Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности
учебно-методический материал по математике (4 класс)
Устные и письменные приемы вычислений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-delovaya_igra_s_elementami_finansovoy_gramotnosti.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.
Выполнила: учитель начальных классов Игуменщева Г.В.
2022г.
План-конспект урока по математике. 4 класс.
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Цель: Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
- Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
- Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
- Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
- Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как части семьи, общества;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
- развивать умение работать в группе,
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
- повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;
- познакомить с устными и письменными приемами вычислений.
- способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
- решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Предметные:
- повторять нумерацию многозначных чисел;
- совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение выполнять действия с величинами;
- развивать умение решать задачи.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Задачи: научатся устным и письменным приемам вычислений многозначных чисел.
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.
Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения; - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений
Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к математике.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий,методы и формы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: Экран, компьютер, проектор.
Ход урока:
- Орг. Момент 4 мин.
- Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!
-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)
-Готовы, тогда начинаем и для работы нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же ,хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
-Давайте повернемся к соседу по парте, и ему улыбнемся, и пожелаем отличной работы на уроке.
- . Психологический настрой.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
-Молодцы, а теперь все посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!
Я хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своею довольны остались,
Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!
Чтоб этот урок порадовал всех!
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (слайд)
Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778гг.)
-Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране – Математика! –1.Математика начинается с устного счёта 6 – 8 мин.
-Плетём пальчиками, лисичка-зайчик и продолжаем работать.
-Игра -«Верите ли вы» (если да – МОЖЕТ ХЛОПАТЬ , если нет - качаем головой)
- знак вычитания в математике -это минус;
- знак сложения -это плюс;
- компоненты сложения- это слагаемое, слагаемое, сумма;
- в часе 600 минут;
- в 1 км 1000 метров;
- если 999 увеличить на 1, будет 1000;
- 20 000 прибавить 800, будет 20 800;
- мм, см, дм, м, км - это единицы массы;
Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
- Как называются числа при умножении? (множители, произведение)
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
- Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого?
- Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Что такое периметр?
- Как найти площадь? – В каких единицах измеряем площадь?
- Что такое квадрат?
- Что такое прямоугольник?
- Если к числу прибавить 0,то…(то число не изменится)?
- Если из числа вычесть 0,то…(число не изменится)?
- Разность двух одинаковых чисел равна…(0)
- Какое число получится при делении на 0?
- Сколько дней в году?
- сколько кг в1 т.?
- сколько ушей в классе у присутствующих?(шутка)
- ПРОДОЛЖАЕМ Разминку для ума НА ДОСКЕ 1. Числа: 987…989,… 991, 992…994,…996,997…999.
-Можно ли назвать числовым рядом? – Почему? – Назовите пропущенные цифры.
-Что объединяет эти числа?
-Какое число предшествует числу 991?
- Назовите самое маленькое число из этих чисел.
-Какое число самое большое? 999 -Назовите соседей этого числа.
-Какое число следует за числом 994?
- Как получили это число 995? (увеличили на 1) -Что вы можете о нем рассказать? (многозначное, состоит из 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц.)
-соседи ? - разрядные слагаемые? -относится к классу ( 1 классу, к классу единиц) .-Определите, сколько единиц каждого разряда в этом числе:
Какое число самое большое? 999 число назовите соседей
- Назовите разряды…? - -А сколько цифр понадобилось для записи этого ч?
-Назовите
-Как получили число 1000? – Что это за число. – Дайте ему характеристику.
Самоопределение к деятельности, подведение к теме урока.
- Молодцы! - Мы провели устный счёт и отталкиваясь от него, кто может сказать тему урока? ( сложение и вычитание многозначных чисел)
-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа .
На доске примеры (№ 260) 2+96+98+904 48+530+70+52
- Вычисли наиболее лёгким способом!_______________________
-Для этого нам надо что вспомнить? (св-ва) – Как будем решать?
( применять сочетательное св-во).
-А еще какое свойство вы знаете? (переместительное)
- Приведите устно пример, подходящий под это св-во.
-Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили эти свойства? Для чего нам эти свойства нужны и нужны ли вообще? (Наверное эти свойства мы будем применять при изучении новой темы и это облегчает вычисления,)
- Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет)
- Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в уме очень сложно)
- Правильно. ( Подвожу к цели урока.) – Так, значит, какова будет цель нашего урока? ( будем учиться складывать и вычитать многозначные числа столбиком)
-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (Да, наверное, одинаково)- Вы выдвинули гипотезу. Что такое гипотеза?
