Технологические карты математика 3 класс
материал по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ В ДВА ДЕЙСТВИЯ
(учебник, с. 5; рабочая тетрадь, с. 4)
Цель деятельности | Создать условия для проверки умений составлять и решать простые задачи, усвоения переместительного и сочетательного свойств сложения, формирования вычислительных навыков, умения составлять верные равенства из числовых выражений |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд, составлять и решать простые задачи, объяснять верность равенств, составлять верные равенства из числовых выражений, пользоваться изученной Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Приемы сложения и вычитания, величины, ломаная |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вот учитель входит в класс. Что мы делаем сейчас? Встали дружно. Что нам нужно? Вот учебник, вот тетрадь, Их не надо открывать. Знает каждый ученик, Будет нужен и дневник. Не забудьте про пенал, Чтоб на парте он лежал | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учи- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Учитель проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – производят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информа- | Устные ответы, |
2. Устный счет. | – Положите шарики в нужную | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Определите, какого рисунка | цию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – ориентируются К – обмениваются | полненные задания | ||||
«Занимательная рамка». | ||||||
– Вычислите, объясняя каждый раз, сколько всего прибавили к числу 8 + 2 + 4 6 + 4 + 3 12 – 2 – 5 18 – 8 – 1 Использует наборное полотно с двумя рядами карманов по 10 карманов в каждом ряду, иллюстрируя один пример | Записывают в тетрадь. | |||||
3. Целеполагание. | – Для чего мы выполнили это задание? Перед решением следующего примера предлагает вспомнить свойства сложения. | – Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменить их | ||||
65 + 9 + 5 = 65 + 5 + 9 = 70 + 9 = 79 | Решают с комментиро-ванием. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Повторение алгоритмов пись-менного сложения и вычитания. | № 2. № 3 – устно, под руководством | Выполняют задание. – Вычислив разность | в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои | |||
5. Решение задач. | № 4. 1) 3 + 1 = 4 (н.) – в деревне. 2) 3 + 4 = 7 (н.) – всего. Ответ: 7 недель Ваня был в спортивном лагере и в деревне. | Решают самостоятельно. Одного ученика можно вызвать решать | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
III. Практическая деятельность | 1. Работа | № 6. Выполняя работу по сравнению единиц длины, надо добиться от учащихся | Разбирают вместе | Фронтальная, индивидуальная, парная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение; используют зна-ково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно | Устные ответы, |
2*. Игра | – Как вы понимаете словосочетание «магический квадрат»? – В китайской древней книге «Жеким» | Высказывают свое Внимательно слушают. Работают в парах. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим | ||||||
3. Работа | ||||||
4*. Задания | – В рабочей тетради выполните задание № 4 | Решают самостоятельно 3-мя способами | ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Перечислите типичные ошибки – Какие рекомендации можете дать | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность. К – используют критерии для обоснования своего суждения. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 5, № 5. Рабочая тетрадь, с. 4, № 5 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения |
Ресурсный материал
«Положите шарики в коробочку»
| «Какого рисунка не хватает?» |
«Занимательная рамка» | «Рисунок на панцире черепахи» |
УМНОЖЕНИЕ НА 1
(учебник, с. 82; рабочая тетрадь, с. 56; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений умножать число на 1, анализировать задачи, составлять план и решать текстовые задачи разных видов, выполнять устные математические вычисления, решать уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять правило умножения на 1, решать задачи разных видов, определять длины сторон по данному периметру, выполнять устные математические вычисления, решать уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.
1september.ru/articles/616338
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: умножение на 1.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Математика – царица всех наук.
– Скажите, почему так говорят?
– Вспомним, над какой темой работали на прошлом уроке и дома? (Вычисление площади прямоугольника, сравнение выражений, переместительное свойство умножения.)
– Что объединяет все эти темы? (Все эти темы связаны с действием умножения.)
– Верно. Сегодня мы продолжим работу над этой темой. Вас ждет открытие, что-то совершенно новое, связанное с этой темой.
II. Актуализация знаний. Устный счет.
– Выполните следующие задания устно.
