Технологическая карта урока по технологии
план-конспект урока по математике (3 класс)

Кубаева Юлия Ивановна

Изготовление тканей. Изделие "Гобелен"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.11_tehnologiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по технологии

Учитель: Кубаева Ю.И.

Тема урока: Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Изделие «Гобелен».

Тип урока: Моделирование и преобразование модели.

Изделие, выполняемое на уроке: Гобелен.

Цель урока: познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; развивать умения сочетать цвета в композиции, размечать по линейке.

Планируемые результаты:

-личностные: - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;- опыт успешной деятельности;- опыт положительной оценки собственной деятельности; опыт преодоления трудностей; опыт оказания взаимопомощи.

-предметные: - развивать умение работать с тканями, нитками; - обучить технике «гобелен»; - разрабатывать «Гобелен» на основе заданной конструкции.

-метапредметные:- развивать умение анализировать, сравнивать; - корректировать свою деятельность;

-развивающие: -развивать память, мелкую моторику, координацию между глазом и рукой;- развивать воссоздающее воображение.

-воспитательные: - развивать умение работать в коллективе; - воспитывать нравственные качества, эстетическое представление.

Оборудование для учителя : учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий, произведённых ткачеством (возможны не только иллюстрации), схема процесса ткачества, образец изделия «Гобелен».

Оборудование для ученика : учебник, рабочая тетрадь, бумага, цветные карандаши, цветные шерстяные нитки, картон, карандаш, линейка, резак, ножницы, шило, цветная бумага, челнок.

СТРУКТУРА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Этапы урока

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность ученика

УУД

0

Подготовка к уроку

Контроль за подготовкой материалов и инструментов. Организация контроля

Подготовка материалов и инструментов, самоконтроль

Р - принимать и сохранять учебную задачу;

1

Орг. момент

Приветствие

Ответное приветствие

К.-общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Л.- умение выделить нравственный аспект поведения;

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

-Подведение к формулировке темы и целей урока

(далее, после формулировки детьми запись темы и цели на доске или показ на слайде),

Несколько уроков назад мы говорили о ткани. Дайте определение этому понятию. Вспомните, из каких волокон могут состоять ткани. Откройте рабочую тетрадь на странице 20, где вы выполняли задание „Коллекция тканей“, назовите виды ткани, образцы которых вы подобрали. Теперь расскажите, какими свойствами обладает ткань (гладкая, шершавая, мягкая, жёсткая, мнётся, воздухопроницаемая, хорошо/плохо сохраняет тепло)».

 «Сегодняшний урок посвящён процессу изготовления тканей — ткачеству. Прочитайте определение этого понятия на странице 49 учебника». Какая тема у нас сегодня? Какие цели мы поставим?Какая машина участвует в производстве тканей? Назовите нити, которые переплетаются между собой. Какое устройство нужно для производства ткани?

«Помимо ткачества, технологический процесс получения тканей состоит ещё из двух этапов — это прядение и отделка».

Предположения детей

Высказывать свои предположения. Ставить цели.

Слушать и анализировать рассказ.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П.-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

  •  ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

3.

Объяснение нового материала: анализ образца

Прядение включает механические процессы разъединения, вытягивания, расчёсывания и скручивания коротких волокон пряжи — тонкой, ровной, прочной непрерывной нити. Ведущие профессии прядильно-ткацкого производства: ленточница, ровничница, прядильщица, ткач. Трудно найти другие профессии на производстве с таким количеством элементов чисто ручного искусного труда. Ткач — человек, профессионально занимающийся тканьём. Ткач производит из пряжи ткани и текстиль. Ровничница — работница, занимающаяся выработкой ровницы — толстой, слабо скрученной нити, из которой изготовляется пряжа. Прядильщица — работница, занятая изготовлением пряжи. Машина всюду вытесняет ручной труд, между тем прядение и ткачество, для которых уже давно применяют машины и станки, всё ещё требуют искусства ручного труда. Искусство ручного труда выражается у прядильщицы в том, чтобы быстро и ловко ликвидировать обрыв ровницы или пряжи, сменить катушки, остановить веретено. Недаром на профессию прядильщицы отбирают людей с хорошей координацией движений, с тонкими, ловкими и длинными пальцами (так как требуется умение изготавливать особенно тонкую нить).

