Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Устные и письменные приемы вычислений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-delovaya_igra_s_elementami_finansovoy_gramotnosti.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»

Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.

                                    Выполнила: учитель начальных классов Игуменщева Г.В.

2022г.

План-конспект урока по математике. 4 класс.

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»

  Цель:   Задачи:

1. Способствовать формированию экономического образа мышления.

  1. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
  2. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
  3. Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
  4. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в группе,
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

     

 - повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;

       - познакомить с устными и письменными приемами вычислений. 

      - способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное   свойства сложения;

      - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;

    - решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

 Предметные:

  • повторять нумерацию многозначных чисел;
  • совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение выполнять действия с величинами;
  •  развивать умение решать задачи.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 Задачи: научатся устным и письменным приемам вычислений многозначных чисел. 

Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.

Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о  переместительном и сочетательном  свойствах  сложения; - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений

 Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к математике.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий,методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:     Экран, компьютер, проектор.

                                                Ход урока:

  1. Орг. Момент  4 мин.

- Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!

-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)

-Готовы,  тогда начинаем и для работы нам сегодня понадобятся:

Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же ,хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!

     -Давайте повернемся к соседу по парте,  и ему  улыбнемся, и пожелаем отличной работы на уроке.  

  1.  .  Психологический настрой.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

-Молодцы, а теперь все   посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Я  хочу, чтобы вы улыбались,

Работой своею довольны остались,

Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!

Чтоб этот урок порадовал всех! 

 «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»  (слайд)

Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778гг.) 

-Сейчас  мы отправимся в увлекательное путешествие по стране – Математика! –1.Математика начинается с устного счёта    6 – 8 мин.

 -Плетём пальчиками, лисичка-зайчик и продолжаем работать.  

-Игра -«Верите ли вы» (если да – МОЖЕТ  ХЛОПАТЬ  , если нет -  качаем  головой)

 - знак вычитания в математике -это минус;

- знак сложения -это плюс;

- компоненты сложения- это слагаемое, слагаемое, сумма;

- в часе 600 минут;

-  в 1 км 1000 метров;

- если 999 увеличить на 1, будет 1000;

-  20 000 прибавить 800, будет 20 800;

-  мм, см, дм,  м, км - это единицы массы;

Блиц-опрос «Горячая двадцатка».

  • Как называются числа при сложении?
  • Как называются числа  при вычитании?
  • Как называются числа при умножении? (множители, произведение)
  • Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
  • Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого?
  • Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
  • Что такое периметр?
  • Как найти площадь? – В каких единицах измеряем площадь?
  • Что такое квадрат?
  • Что такое прямоугольник?
  • Если к числу прибавить 0,то…(то число не изменится)?
  • Если из числа вычесть 0,то…(число не изменится)?
  • Разность двух одинаковых  чисел равна…(0)
  • Какое число получится при делении на 0?
  • Сколько дней в году?
  • сколько кг в1 т.?
  • сколько ушей в классе у присутствующих?(шутка)

- ПРОДОЛЖАЕМ  Разминку для ума  НА ДОСКЕ  1.  Числа:   987…989,… 991, 992…994,…996,997…999.

-Можно ли назвать числовым рядом? – Почему? – Назовите пропущенные цифры.

-Что объединяет эти числа?

  -Какое число предшествует числу 991?

- Назовите самое маленькое число из этих чисел.

 -Какое число самое большое?  999 -Назовите соседей этого числа.

 -Какое число следует за числом 994?  

- Как получили это число  995?  (увеличили на 1) -Что вы можете о нем рассказать?   (многозначное, состоит из 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц.)

-соседи ?                 - разрядные слагаемые?                -относится к классу  ( 1 классу, к классу единиц)  .-Определите, сколько единиц каждого разряда в этом числе:  

Какое число самое большое?  999 число  назовите соседей

-  Назовите разряды…?  -  -А  сколько  цифр понадобилось  для  записи   этого ч?

-Назовите

 -Как получили число 1000? – Что это за число. – Дайте ему характеристику.

Самоопределение к деятельности, подведение к теме урока.

  - Молодцы!  - Мы провели устный счёт и отталкиваясь от него, кто может сказать тему урока?  ( сложение и вычитание многозначных чисел)

-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа .

На доске примеры (№ 260)   2+96+98+904    48+530+70+52

- Вычисли наиболее лёгким способом!_______________________

-Для этого нам надо что вспомнить? (св-ва) – Как будем решать?

( применять сочетательное св-во).

-А еще какое свойство вы знаете? (переместительное)

- Приведите устно пример, подходящий под это св-во.