1) «Наберите слагаемыми число 40»:
2) Задание на развитие внимания:
– Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все «красные» числа – четные, а «синие» – нечетные.)
– Какое число «лишнее»? (10 – круглое, а остальные нет; 10 – двузначное, а остальные однозначные; 5 – повторяется два раза, а остальные – по одному.)
– Закрою число 10. Есть ли «лишнее» среди остальных чисел? (3 – у него нет пары до 10, а у остальных есть.)
– Найдите сумму всех красных чисел и запишите ее. (30.)
– Найдите сумму всех синих чисел и запишите ее. (23.)
– На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
– На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
– Какое действие использовали? (Вычитание.)
3) Интеллектуальная разминка (фронтальная работа).
а) Какова площадь клетки, если ширина ее 5 м, а длина 7 м?
б)
в) Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?
III. Изучение нового материала.
1. Целеполагание.
Учитель на доске записывает пример: 4 · 3.
– Как можно вычислить произведение с помощью сложения? (4 + 4 +
+ 4 = 12.)
– Запишите еще два примера:
4 · 2 =
4 · 1 =
– Самостоятельно замените умножение сложением. (4 · 2 = 4 + 4 = 8, 4 · 1 = ?)
– Я вижу, у некоторых возникли затруднения. Давайте проверим вашу работу. Удалось ли за-менить сложением последний пример? (Нет.)
– Это особый случай. Нельзя взять число слагаемым 1 раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое нужно запомнить: при умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали. (а · 1 = а.)
– Сколько получилось в последнем примере? (4.)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться умножать числа на 1.)
2. Работа с учебником: чтение правила, выполнение задания.
– Откройте учебник на с. 82. Прочитайте правило в красной рамке. (а · 1 = а.)
– Скажите, какое число получается при умножении на 1. (То, которое умножали.)
– Приведите свои примеры. (5 · 1 = 5, 14 · 1 = 14 и т. д.)
– Выполните в учебнике на с. 82 № 1 (устная работа, ведут счет «цепочкой»).
Физкультминутка
Хорошо поработали,
Пора и отдохнуть.
В зоопарке два зайчонка
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт-привет.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
IV. Практическая деятельность.
1. Решение текстовых задач.
№ 3, с. 82 (коллективный разбор, составление краткой записи).
– Прочитайте условие задачи.
– Подумайте, как записать задачу кратко.
– Выберите главные слова для краткой записи. (Груши, яблоки.)
Яблоки – 36 кг Груши – ? кг, в 4 раза меньше | на ? кг |
– Что сказано о грушах? (Неизвестно, но сказано, что их в 4 раза меньше.)
– Что надо узнать в задаче? (На сколько груш привезли меньше.)
– Можно сразу сравнивать? (Нет, не знаем сколько груш.)
– Можете узнать, сколько было груш? (Да.)
– Как? (Делением.)
– Вспомните правило. Как узнать, на сколько одно число меньше другого? (Из большего вычесть меньшее.)
– Решение задачи запишите самостоятельно.
Геометрическая задача.
Учитель читает задачу:
– Одна сторона прямоугольника равна 7 м, а другая – 4 м.
– Можно ли данную запись назвать задачей? (Нет, так как записано лишь условие задачи.)
– Чего не хватает в задаче? (Вопроса.)
– Какие вопросы можно поставить к задаче? (Найти периметр прямоугольника. Найти площадь прямоугольника.)
– Как найти периметр прямоугольника? (Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон прямоугольника.)
– Как найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.)
– Запишите решение задачи в тетради самостоятельно. (Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.)
Первый выполнивший самостоятельно задание в тетради, записывает решение на доске.
P = 7 + 4 + 7 + 4 = 22 (см)
S = 7 · 4 = 7 + 7 + 7 + 7 = 28 (см2)
– Что можно изменить в условии и вопросе задачи, чтобы она соответствовала «новому открытию»? (Пусть длина прямоугольника 7 м, а ширина 1 м. Найти площадь прямоугольника.)
