«Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого»
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 4  классе на тему:

 «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого»

Предмет

Математика

Класс

4  

Автор урока

Галаова Мадина Геннадьевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Время реализации урока

40 минут

Цель деятельности учителя

Учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией; преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника; решать задачи.

Метапредметные

Регулятивные УУД: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; обобщать собственные представления, умение формулировать цель урока с помощью учителя; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной формах; контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания;осуществлять анализ, сравнение, обобщение, использовать знаково-символические средства; осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями;осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Коммуникативные: УУД:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию,планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; обмениваться мнениями; слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважать мнение других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; проявляют способность к позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; имеют установку на здоровый образ жизни

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный.  Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы

Математика. 4 класс: Рабочая программа и технологическая карта по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантовой

Дидактическое обеспечение урока

Карточки с текстами задач для работы в группах, листы самооценивания

Оборудование

Интерактивная доска (экран), проектор, ноутбук, мультимедийная презентация урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» .

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Руки к солнцу потянулись!

Все друг другу улыбнулись.

Мы ладошечки потрём

И с радостью урок начнём!

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадка?

Если всё в порядке открываем все тетрадки. Запишем число, классная работа.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабочего места

II. Актуализа-

ция знаний

Устный счёт

Урок начнём с устного счёта, продемонстрируем те знания, которые мы уже получили на предыдущих уроках.

Обратите внимание на экран, Внимательно прочитайте задание. Выполните его. Прочитайте предлагаемые ответы. Выберите правильный ответ,

К частному чисел 126 и 3 прибавить произведение чисел 17 и 4.  (Слайд 1)

  1.  В магазине канцтоваров купили блокнот и альбом.  Альбом стоил 18 рублей, а блокнот в 3 раза дешевле. Сколько стоила вся покупка? (Слайд 2)
  2. Вычисли сумму удобным способом: 72 + 43 + 18 + 57. (Слайд 3)
  3. После того, как было израсходовано 10 литров бензина, в баке автомобиля осталось 30 литров бензина. Сколько литров бензина было в баке машины первоначально? (Слайд 4)

Выбери действие, которое   отвечает на вопрос задачи.

  1. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле: (Слайд 5)
  2. Вычисли площадь прямоугольника. Запишите данные в тетрадь, согласно формуле найдите площадь прямоугольника. (Слайд 6)

a = 15 см              Sпр. = a ∙ b

b = 4 см                Sпр. = 15 ∙ 4

Sпр. - ?                   Sпр. = 60 см2

Ответ: Sпр. = 60 см2

Проверим правильность выполнения задания (Слайд 7)

Читают задание. Определяют, какое задание им предстоит выполнить Выполняют задание. Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценки.

Ответ: 124 : 3 +  17 ∙ 4

Ответ: 21 рубль

72 + 18 + 57 + 43 = 190

Ответ:30 + 10

Ответ: S=a ∙ b

Внимательно слушают, выполняют задание (самостоятельно в тетрадях). Вычисляют площадь прямоугольника (один ученик работает у доски)

Проверка по эталону.

Фронтальная

Индивидуальная

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, используют знаково-символические средства; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;.

Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной формах; контролируют учеб ные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Устные и письменные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Перевод одних измерений длины в другие

III. Сообщение темы и цели урока

Целеполагание

Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания

42 – х = 36

х – 537 = 362

846 – х = 140

х – 34 = 48 : 3  (Слайд 9)

- Что неизвестно в последнем уравнении?

Сформулируйте тему нашего урока? (Слайд 10)

- Вернёмся к последнему уравнению: х – 34 = 48 : 3.

- Чем отличается последнее уравнение от предыдущих?

- Как можно назвать такое уравнение?

- Можно ли сразу его решить?

- Какую же цель вы сегодня поставите перед собой?  

Выполняют устно решения уравнений, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное уменьшаемое или вычитаемое

 - Нам неизвестно уменьшаемое

- Нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого

Варианты ответов

Варианты ответов

Варианты ответов

Формулируют цель урока.

- Научиться решать усложнённые уравнения, находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

Фронтальная

Знание и использование взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания

IV. Изучение нового материала

Объяснение

учителя

х – 34 = 48 : 3

х + 34 = 16

х = 34 + 16

х = 50  

50 – 34 = 48 : 3

16 = 16

В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3.

Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.

Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.

Слушают учителя, совместно выполняют задание с объяснением, записывают в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

Фронтальная, индивидуальная

Знание способа решения уравнений

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

Физкультминутка

№ 284 (1 уравнение)

Проверим правильность выполнения уравнения

(Слайд 11.)

Организует проведение физкультминутки (для глаз Слайд 12.)

Записывают и решают уравнение с подробным комментированием

Проверка по эталону.

Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценивания.

Выполняют задания физкультминутки.

В парах

Решение уравнения

Выполнение движений согласно инструкции

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

VI. Практическая деятельность

  1. Решение задачи

  1. Задания из раздела «Числа, которые больше 100. Сложение и вычитание». Тема «Решение уравнений вида

х – 34 = 48 : 3

№ 286 (Самостоятельно)

В магазин привезли хлеб. За день было продано 176 кг хлеба, после чего в магазине осталось на 145 кг хлеба меньше, чем продали. Сколько кг хлеба привезли?

Текст задачи на карточке. Решают самостоятельно в группах. Чертят схему к задаче. Записывают решение в тетрадь. Лидер группы распределяет обязанности между членами группы для анализа задачи.

  1. Читает
  2. Анализирует
  3. Чертит схему
  4. Записывает решение и

ответ

                      176 кг

?  

                          145 кг

            ?

176 + (176 – 145) = 207 (кг)

Ответ: 207кг хлеба привезли.

Оценивают этот вид работы на листах самооценивания

Фронтальная

Групповая, индивидуальная

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения задания поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения наобсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; осознают необходимость и важность изучения предмета.

Устные ответы, записи в тетради, наблюдения учителя

ИКТ

П – осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л – проявляют интерес к предмету.

VII. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок , группа оценивает самых активных ребят.

Ребята дополните предложения.

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете мы её выполнили?

- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Подведите итог на листах самооценивания.

Отвечают на вопросы.

Если к разности прибавить вычитаемое, то получим уменьшаемое.

Если от уменьшаемого отнять разность, то получим вычитаемое.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность и деятельность участников группы на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 63, № 287, № 285

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого"

Фанный урок построен с учетом ФГОС -2 и направлен на:Познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Совершенствовать навыки у...

Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.

ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить  с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...

Конспект и презентация на тему: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого".

Цель:Познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения;Совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа;Закре...

Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

ЦЕЛЬ: Выделять  неизвестный  компонент  арифметического действия и находить его значение;Задачи:Научиться определять, как связаны между собой числа при вычитании;Находить неизвестное ум...

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Учащиеся научатся решать уравне­ния на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии....

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи....

Конспект и презентация по математике 4 класс Тема.Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Конспект и презентация по математике 4 класс   Тема.Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого....