Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах
статья по математике (1 класс)

Архипова Алсу Рифатовна

    Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_zadachi_v_kurse_matematiki.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах

    Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

- привлекательность;

- необычность;

- притягательность;

- оригинальность;

-вызывание возбуждения и др.

Характерные признаки занимательных задач: такая задача имеет развивающую направленность;

-в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;

-в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достичь заданной цели;

-задача включает в себя необычно поставленный вопрос;

- качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок.

  Существуют различные классификации и типологизации задач:

-по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки ), --по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические),

-по содержанию (количественные и качественные),

-по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями,

-задачи с познавательными функциями,

-задачи с развивающими функциями) и так далее.

Типологизация ( И.В.Егорченко ): стандартные прикладные задачи нестандартные прикладные задачи.

Нестандартные прикладные задачи подразделяются в зависимости от нестандартной формы, способа решения и особенностей.

При этом учитываются :

1) постановка задачи,

2) процесс решения,

3) представление ответов,

4) осуществление проверки решения.

   К первому типу нестандартных задач относятся:

-задачи с лишними, недостающими или противоречивыми данными;

-задачи без явной постановки вопроса или с неявной его постановкой;

-задачи с нестандартной формой изложения данных (рисунок, схема, диаграмма);

-задачи с реккурентным способом постановки данных и условий (когда данные задаются опосредованно, один вопрос через другой);

-задачи, направленные на установление взаимосвязи, проведение аналогии, обобщения;

-задачи, имеющие нестандартную фабулу постановки и задания вопроса;

-задачи в форме игр либо заданий практической или лабораторной работы ;

-задачи, данные в которых представлены в непривычных (нестандартных) единицах измерения;

-задания на нахождение ошибок, подтверждение истинности или обнаружение смысловых противоречий.

Задачи- шутки.

 К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 2 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (20)

• Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем? (9 чашек)

Я рисую кошкин дом:

  Три окошка, дверь с крыльцом,

  Наверху ещё окно, чтобы не было темно.

  Посчитай окошки в домике у кошки.

         (4 окна.)

Ехали две тачки и ещё две тачки,

В каждой по две кошки и по две собачки.

Сколько было тачек, кошек и собачек?

         (4 тачки, 4 кошки, 4 собачки.)

Четыре спелые груши на веточках качалось.

Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?

                 (2 груши.)

На блюдце у Андрюши четыре жёлтых груши.

Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.

Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.

                 (3 груши.)

Задачи с числами . Записать 80 четырьмя пятерками. Логические задачи. В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым – ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое – розы и ромашки, двое – георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?

Русские задачи.

 Два цыплёнка стоят,

        Два в скорлупках сидят.

        Шесть  яиц  под  крылом

        У наседки  лежат.

        Посчитай  поверней,

        Отвечай  поскорей:

        Сколько будет цыплят

        У наседки моей?

 

  Как-то вечером к медведю

        На пирог  пришли  соседи:

        Ёж, барсук, енот, “косой”,

        Волк  с плутовкою – лисой.

        А  медведь  никак  не  мог

        Разделить на  всех  пирог.

        От  труда  медведь  вспотел, -

        Он  считать  ведь  не  умел

        Помоги  ему  скорей,

        Посчитай-ка  всех зверей.

 Сеть  тяну, рыбу  ловлю.

        Попало  немало:

        7 окуней, 10 карасей,

        1 ершок – и того в горшок.

        Уху  сварю, всех угощу.

        Сколько  рыб  я сварю?

 Красиво вышила Татьяна

       Две лилии и два тюльпана.

       Какие чудные цветы!

       А сколько  их? Нам скажешь ты.

     

 В  шкафу  на  полке  пять  книг

        Я  прочитала  две  из  них

        Осталось  сколько  книг  читать?

        Вы  это  можете  узнать?

    Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов . Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задачи о самом интересном для начальных классов

Занимательные задачи о самом интересном для начальных классов ...

Комбинаторные задачи на уроках математики в начальных классах.

Рабочая тетрадь по комбинаторике.Помогает детям решать нестандартные задачи....

Занимательные задачи в курсе математики

Материал подготовлен для выступления на МО начальных классов....

Работа над задачей на уроках математики в начальных классах.

Виды задач. Модели решения задач. Основные этапы решения задач. Способы решения задач....

«Использование логических задач на уроках математики в начальных классах»

Сегодня современный урок математики не проходит без заданий и задач на развитие логического мышления. Актуальность данной темы заключается в том, что из-за отсутствия системы работы над такими задачам...