– Запишите решение к новой задаче самостоятельно. (S = 7 · 1 =
= 7 (см2).)
– А теперь поиграем «в пустяки». Найдите в учебнике на с. 82 № 4, поднимите руки те, для кого несложно выполнить это задание. Докажите это и выполните. Запишите самостоятельно.
2. Работа в тетради на печатной основе (№ 150–151, с. 56).
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть правило умножения на 1.)
– Вам удалось достичь цели? (Да.)
Домашнее задание: учебник, с. 82, № 4, набрать код избушки. Творческое задание: составить и решить примеры на умножение на 1.
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
(учебник, с. 70; рабочая тетрадь, с. 56; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади, периметра фигуры, переводить одни единицы длины в другие.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади фигуры, переводить одни единицы длины в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pedsovet.su/load/240-1-0-14666
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.
Основные понятия и термины: приемы письменных вычислений.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Сегодня на уроке нас ждет захватывающее морское путешествие, а также приключения на таинственном Математическом острове. Нам предстоит встретиться с пиратами, познакомиться с жителями острова, построить переправу, побывать на территории обезьян и у Загадочной горы, а также узнать тайну Волшебного водопада.
– Вы готовы? Тогда отдать швартовы!
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы будем совершенствовать наши навыки в области вычислений в пределах 1 000.
III. Чистописание.
Попугай. Говорят, что эта цифра похожа на лебедя. А я считаю, что она похожа на волну! Догадались, о какой цифре идет речь?
Ученики прослеживают по мультимедийной модели последовательность написания цифры 2.
– Пропишите цифру 2 до конца строки.
Попугай. В этом море много различных рыб водится! Поселите у себя в тетрадях таких же. Помните, что задание надо выполнять карандашом.
IV. Актуализация знаний. Устный счет.
Пират. Я позволю вам продолжить путь, если вы подсчитаете все запасы моих золотых монет.
На экране поэтапно появляются действия примеров, ученики считают устно, а ответ записывают в тетрадь. Всего будет два ответа.
Пират. Не так-то просто уйти от короля пиратов! Пушки – к бою!
Попугай. Ребята, надо срочно залатать наши паруса!
Ученики решают примеры с «окошками» в тетрадях. Недостающие цифры вставляют карандашом.
Попугай. Добро пожаловать на остров! Давайте познакомимся с его жителями. Вам предстоит решить задачи. В тетрадь записывайте только решение с пояснением.
Задача 1. В мире существует 40 видов лазающих полозов, что в 4 раза больше, чем у нас в стране. Сколько видов лазающих полозов у нас в стране? (40 : 4 = 10 (пол.) – в нашей стране.)
Задача 2. Бабочки-монархи зимуют на Кубе на одних и тех же деревьях. На ветке длиной 30 см помещаются 90 бабочек. Сколько бабочек висит на 1 см ветки? (90 : 30 = 3 (б.) – на 1 см ветки.)
Задача 3. Тропическая лиана разбрасывает свои семена на 14 м, что в 7 раз дальше, чем делает это герань. На какое расстояние разбрасывает свои семена герань? (14 : 7 = 2 (м) – герань.)
Задача 4. У длиннохвостых обезьян за одним детенышем присматривают 8 взрослых обезьян. Для скольких детенышей потребуются 24 обезьяны? (24 : 8 = 3 (дет.) – если 24 обезьяны.)
V. Изучение нового материала.
Попугай. Ой, какой быстрый поток! Чтобы перебраться через него, надо связать из бревен мост. Бревна непростые – примеры:
325 + 434 465 – 123
Учащиеся при помощи учителя объясняют решение этих примеров.
– Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Складываем единицы: 5 + 4 = 9. Пишем под единицами.
Складываем десятки: 2 + 3 = 5. Пишем под десятками.
Складываем сотни: 3 + 4 = 7. Пишем под сотнями.
Читаем ответ: 759.
Аналогично комментируется вычитание.
Попугай. Но этих примеров не хватает! Еще выполним № 1–2 на с. 70.