- Правильно. Это предположение, которое мы должны доказать или опровергнуть.
- Посмотрите на доску НА ДОСКЕ ПРИМЕРЫ: - Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)
- Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.
- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)
345+345=690 _________________________ - Решаем в соответствии алгоритмом
И открываю карточку
3.656+2.256= 5.912 - что, в этом примере, вы увидели? (добавились единицы тысяч)
- Складывали ли мы уже четырехзначные числа столбиком? (нет)
- Как будем записывать этот пример? (в соответствии алгоритмом) (И открываю карточку)
- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением) 74.803 +1.560=76.393
И открываю карточку
А как узнать, правильно ли мы решили пример? –
- Кто уже может сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить?
- Выполнять устные и письменные приемы вычислений.
- Какие задачи на урок поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел)
- Сложение мы проверяем? – как ? ( если из суммы вычесть одно из слаг….)
- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием.
- Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные) ,
-т.е. мы доказали гипотезу, что письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? - И открываю карточку
- А как вы думаете, нам в жизни может это все пригодиться? Вот вычисления таких многозначных чисел?
- И где, если да?
2. - Теперь давайте попробуем письменно решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.
- Ещё раз вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да)
- Молодцы!
- Ну, что, пробуем самостоятельно решить примеры?
-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)
-Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие, в тетради)
528 047 + 106 875 = 634 922 -Сложение проверяем чем ? ВЫЧИТАНИЕМ.
Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875
1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
2. Складываю единицы
3. Складываю десятки Карточки у Альфии
4. Складываю сотни
5. Складываю единицы тысяч
6. Складываю десятки тысяч
7. Складываю сотни тысяч
8. Читаю ответ
- а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)
385 746 + 23 352 = 409098
409 098 – 385 746 = 23 352
Физминутка
- А теперь немного отдохнём
- Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы
Вот жаворонок с ивушки
Взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три лодочки по озеру
Широкому плывут.
Гребцы сидят на лодочках
И весело гребут.
Пять зайцев от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.
- Сколько было жаворонков на ивушке? 1
- Сколько лодочек плыло по озеру? – 3
- Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5
- Сколько скакало лошадей? – 4
А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.
Как живёшь? –Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь ? – Вот так!
Как плывёшь? – Вот так!
Как летишь? – Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
и садитесь за парты!
_________
Запишите в тетради № № 263 ??????
- - Прочтите задачу самостоятельно.
- О ком или о чем говорится в задаче?
-- Что известно? -Какие семьи участвовали? ( где по з человека в семье и где по 2 человека в семье)
- Вслух читает ещё раз ______________и после прочтения ответьте на вопрос – в виде чего правильно и удобно кратко записать задачу?
( Таблица, кр. запись, схематич. Рисунок, а может чертёж?)
- К доске идёт составлять краткую запись____________________
- Сразу можем ответить на главный вопрос (нет) - Почему?
_ Значит, что сначала узнаем? - Потом?
–Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?
-Каким действием?
-Какой тип этой задачи? ( на нахождение слагаемого)
- Хорошая работа! Умники и умницы!
- (ПЕРЕХОДИМ к финансовой грамотности)
- Мы решали задачу, в которой, говорилось о ком или о чём? (задача была про семью, которая участвовала в соревнованиях. У нас в классе тоже есть семьи, которые постоянно , ни один год уже принимают участие в разных соревнованиях, это Карповы) ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ МЕБЕЛИ. Многие выезжают на отдых (Барановы),по туристическим путёвкам. У АЛЬФИИ
- Конечно, семья для вас –это самое главное в вашей жизни. И надо беречь родителей, почаще их обнимать, благодарить за их любовь и заботу о вас.
- Сегодня у нас окончание урока будет необычным. Нам предстоит поработать в фирмах, а именно, в туристических. (Дети находят значение слова «фирма» в толковом словаре)..
- Сегодня на уроке будут работать турфирмы по странам.
- Президентом турфирмы «Байкалтур» является: Никитин С.
Турфирмы «Моринтур»(), и турфирмы «Абсолют»(),
- Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.
- Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.
- -Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.
А сейчас у нас Очень важный клиент.
Клиент: Здравствуйте, я с родителями хотел бы посетить такие страны, как Египет, Греция, Франция и Германия.