 -Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили эти свойства? Для чего нам эти свойства нужны и нужны ли вообще?  (Наверное эти свойства мы будем применять при изучении новой темы  и это облегчает вычисления,)  

  - Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет)

- Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в  уме очень сложно)

- Правильно.   ( Подвожу к  цели урока.) – Так, значит, какова будет цель нашего урока? ( будем учиться складывать и вычитать многозначные числа столбиком)

-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (Да, наверное, одинаково)- Вы выдвинули гипотезу.  Что такое гипотеза?

-  Правильно. Это предположение, которое мы должны доказать или опровергнуть.

- Посмотрите на доску НА  ДОСКЕ ПРИМЕРЫ:   -  Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)

- Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.

- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)

 345+345=690              _________________________     - Решаем в соответствии  алгоритмом

 И открываю карточку

3.656+2.256=  5.912  -   что, в этом примере, вы увидели? (добавились единицы тысяч)

- Складывали ли мы уже  четырехзначные числа столбиком? (нет)

- Как будем записывать этот пример? (в соответствии  алгоритмом)   (И открываю карточку)

   - Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

 - Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)        74.803 +1.560=76.393

                                                                    И открываю карточку

А как узнать, правильно ли мы решили пример? –

- Кто уже может сформулировать тему урока.  О чем мы сегодня будем говорить?

- Выполнять устные и письменные приемы вычислений.

- Какие задачи на урок  поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел)

- Сложение мы проверяем? – как ? ( если из суммы вычесть одно из слаг….)

- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием.

-  Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)  

- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные)    ,

-т.е. мы доказали гипотезу, что письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?  - И открываю карточку

- А как вы думаете, нам в жизни может это все пригодиться? Вот вычисления таких многозначных чисел?

- И где, если да?

 2. - Теперь давайте попробуем письменно  решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.

- Ещё раз вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да)

 - Молодцы!

- Ну, что, пробуем самостоятельно решить примеры?

  -Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)

-Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие, в тетради)

528 047 + 106 875 = 634 922  -Сложение проверяем чем ? ВЫЧИТАНИЕМ.

Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки        Карточки у Альфии

4. Складываю сотни

5. Складываю единицы тысяч

6. Складываю десятки тысяч

7. Складываю сотни тысяч

8. Читаю ответ

- а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)

385 746 + 23 352 = 409098

409 098 – 385 746 = 23 352

 Физминутка  

- А теперь немного отдохнём

- Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы

Вот жаворонок с ивушки
Взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три лодочки по озеру
Широкому плывут.
Гребцы сидят на лодочках
И весело гребут.
Пять зайцев от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.

  • Сколько было жаворонков на ивушке? 1
  • Сколько лодочек плыло по озеру? – 3
  • Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5
  • Сколько скакало лошадей? – 4

А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.

Как живёшь? –Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

Как бежишь ? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

и садитесь за парты!

  _________

   Запишите в тетради   №   № 263    ??????

 - - Прочтите задачу самостоятельно.

- О ком или о чем говорится в задаче?

 -- Что известно?  -Какие семьи участвовали? ( где по з человека в семье и где по 2 человека в семье)

- Вслух читает ещё раз ______________и после прочтения ответьте на вопрос – в виде чего правильно и удобно кратко записать задачу?

 (  Таблица, кр. запись, схематич. Рисунок, а может чертёж?)

- К доске идёт  составлять краткую запись____________________

- Сразу можем ответить на главный вопрос (нет)     - Почему?

_ Значит, что сначала узнаем? -  Потом?

–Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?

  -Каким действием?

 -Какой  тип этой задачи? ( на нахождение слагаемого)

 - Хорошая работа! Умники и умницы!  

- (ПЕРЕХОДИМ к финансовой грамотности)

- Мы решали задачу, в которой, говорилось о ком или о чём? (задача была про семью, которая участвовала в соревнованиях. У нас в классе тоже есть семьи, которые постоянно , ни один год уже принимают участие в разных соревнованиях, это  Карповы)  ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ МЕБЕЛИ.  Многие выезжают на отдых (Барановы),по туристическим путёвкам.    У  АЛЬФИИ

- Конечно, семья для вас –это самое главное в вашей жизни. И надо беречь родителей, почаще их обнимать, благодарить за их любовь и заботу о вас.

  • Сегодня у нас окончание урока будет  необычным. Нам предстоит поработать в фирмах, а именно, в туристических.  (Дети находят значение слова «фирма» в толковом словаре)..
  • Сегодня на уроке будут работать турфирмы по странам.
  • Президентом турфирмы «Байкалтур» является:    Никитин С.

Турфирмы «Моринтур»(), и турфирмы  «Абсолют»(),  

  • Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.
  • Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.
  •  -Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.

А сейчас у нас Очень  важный клиент.

Клиент:  Здравствуйте,  я  с родителями  хотел бы посетить такие страны, как Египет, Греция, Франция и Германия.