Физкультминутка
Вот это остров! Чудеса! Какая же здесь красота! Вот добрый, умный, старый слон. | |
Он посылает всем поклон. А кенгуру как быстро скачет, | (Кивки головой.) |
Словно мой любимый мячик. Вот змея, она пугает И к себе не подпускает. По песку ползет она, | (Прыжки на одной ноге и на двух.) |
Извивается слегка. А вот павлин. Он чудо-птица И всегда собой гордится. Выступает ровно, прямо. | (Изгибы тела, вращения бедрами.) |
Смотрит гордо, величаво! | (Расправление рук, посадка с ровной осанкой.) |
Попугай. Мы попали на территорию обезьян! Интересно, чем они здесь занимаются…
Задача. Обезьяны решили сплести из лиан гамаки. Длина первой лианы 24 м, второй – 18. Сколько гамаков смогут сплести обезьяны, если известно, что на изготовление одного гамака идет 3 м лиан.
– Давайте составим краткую запись. Из скольких лиан обезьяны собрались плести гамаки? (Из двух.)
– Известно, сколько гамаков они сплели из первой? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А из второй? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А что же тогда известно? (Что на 1 гамак идет 3 м лиан.)
– Эту задачу можно решить двумя способами. Давайте разберем способ решения в 3 действия. Итак, что будем узнавать первым действием? (Сколько гамаков получится из первого куска: 24 : 3 = 8.)
– Что узнаем вторым действием? (Сколько гамаков получится из второго куска: 18 : 3 = 6.)
– Каково будет третье действие? (Найдем сумму гамаков: 8 + 6 = 14.)
Попугай. Ребята, а попробуйте решить эту задачу в два действия.
Ученики самостоятельно решают задачу в 2 действия, затем сверяются с доской.
Попугай. Смотрите, на камне какие-то необычные надписи…
Проводится устная работа на развитие логического мышления и внимательности. На экране таблица с несколькими фигурами, ученики должны определить, какой фигуры не хватает.
VI. Закрепление изученного материала.
Попугай. Какой красивый водопад! Хотите узнать, какую тайну он скрывает?
1. Работа в тетради на печатной основе, с. 56.
2. Проведение релаксационной разминки: ученики закрывают глаза и представляют, как проходят сквозь водопад.
Попугай. Это фруктовые уравнения. Попробуйте их решить, заменяя фрукты латинскими буквами.
45 : х = 3 х : 7 = 12 х · 6 = 90 12 · х = 48 х · 56 = х
Ученики решают уравнения в тетрадях, заменяя фрукты латинскими буквами.
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
Попугай. К сожалению, пора расставаться… Успехов вам в учебе, приплывайте к нам еще!
Анимация уплывающего корабля.
– Вот и подошло к концу наше путешествие.
– Вам понравилось на Математическом острове?
– Что особенно запомнилось?
– Какие животные нам повстречались?
– Что нового узнали?
– Попутного вам ветра!
Домашнее задание: учебник, с. 70, № 3, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Математика 3 класс. Тема "Симметричные фигуры"
Технологическая карта по математике 3 класс "Симметричные фигуры" . УМК "Перспектива"...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта математики "Переместительное свойство умножения", УМК "Школа России" + мльтимедийная презентация) 2 класс
Предмет: математикаТема урока: «Переместительные свойства умножения»Цели: формировать умение находить переместительные свойства умножения; способствовать формированию умения применять переместит...
Технологическая карта Математика "Проверка сложения" 3 класс
Тема: "Проверка сложения"Технологическая карта Тема:"Проверка сложения" , 3 класс...
Технологическая карта математика 3 класс школа России
Технологическая карта по математике 3 класс школа России...
Технологическая карта. Математика 2 класс.
Технологическая карта. Математика 2 класс....
Урок математики(технологическая карта).4 класс
Урок математики (технологическая карта).4 класс УМК "Школа России".Прием письменного умножения для случаев вида 4037*4....
Технологическая карта 4 класс математика
Урок математики в 4 классе на тему: "Деление многозначного числа на однозначное"...