Я, как генеральный директор, прошу помочь вам подобрать клиенту выгодные путевки.
1 турфирма «Байкал тур»: КАРТОЧКА С НАЗВАНИЕМ
Путевка в страну Египет
Город Каир: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 21. 452 р.
На ребенка – 16 .723 р ( 21 452+21452+16723 = 59. 627)
Город Хелуан:
Количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 23. 895 р.
На ребенка – 16. 789р (64. 579)
Город Кена: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 20 983 р.
На ребенка – 15 725 р (57. 691 р)
(Самый выгодный тур – в город Кена -57. 691 р)
2 турфирма «Моринтур» - Греция: - Мы можем Вам предложить посетить 3 города
Город Афины: (56. 279 р )
-5 дней на взрослого – 19. 778 р.
-На ребенка – 16 .723 р
Город: Нафплион ( 51. 116 р. )
5 дней на взрослого – 17. 591 р.
На ребенка – 15 .934 р.
И город: СалОники (60. 357 р)
5 дней на взрослого – 21. 561 р.
На ребенка – 17 .235 р.
(Самый выгодный тур в город – Нафплион – 51. 116 р)
3 турфирма «Абсолют» :Франция (78 208 р. )
Город: Париж 5 дней на взрослого – 27.315 р.
На ребенка – 23 578 р
Город: Марсель ( 72 331 р.)
5 дней на взрослого – 24.210 р.
На ребенка – 23 911 р
Город: Лилль ( 51 997 р. )
5 дней на взрослого – 18.215 р.
На ребенка – 15 567 р
Самый выгодный тур в город - Лилль -51 997 р
4 группа «Байкалинтур» страна: Германия
Город Мюнхен (54. 839 р.)
5 дней на взрослого – 19. 564 р.
На ребенка – 15. 711 р
Город Берлин ( 62. 988 р )
5 дней на взрослого – 23. 219 р.
На ребенка – 16. 550 р
Город Кёльн: ( 55 .059 р)
5 дней на взрослого – 19. 373 р.
На ребенка – 16. 313 р
Самый выгодный тур в город - Мюнхен - 54. 839 р
-Итак, представитель каждой турфирмы должен выйти и показать, какой тур самый выгодный для клиента.
На интерактивной доске записывают город и стоимость тура.
Вывод: посредством использования на этом этапе интересных сведений и занимательных заданий организована ситуация для закрепления следующих знаний:
- алгоритма выполнения сложения и вычитания многозначных чисел,
- воспитания умения работать в парах, группах.
- Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
С опорой на имеющиеся знания дети учатся анализировать, применять вычислительные приёмы для решения проблемных задач, логически мыслить и делать выводы о целесообразности своих действий.
-Хорошая работа, уважаемые коллеги.
-Я , думаю, клиент будет доволен!
Клиент: скажите, пожалуйста, а проезд входит в стоимость тура?
Глава: к сожалению, нет.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных и прокомментировать оценку. В сводной ведомости выставьте оценки. Спасибо вам за проделанную работу.
Рефлексия. - Предлагаю поделиться впечатлениями от урока.
-Чему мы сегодня продолжали учиться на уроке?
(сложению и вычитанию многозначных чисел)
-Что нового узнали? (кроме знаний по математике, мы узнали примерные суммы для отдыха семьей, открыли для себя страны, новые города)
- Т.е делаем вывод: - Математика наука точная, нужна везде и всегда .
- Кому понравилось и было интересно на уроке похлопайте.
- Кто испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.
- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.
- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.
- Прикрепите кружки на доску. -Урок закончен. Вы молодцы. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО начальных классов "Формирование элементов финансовой грамотности в урочной и неурочной деятельности"
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и нач...
Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности.
Данный урок математики с элементами финансовой грамотности проводился в 3 классе, в первой четверти.Урок разработан в соответствии с авторской Программой М.И.Моро «Математи...
Урок математики с элементами финансовой грамотности, 3 класс, «Школа России»
Тема урока: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».Тип урока: изучение нового материала.Форма работы: групповаяЦель урока: научиться...
Конспект открытого урока по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности «Решение задач»
Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач....
Фрагмент открытого урока по математике в 1 классе по ФГОС с элементами финансовой грамотности, с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление".
Фрагмент урока по математике в 1 классепо ФГОС с элементами финансовой грамотности,с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление"...
Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»
Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике...
"Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе. Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10"
Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся по тем...