Ещё одна особенность труда прядильщиц и ткачей — умение обслуживать большое количество одинаковых рабочих органов машины (веретён или станков). Конечно, в современной промышленности немало «многостаночных» профессий. Однако их всё же нельзя сравнить с профессией ткача, обслуживающего 24 и более автоматических станков, или с профессией прядильщицы, обслуживающей от 100 до 1400 веретён. В таких условиях очень важно умение организовать свой труд и правильно его спланировать.

«Прочитайте на странице 49, какое изделие предлагает сделать Ваня. Объясните, что такое гобелен. Рассмотрите несколько примеров гобелена. Как можно использовать данное изделие? Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами — такое название вы можете встретить в литературе. Когда появилась первая шпалера, точно не известно. Принцип их ткачества был известен ещё в Древнем Египте (фрагменты найдены в египетских захоронениях). В Европе первые шпалеры появились в XII—XIII вв. в Германии».

Вопросы для анализа:

-Посмотрите на слайд, что вы видите?

-Простая это работа или сложная? Почему?

-Какова форма изделия (если читается)?

-Из какого материала выполнена работа? Почему взят именно этот материал? Можно ли сделать гобелен из другого материала? Если да, то из какого?

-Каким способом заготовлены детали? Почему? Каким еще способом можно заготовить детали изделия?

-Каким способом соединены детали изделия? Как по-другому можно соединить детали изделия?

-Каким способом оформлено изделие? Как еще можно его оформить?

Слушать, анализировать рассказ, запоминать

Читать со слайдов

- Гобелен;

- Сложная, состоит из нескольких деталей ;

- бумага, цветные карандаши, цветные шерстяные нитки, картон, карандаш, линейка, резак, ножницы, шило, цветная бумага, челнок.

- С помощью ниток и картона.

- С помощью клея.

- Изделие оформлено с помощью рамки. Её можно декорировать.

Л.- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

 П.- ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

 Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Гобелены ткутся вручную. На специальном станке натягивают нити основы, обычно это не цветной лён. Затем нити основы переплетают цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Гобелены ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Изображение на гобелене раньше копировалось с так называемого картона. Картон — это подготовительный рисунок для будущего гобелена, как бы модель гобелена в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько гобеленов, каждый раз отличающихся друг от друга.

«Мы создадим с вами авторский гобелен и на практике изучим технику ручного ткачества. Рассмотрите образец гобелена. Какой рисунок лучше подобрать для создания гобелена? (Простой, без мелких деталей.)

Какие материалы для работы над гобеленом вам понадобятся? А какие инструменты?

В данной работе вы будете использовать также и непривычные инструменты, такие как вилка, челнок.

 Как вы думаете, для чего они вам понадобятся?» Челнок — это рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челнок постоянно перемещается туда и обратно по основе (вручную или автоматически), создавая ткань.

Челнок можно сделать из куска картона, намотав на него нить и перемещая в разных направлениях. Вилка необходима для того, чтобы прибивать нити утка к уже наработанной части ковра, чтобы рисунок получался плотным.

Работа над изделием «Гобелен» проводится в группе по плану и иллюстрациям в учебнике (с. 50—51). Учащиеся читают пункт плана, затем обсуждают его со всем классом. При необходимости учитель показывает приёмы работы, после чего учащиеся выполняют работу по каждому пункту плана.

 1. Создание рисунка для гобелена. Учащиеся либо переводят один из рисунков из рабочей тетради (с. 23), либо сами придумывают рисунок и выполняют его на бумаге. Учитель помогает им выполнить разметку листа по линейке, напоминает о правилах работы ножницами, резаком. Важно проследить за тем, как учащиеся раскрашивают рисунок, какие цвета выбирают для композиции. Это послужит формированию художественного вкуса. Учитель также помогает ребятам подготовить картон нужного размера.

