Эффективность применения текстовых задач на уроках математики в начальных классах.
статья по математике
Предварительный просмотр:
Батыршина Е.А., учитель начальных классов.
Эффективность применения текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Задачи (в широком смысле слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач.
Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития детей, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности, проявления познавательной активности в учении.
Одно из важнейших мест в начальном курсе математики начальной школе занимают задачи. В процессе решения задач ученик переходит от её словесной модели к мыслительной модели, а от нее к знаково-символической модели.
Использование задач способствует формированию основ материального мировоззрения, позволяет учащимся убедиться, что такие абстрактные понятия, как «число», «арифметическое действие» и т.д. Имеют корни в реальной жизни, в практике.
Решение задач рассматривали многие ученые, они создавали свои учебники и выпускали свои работы.
Большую роль в развитии учащихся играет прием обобщения. Формированию у младших школьников умения пользоваться этим приемом способствует решение задач различных видов [1, с.32].
Решить задачу – это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнять над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать. Записать решение задачи -значит с помощью цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи. Решение задач содействует усвоению школьниками элементов арифметической теории.
В начальных классах используются различные формы записи решения: по действиям, по действиям с пояснением, с вопросами, выражением.
Существуют различные методические подходы к формированию умения решать текстовые задачи: методические приёмы обучения младших школьников решению задач (приёмы выбора, сравнения, преобразования, конструирования). Использование различных методических приёмов при обучении решению задач формирует у учащихся способность видеть различные связи между данными и искомым, т.е. решить задачу различными способами [2, с.63].
Наличие в каждой задаче какой-то новизны – одно из условий, активизирующих умственную деятельность ученика. Если дети будут систематически проводить упражнения по сравнению, сопоставлению и преобразованию задач, то это поможет им быстрее научиться решать любые задачи.
Литература:
- Демидова Т.Е. Алгебраический метод решения текстовых задач для нахождения арифметического способа их решения [Текст] / Т.Е. Демидова // Начальная школа. -2011. - № 3. - С. 100-104.
- Дендюк Л.К. Решение текстовых математических задач разными способами в системе развивающего обучения Л.В.Занкова [Текст] / Л.К. Дендюк // Начальная школа. - 2003. - № 5.- С. 13-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинаторные задачи на уроках математики в начальных классах.
Рабочая тетрадь по комбинаторике.Помогает детям решать нестандартные задачи....
Работа над задачей на уроках математики в начальных классах.
Виды задач. Модели решения задач. Основные этапы решения задач. Способы решения задач....
"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"
Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Статья...
Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе»
Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе» (я - методист. 2016г.)...
Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"
Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....
Формирование общего умения решать текстовые задачи на уроке математики в начальной школе
В статье отражены основные этапы формирования у младших школьников общего умения решать текстовые задачи...