и деление чисел"

Сегодня мы совершим удивительно путешествие в страну "Примерная" Будем помогать ДОБРУ побеждать ЗЛО. Встретитесь с героями Соловьем-разбойником, Кикиморой-болотной, Лесовиком, Бабой-Ягой.. А для этого...

ПроектУрок-сказка "Умножение и деление чисел"

Сегодня мы совершим удивительно путешествие в страну "Примерная" Будем помогать ДОБРУ побеждать ЗЛО. Встретитесь с героями Соловьем-разбойником, Кикиморой-болотной, Лесовиком, Бабой-Ягой.. А для этого...

Закрепление пройденного материала по теме: «Умножение и деление чисел на 2» (Четвертый урок по плану)

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели,  анализируют объекты, проводят классификацию по различным кр...

урок математики по теме "Введение термина «деление». Деление чисел с помощью числовой прямой."

Урок математики в РС Эльконина - Давыдова,  2 класс, учебник В.В.Давыдов, С.Ф. Горбов. Тип урока: решение частных задач....