 2. Разметка основы из картона.

3. Подготовка отверстий в основе. Учитель контролирует работу учащихся шилом.

4. Создание рамки с натянутыми нитями. С помощью нитки и иголки соединить противоположные отверстия (повторение техники безопасности при работе иглой).

5. Подготовка челнока (их может быть несколько: для ниток каждого цвета отдельный челнок).

 6. Ткачество. Необходимо начинать работу с нижнего края, постоянно чередуя положение нити утка (то сверху нитей основы, то снизу). Учитель демонстрирует, как выполнять этот вид работы. Также учитель должен показать, как уплотнять нитки с помощью вилки и обрезать лишние концы ниток с изнаночной стороны.

 7. Оформление работы. Желательно предоставить учащимся возможность сделать рамку самостоятельно. Возможно, они придумают собственные декоративные элементы.

Повторить с учащимися плана работы:

1. Разметка изделий

2. Заготовка деталей

3. Сборка изделия

4. Оформление изделия.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Отвечать на вопросы

Запоминать определение «челнок» и как его использовать

На этом этапе ученики могут принять активное участие только в том случае, если учитель задает вопросы во время демонстрации педпоказа.

Если применяется объяснительно-иллюстративный метод, ученики слушают.

Кратко сформулировать этапы практической работы

На повторении на один вопрос отвечает один ученик

Повторять план работы

Л.- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

П.- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

4

Постановка творческой задачи

Ребята, теперь вам предстоит сделать свой гобелен.

Но перед этим мы повторим технику безопасности по работе с инструментами, которые используются при изготовлении работы. Что мы с вами используем?

-Критерии:

1.Аккуратность выполнения аппликации

2.Сочетание цветов композиции и фона(запись на доске)

3. Индивидуальность оформления

Вопросы по заданию

-подготовка рабочего места к работе (правильно расположить на рабочем столе инструменты и материалы)

-повторить технику безопасности по работе с инструментами

К .-общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

5.

Самостоятельная  работа

- А теперь ребята, приготовьте  материалы и приступайте к работе (звучит музыка)

-оказание индивидуальной помощи

-организация взаимопомощи

-конструктивная критика

-поощрение

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

П.- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 Л.- умение выделить нравственный аспект поведения;

К.- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.

Итог урока, рефлексия

Выставка готовых работ, организация анализа готовых работ с точки зрения соответствия критериям отметки (см. этап 5) А теперь ребята мы с вами устроим выставку работ, давайте вывесим их на доску, встанем в полукруг и оценим работы с точки зрения критерий.

-Кто нам расскажет, как он выполнял работу?

-Расскажите этапы.

-А теперь ребята, посмотрите, какой гобелен самый яркий?

- А какой гобелен самый необычный?

- Вы все ребята, молодцы, у вас у каждого замечательные открытки , которые понравятся вашим близким.

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

П.- формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся

 Л.- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

К.- формулировать собственное мнение и позицию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по технологии 4 класс

технологическая карта урока по технологии 4 класс. УМК "Школа России" . Критерии оценивания работы. Задания для детей...

технологическая карта урока по технологии в 1 классе

Конспект урока по технологии в  классе...

Технологическая карта урока по технологии 4 класс по теме "Полезные ископаемые" Изделие "Малахитовая шкатулка" УМК "Школа России" (в соответствии с ФГОС)

На уроке учащиеся знакомятся с поделочными камнями, которые используются для создания декоративных изделий.Учащиеся проводят исследовательскую работу с предложенными учителем камнями и заполняют табли...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Украсим пасхальное яйцо»

Пояснительная записка      Одним  из  способов  реализации  воспитательной  составляющей  новых  стандартов является  организация...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Лепка из пластилина торта»

Пояснительная запискаЛепка из пластилина очень нравится детям. Этот материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Р...