Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах
статья по математике (1 класс)
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_zadachi_v_kurse_matematiki.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.
- привлекательность;
- необычность;
- притягательность;
- оригинальность;
-вызывание возбуждения и др.
Характерные признаки занимательных задач: такая задача имеет развивающую направленность;
-в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;
-в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достичь заданной цели;
-задача включает в себя необычно поставленный вопрос;
- качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок.
Существуют различные классификации и типологизации задач:
-по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки ), --по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические),
-по содержанию (количественные и качественные),
-по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями,
-задачи с познавательными функциями,
-задачи с развивающими функциями) и так далее.
Типологизация ( И.В.Егорченко ): стандартные прикладные задачи нестандартные прикладные задачи.
Нестандартные прикладные задачи подразделяются в зависимости от нестандартной формы, способа решения и особенностей.
При этом учитываются :
1) постановка задачи,
2) процесс решения,
3) представление ответов,
4) осуществление проверки решения.
К первому типу нестандартных задач относятся:
-задачи с лишними, недостающими или противоречивыми данными;
-задачи без явной постановки вопроса или с неявной его постановкой;
-задачи с нестандартной формой изложения данных (рисунок, схема, диаграмма);
-задачи с реккурентным способом постановки данных и условий (когда данные задаются опосредованно, один вопрос через другой);
-задачи, направленные на установление взаимосвязи, проведение аналогии, обобщения;
-задачи, имеющие нестандартную фабулу постановки и задания вопроса;
-задачи в форме игр либо заданий практической или лабораторной работы ;
-задачи, данные в которых представлены в непривычных (нестандартных) единицах измерения;
-задания на нахождение ошибок, подтверждение истинности или обнаружение смысловых противоречий.
Задачи- шутки.
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 2 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (20)
• Маша с Таней не скучают:
По 3 чашки выпивают.
Забежал к девчонкам Сашка,
Выпил сразу 3 он чашки.
Сколько чашек за столом
Было выпито втроем? (9 чашек)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху ещё окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки.
(4 окна.)
Ехали две тачки и ещё две тачки,
В каждой по две кошки и по две собачки.
Сколько было тачек, кошек и собачек?
(4 тачки, 4 кошки, 4 собачки.)
Четыре спелые груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(2 груши.)
На блюдце у Андрюши четыре жёлтых груши.
Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.
Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.
(3 груши.)
Задачи с числами . Записать 80 четырьмя пятерками. Логические задачи. В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым – ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое – розы и ромашки, двое – георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?
Русские задачи.
Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою – лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
7 окуней, 10 карасей,
1 ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудные цветы!
А сколько их? Нам скажешь ты.
В шкафу на полке пять книг
Я прочитала две из них
Осталось сколько книг читать?
Вы это можете узнать?
Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов . Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задачи о самом интересном для начальных классов
Занимательные задачи о самом интересном для начальных классов ...
Комбинаторные задачи на уроках математики в начальных классах.
Рабочая тетрадь по комбинаторике.Помогает детям решать нестандартные задачи....
Занимательные задачи в курсе математики
Материал подготовлен для выступления на МО начальных классов....
Работа над задачей на уроках математики в начальных классах.
Виды задач. Модели решения задач. Основные этапы решения задач. Способы решения задач....
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Статья...
«Использование логических задач на уроках математики в начальных классах»
Сегодня современный урок математики не проходит без заданий и задач на развитие логического мышления. Актуальность данной темы заключается в том, что из-за отсутствия системы работы над такими задачам...