Занимательные задачи в курсе математики
презентация к уроку на тему
Материал подготовлен для выступления на МО начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация на тему "Занимательные задачи в курсе математики" | 693.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ученые, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Что такое занимательность?
АКТУАЛЬНОСТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.
- привлекательность; - необычность; - притягательность; - оригинальность; -вызывание возбуждения и др. Качества занимательности:
внешняя ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ
Характерные признаки занимательных задач : такая задача имеет развивающую направленность; в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных; в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достичь заданной цели; задача включает в себя необычно поставленный вопрос; это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок.
Существуют различные классификации и типологизации задач: по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки ), по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические), по содержанию (количественные и качественные), по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями) и так далее.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ( И.В.Егорченко ): стандартные прикладные задачи нестандартные прикладные задачи
НЕСТАНДАРТНЫЕ прикладные задачи подразделяются в зависимости от нестандартной формы, способа решения и особенностей. При этом учитываются : 1 ) постановка задачи, 2 ) процесс решения, 3 ) представление ответов, 4 ) осуществление проверки решения.
К первому типу нестандартных задач относятся: задачи с лишними, недостающими или противоречивыми данными; задачи без явной постановки вопроса или с неявной его постановкой; задачи с нестандартной формой изложения данных (рисунок, схема, диаграмма); задачи с реккурентным способом постановки данных и условий (когда данные задаются опосредованно, один вопрос через другой); задачи, направленные на установление взаимосвязи, проведение аналогии, обобщения; задачи, имеющие нестандартную фабулу постановки и задания вопроса; задачи в форме игр либо заданий практической или лабораторной работы ; задачи, данные в которых представлены в непривычных (нестандартных) единицах измерения; задания на нахождение ошибок, подтверждение истинности или обнаружение смысловых противоречий.
Задачи- шутки. Полторы корзины с грибами стоят полтора рубля. Сколько стоят тринадцать корзинок ? Как из четырех спичек получить 15, не ломая их? 3. В танце первый слог найдете, Цифра- это новый слог. Ну , а дальше вы возьмете И приставите предлог. В целом- тот, кто защищает Славу, честь страны родной, Страха он в бою не знает И в труде - труда Герой.
Задачи с числами . Записать 80 четырьмя пятерками. Логические задачи. В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым – ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое – розы и ромашки, двое – георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?
Р у с с к и е з а д а ч и . Веселый француз пришел в трактир с неизвестной суммой денег. Кроме этого он занял у хозяина трактира столько денег, сколько у него уже имелось. Из всей суммы он отдал один рубль. После этого он пошел в другой трактир и опять занял столько денег, сколько у него было, а затем отдал один рубль. В третьем и четвертом трактирах француз сделал то же самое. В результате из четвертого трактира он вышел без денег. Спрашивается, сколько денег было у весельчака француза.
Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов . Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики во 2 классе по теме: «Вопрос как часть задачи» (по курсу «Математика» автора И. И. Аргинской)
Цели: актуализировать понятие задачи, формировать представление о структуре задачи,развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенного мышление;воспит...
Занимательные задачи на уроках математики
Занимательный материал для использования на уроках математики и во внеклассной работе...
Презентация: Логические задачи в курсе математики начальной школы
Формирование логического мышления учащихся начальных классов.Развитие способности понимать смысл поставленной задачи....
Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения ...
Рабочая программа 8 часового курса "Занимательные задачи 3-4 класс"
Курс «Решение занимательных задач» рассчитан на 8 часов для учащихся третьих- четвертых классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умени...
Рабочая программа 8 часового курса "Занимательные задачи 3-4 класс"
Курс «Решение занимательных задач» рассчитан на 8 часов для учащихся третьих- четвертых классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умени...
Статья: "ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)"
Обучение решению текстовых задач в начальной школе является традиционной содержательно - методической целью включения текстовых задач в программу учебной дисциплины математика. Авторы...