Я, как генеральный директор, прошу помочь вам подобрать клиенту выгодные путевки.        

1 турфирма «Байкал тур»:   КАРТОЧКА С  НАЗВАНИЕМ

Путевка в страну Египет

Город Каир: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 21. 452 р.

На ребенка –  16 .723 р ( 21 452+21452+16723 = 59. 627)

Город  Хелуан:

Количество дней – 5, стоимость путевки  на взрослого – 23. 895  р.

На ребенка –   16. 789р (64. 579)

Город  Кена: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 20 983 р.

На ребенка –  15 725 р (57. 691 р)

                                                      (Самый выгодный тур – в город Кена  -57. 691 р)

2 турфирма «Моринтур»   - Греция: - Мы можем Вам предложить  посетить 3 города

Город Афины:                                                            (56. 279 р )

-5 дней на взрослого – 19. 778 р.

-На ребенка –  16 .723 р

Город:  Нафплион                                                       ( 51. 116 р. )

5 дней на взрослого – 17. 591 р.

На ребенка –  15 .934 р.

 И  город: СалОники                                                    (60. 357 р)

5 дней на взрослого – 21. 561 р.

На ребенка –  17 .235 р.

                           (Самый выгодный тур в город – Нафплион – 51. 116 р)

3 турфирма «Абсолют» :Франция                                           (78 208 р. )

Город: Париж  5 дней на взрослого – 27.315 р.

На ребенка –  23 578  р

Город: Марсель                                                                            ( 72 331 р.)

5 дней на взрослого – 24.210  р.

На ребенка –  23 911 р

Город: Лилль ( 51 997 р. )

5 дней на взрослого – 18.215  р.

На ребенка –  15 567  р

                                       Самый выгодный тур в город -  Лилль  -51 997 р

4 группа «Байкалинтур»   страна: Германия

Город Мюнхен  (54. 839 р.)  

5 дней на взрослого – 19. 564  р.

На ребенка –  15. 711 р

Город  Берлин                                                                               ( 62. 988 р )

5 дней на взрослого – 23. 219 р.

На ребенка –  16. 550  р

Город Кёльн:                                                                               ( 55 .059 р)

5 дней на взрослого – 19. 373 р.

На ребенка –  16. 313   р

                                Самый выгодный тур в город -  Мюнхен   - 54. 839 р    

          -Итак, представитель каждой турфирмы  должен выйти и показать, какой тур самый выгодный для клиента.  

На интерактивной доске записывают город и стоимость тура.

Вывод: посредством использования на этом этапе интересных сведений и занимательных заданий организована ситуация для закрепления следующих знаний:

  • алгоритма выполнения сложения и вычитания многозначных чисел,
  • воспитания умения работать в парах, группах.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.  

С опорой на имеющиеся знания дети учатся анализировать, применять вычислительные приёмы для решения проблемных задач, логически мыслить и делать выводы о целесообразности своих действий.

-Хорошая работа, уважаемые коллеги.                      

-Я , думаю, клиент будет доволен!

Клиент:  скажите, пожалуйста, а проезд входит в стоимость тура?    

Глава: к сожалению, нет.

  •      А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных и прокомментировать оценку. В сводной ведомости выставьте оценки.  Спасибо вам за проделанную работу.            

   

 Рефлексия. -   Предлагаю поделиться впечатлениями от урока.

-Чему мы сегодня продолжали учиться на уроке?

  (сложению и вычитанию многозначных чисел)  

-Что нового узнали? (кроме знаний по математике,   мы узнали примерные суммы для отдыха семьей, открыли для себя  страны,  новые города)          

- Т.е делаем вывод:   - Математика наука точная, нужна везде и всегда .  

-  Кому понравилось и было интересно на уроке похлопайте.

- Кто  испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.

- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.

- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.

- Прикрепите кружки на доску. -Урок закончен. Вы молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО начальных классов "Формирование элементов финансовой грамотности в урочной и неурочной деятельности"

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и нач...

Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности.

Данный урок  математики  с элементами финансовой грамотности проводился в 3 классе, в первой четверти.Урок разработан в соответствии с авторской Программой М.И.Моро «Математи...

Урок математики с элементами финансовой грамотности, 3 класс, «Школа России»

Тема урока: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».Тип урока: изучение нового материала.Форма работы: групповаяЦель урока: научиться...

Конспект открытого урока по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности «Решение задач»

Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач....

Фрагмент открытого урока по математике в 1 классе по ФГОС с элементами финансовой грамотности, с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление".

Фрагмент  урока по математике в 1 классепо ФГОС с элементами финансовой грамотности,с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление"...

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»

Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике...

"Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе. Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10"

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе Тема урока: Сложение и вычитание чисел  в пределах 10 Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся  по тем...